Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 января 2011 г. N 03АП-4709/2010
А33-10272/2010
"13" января 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" января 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А. Н., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от Прокурора Красноярского края (истца): Кулябовой Ю.А. на основании удостоверения ТО N 077097 от 10.02.2009;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" сентября 2010 года по делу N А33-10272/2010, принятое судьей Шуваевой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Единство" (ИНН 2460084420, ОГРН 1072460003714) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) о признании государственного контракта N 59 от 01.04.2010 недействительным в силу его ничтожности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2010 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось с апелляционной жалобой, указав следующее:
- суд не применил Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1996 N 57 "О государственной охране", что является нарушением норм материального права;
- суд неправильно истолковал пункт 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 587, Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, в связи с чем пришел к неправомерному выводу о недействительности в силу ничтожности государственного контракта.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал следующие возражения против апелляционной жалобы:
- объекты, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом N 57-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, различны, равно как и правоотношения, регулируемые указанными правовыми актами;
- привлечение частного охранного предприятия к охране помещения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, относящегося к объектам федерального органа исполнительной власти, противоречит требованиям законодательства;
- управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований, в связи с чем заключенный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ООО "Единство" государственный контракт N 51 от 01.04.2010 является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ООО "Единство" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание представителей не направили, представитель ООО "Единство" отзыв на апелляционную жалобу не представил. Определение об отложении рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу от 08 декабря 2010 года направлялось сторонам по указанным им адресам, объявление о дате и времени настоящего судебного заседания заблаговременно (15.12.2010) размещено на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда. Дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Прокурора Красноярского края поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (далее- арендатор) и ООО "Леста" (далее- арендодатель) был заключён договор аренды недвижимого имущества N ДБ78/04-09 от 01.01.2009.
Согласно пункту 1.1. договора аренды недвижимого имущества N ДБ78/04-09 от 01.01.2009 арендодатель передаёт, а арендатор принимает в аренду срочное возмездное пользование следующее недвижимое имущество:
часть нежилого помещения N 218, состоящего из комнат N 9, N 10, N 11, N 5, N 4 на 1-м этаже в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, 14 А, площадью 133,5 кв.м. для осуществления основного вида деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю. В составе помещения арендатору передаётся следующее имущество: кондиционер LG-LS2460 HL-2 шт.
Пунктом 1.3. договора аренды недвижимого имущества N ДБ78/04-09 от 01.01.2009 предусмотрено, что срок аренды помещения устанавливается с 01.01.2009 по 30.09.2009.
22.12.2009 между арендатором и арендодателем было подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды недвижимого имущества N ДБ78/04-09 от 01.01.2009, в соответствии с которым срок действия договора аренды недвижимого имущества N ДБ78/04-09 от 01.01.2009 продлён до 30.09.2010.
Между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее по тексту - собственник) и ООО "Единство" (далее по тексту - охрана) был заключён государственный контракт N 59 от 01.04.2010 (далее по тексту - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта собственник поручает, а охрана принимает на себя обязательство осуществлять охрану товарно-материальных ценностей в помещении Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю с помощью охранно-пожарной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения и реагирование на срабатывание кнопки тревожной сигнализации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, 14 А.
Пунктом 3.2. контракта закреплены обязанности охраны, в число которых входит:
- принимать в установленном порядке объект под охрану, пресекать в охраняемое время попытки проникновения в него через заблокированные места посторонних лиц, осуществлять выезд группы задержания по сигналу "тревога" для принятия мер к задержанию правонарушителей или иных лиц (пункт 3.2.1 контракта);
- при сообщении собственником об обнаружении нарушения целостности объекта, факта хищения, уничтожения или повреждения имущества в результате проникновения на объект посторонних, или поступления информации о срабатывании сигнализации на объекте в охраняемый период времени, направлять группу задержания для внешнего осмотра целостности объекта, а при необходимости принятия мер к задержанию приникших на объект лиц (пункт 3.2.5 контракта);
- сообщать в дежурную часть органа внутренних дел и собственнику о фактах нарушения целостности объекта в охраняемое время. До прибытия представителей собственника и следственно-оперативной группы ОВД обеспечить неприкосновенность места происшествия и охрану объекта, (пункт 3.2.6 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта, стоимость услуг, предоставляемых охраной, определяется по цене заявки на участие в конкурсе и составляет 17 100 руб., финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета по статье 226. В цену включены все расходы, в том числе расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Пунктом 7.1. контракта срок его действия установлен с 01.04.2010 до 30.09.2010.
Истец, указывая на то, что государственный контракт N 59 от 01.04.2010 заключён с нарушением требований действующего законодательства, просит признать государственный контракт N 59 от 01.04.2010 недействительным в силу его ничтожности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Заключенный сторонами государственный контракт N 59 от 01.04.2010 по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Порядок заключения, требования к форме и положениям государственных, муниципальных контрактов заключенных посредством размещения заказа содержатся в федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (редакция от 25.12.2008, с изменениями от 22.06.2009) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пункту 6 Указа порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.
Пунктом 13 приведенного Указа предусмотрено образование Федеральной регистрационной службы с передачей ей ряда функций.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" в структуру федеральных органов исполнительной власти включена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, находящаяся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росрегистрация переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии с пунктом 4 которого Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.93 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации" территориальные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее Регламент), который устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.
Регламентом определены структура и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и его территориального органа. Разделом 9 определены правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 N 395 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю" утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление) в соответствии с пунктом 1 которого Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований (пункт 2 положения).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Пунктом 1 Перечня к числу таких объектов отнесены, в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, привлечение частного охранного предприятия к охране помещений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, относящихся к объектам федерального органа исполнительной власти, противоречит требованиям приведенных выше норм законодательства.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что государственный контракт N 59 от 01.04.2010 заключен с нарушением положений статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", суд пришел к правильному выводу о том, что требование о признании указанного контракта недействительным в силу ничтожности является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод ответчика о том, что помещение Управления, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, 14 А, не подлежит государственной охране, поскольку Управление является территориальным органом федерального органа государственной власти и не входит в перечень объектов, подлежащих государственной охране, судом не принимается как не основанный на действующем законодательстве. То, что Управление является территориальным органом федерального органа государственной власти, не исключает его из единой федеральной централизованной системы органа государственной власти. Как уже указывалось, Управление является территориальным органом Росреестра, и осуществляет государственные функции данного федерального органа (пункт 45 Положения о Росреестре).
Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886 внесены изменения в Приложение N 1 к Постановлению N 587, согласно которым перечень объектов, подлежащих государственной охране, изложен в новой редакции, включающей, в частности, федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы Российской Федерации.
Документы, подтверждающие отсутствие возможности обеспечить надлежащую государственную охрану помещения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, находящегося в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, 14 А, в связи с отсутствием подразделения вневедомственной охраны, а также филиалов ФГУП "Охрана", уполномоченных осуществлять функции по государственной охране, в материалы дела не представлено, ввиду чего не может быть принята ссылка ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на невозможность обеспечения государственной охраны указанного объекта.
Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что суд неправильно истолковал пункт 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 587, Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, в связи с чем пришел к неправомерному выводу о недействительности в силу ничтожности государственного контракта, судом апелляционной инстанции отклоняется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" сентября 2010 года по делу N А33-10272/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10272/2010
Истец: Прокурор Красноярского края
Ответчик: ООО "Единство", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: ИФНС по Железнодорожному р-ну г. Красноярска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю, Прокуратура Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8366/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8366/11
24.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-10272/2010
13.01.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4709/2010