Автоматизация: плюсы и минусы электронного бухучета
Об автоматизации учета на предприятии сегодня не говорит разве что ленивый. Но нужна ли она на самом деле? Во сколько обойдется фирме последнее веяние моды и как обманывают компании-разработчики клиентов в своих договорах, выяснил "Московский бухгалтер".
Автоматом по калькулятору
Главная задача любого предприятия в условиях рыночной экономики - удержаться, выжить в конкурентной борьбе. Можно сказать, что при полной монополии на производство того или иного продукта автоматизация предприятия особо и не требуется, считает директор по развитию, ведущий эксперт Группы компаний "Управлень" (Центр информационных технологий "Скарабей") Валерий Гуляев:
- Проблемы начинаются там, где нужно произвести низкий по себестоимости качественный продукт, а также выгодно продать его. Автоматизация призвана добавить оперативности в принятии решений, сделать прозрачными бизнес-процессы учета и управления, устранить субъективизм и ошибки персонала в оценке тех или иных показателей и дать возможность провести объективный анализ деятельности фирмы (скрытые тенденции, зависимости). Никому не приходит в голову доказывать преимущество калькулятора над счетами, компьютера над калькулятором и т.д. Если предприятие хочет выжить и преуспеть, без автоматизации не обойтись.
В общем и целом автоматизация - это положительный и по большому счету необходимый процесс для динамично развивающихся компаний, которые хотят занять лидирующие позиции на рынке, а также для тех, кто с помощью автоматизации планирует повысить свои преимущества перед конкурентами, указывает PR-менеджер компании "Гарант-ИнфоЦентр" Андрей Лукашевич:
- Однако на этом пути может встретиться ряд сложностей, зависящих как от человеческого фактора, так и от технических аспектов. На стадии внедрения программы большинство сотрудников фирмы делится на две группы: одних все устраивает в новой программе, у других ничего не работает. Выбор программы, оптимально подходящей каждому работнику, может стать непосильной задачей. Поэтому необходимо требовать от всех конкретных пожеланий к программе.
Весь спектр задач, которые решаются на предприятии его сотрудниками и руководителем, очевиден - необходимо своевременно принимать управленческие решения, считает директор по работе с дистрибьюторами Консорциума "Кодекс" Юрий Иванов:
- Для выявления верных направлений развития компании необходима полная информация по текущему состоянию бизнес-процессов, наличию денежных, людских и товарных ресурсов. Эти данные должны аккумулироваться в системе управленческого учета. Внедрение комплексной автоматизации само по себе не может быть целью, она должна обеспечить поддержку принятой на предприятии и отвечающей его нуждам технологии.
Программное обеспечение гарантирует снижение трудозатрат бухгалтера, высвобождается время от занятия рутинной, трудоемкой работой. Но, чтобы правильно его выбрать, нужно предварительно ознакомиться с возможными вариантами поставки продукта, рекомендует руководитель отдела продаж компании "1С:Сервистренд" Елена Смирнова:
- Например, у нас для этого регулярно проводятся семинары. Их цель - показать бухгалтерам новые решения по автоматизации управления и учета на базе программных продуктов фирмы "1С".
Разные ценовые категории
Сколько в среднем стоит автоматизация фирмы? Это один из первых вопросов, который возникает у заказчика при ее внедрении, говорит технический директор компании "Системы комплексной автоматизации торговли" Михаил Коротков:
- Несмотря на аргументы о том, что стоимость проекта можно оценивать только после предварительного обследования, уточнения целей и задач, многие руководители, терпеливо выслушав все доводы в пользу такого подхода, вкрадчиво спрашивают, ну а все-таки, скажите, во сколько это нам обойдется? Цена складывается из стоимости программы, ее внедрения, дальнейшего сопровождения и технической поддержки.
Например, приобретаемый пакет программного обеспечения фирмы "1С" обслуживается по линии Информационно-технологического сопровождения (ИТС). В состав последнего входит ежемесячная доставка компакт-диска, который содержит все действующие на момент его выпуска редакции программного продукта, а также многочисленные материалы справочного характера и полезные утилиты. Его стоимость одинакова у всех распространителей продукции, отмечает Михаил Коротков. Если заказчика устраивает использование коробочного продукта, что характерно для небольших фирм, то затраты на автоматизацию составят от 100 у.е. за саму программу и 100-150 у.е. ежемесячно за ее поддержку и сопровождение. В средних и крупных компаниях - более серьезный подход к автоматизации. Проект, как правило, охватывает все сферы финансово-хозяйственной деятельности компании и может превышать стоимость программы в десятки раз, констатирует Михаил Коротков:
- Исходя из нашего личного опыта можно сказать, что стоимость полноценного проекта автоматизации в среднем составляет 2000-5000 у.е. для малых и средних фирм. Для крупных компаний эта цифра начинается от 10 тысяч у.е. и верхнего предела практически не имеет. Стоимость сопровождения обойдется ориентировочно в 200-500 у.е. ежемесячно.
Когда принимается решение об автоматизации бухгалтерии (предприятия), главное - правильно выбрать программное обеспечение, на базе которого это будет сделано. Рынок продуктов для бухгалтерии в целом и отдельных участков ее работы достаточно насыщен, программ много - широко известных и сделанных "в соседнем дворе". Как выбрать софт, чтобы вместо решения имеющихся проблем не получить дополнительные? Следует определить, что именно в работе бухгалтерии предполагается автоматизировать, советует директор фирмы "КАМИН" Борис Тупицын:
- Если вы хотите компьютеризировать все операции по учету, следует выбирать масштабную программу, не меньше "1С:Бухгалтерия". А для отдельных областей, например расчет и начисление заработной платы, подходят специализированные конфигурации. Такой является "КАМИН: Расчет заработной платы". Нелишне изучить отзывы бухгалтеров, давно работающих на выбранной программе. Мнение профессионалов - более весомый аргумент, чем цена! Документация к программам должна быть написана простым, доступным языком. Хорошо, если дополнительно можно заказать методические пособия, в которых обычно есть примеры работы в любой практической ситуации.
Оценить стоимость автоматизации гипотетического предприятия очень сложно, думает Юрий Иванов:
- Могу лишь привести примеры стоимости информационного сопровождения выпускаемых нашей компанией систем поддержки принятия решений. Например, для бухгалтера малого предприятия сумма составляет от 700 до 2000 рублей в месяц, а стоимость обслуживания системы для корпорации, объединяющей несколько территориально распределенных предприятий, может составлять десятки и сотни тысяч рублей.
Договор без оговорок
На какие пункты контракта следует обратить особое внимание при заключении соглашения с компанией-оператором, рассказал генеральный директор компании "Инфо-Бухгалтер", кандидат технических наук Юрий Тихонов:
- Договор должен быть легко читаемым и понятным любому человеку, а не только юристу. В нем недопустимы недоговоренности или двоякое толкование положений. Последние должны содержать ясный, полный и исчерпывающий перечень всех обязательств, которые компания принимает на себя по контракту. Также лучше не подписывать соглашений с подтекстами и оговорками, ссылающимися на другие части договора или приложения к нему.
Избежать подводных камней пользователи могут только в случае, если их исключит организация-производитель программного обеспечения, подчеркивает Юрий Тихонов:
- Вот яркий пример: некоторые разработчики заявляют, что у них обновления бесплатные. И не обманывают. Но предоставляют их только на носителе, за который надо платить. Или поставляют новые отчетные формы (бесплатно) только вместе с новой версией программы (за деньги). Можно, конечно, проводить юридическую экспертизу каждого "проблемного документа". Но это дорогой способ. Дешевле найти добросовестного партнера.
Еще до заключения договора стоит четко разобраться и представить себе то, что именно ожидает от автоматизации предприятие, и в первую очередь - какие конкретные задачи будет решать система. Желательно, чтобы в контракте были четко прописаны работы, входящие в рамки проекта, и сроки их выполнения.
Необходимо также обратить внимание на наличие услуг линии консультаций и абонентского сопровождения. Отсутствие консультаций может указывать на то, что решение небольших проблем в будущем, возможно, обойдется клиенту дороже, подчеркивает генеральный директор компании "IT-MiX" Максим Балабанов. Когда услуги оказывает сомнительная организация (например "за полцены"), отсутствие абонентского сопровождения говорит о подходе к выполнению проекта по принципу "сделал и забыл". Важно также, чтобы указанный в соглашении срок реагирования на проблемы клиента был не более 2 дней. Кроме того, желательно заранее оговорить возможность и стоимость внеплановых выездов, в том числе в выходные дни. Еще один немаловажный момент при изучении договора - по какому принципу будут оцениваться объем и результаты работ. Возможные варианты перечислил Максим Балабанов:
- Во-первых, тщательное документальное оформление всех этапов проводимых работ с предварительным указанием их объемов, сроков и стоимости. Создание подробной технической документации несколько удорожает общую стоимость работ по проекту, однако разница в цене во многом оправдывает себя. Отдельным пунктом договора стоит предусмотреть ответственность исполнителя за ошибки и гарантийный срок бесплатного их исправления. Во-вторых, выполнение работы по часам. Так как в данном случае стоимость работ напрямую зависит от квалификации сотрудников исполнителя, в договоре стоит указать соответствующие требования к специалистам, чтобы не оказаться в роли "тренировочной площадки".
Бонусная компенсация
Поскольку сегодня конкуренция между поставщиками программных продуктов весьма жесткая, каждый старается предоставить максимальный спектр дополнительных услуг. Некоторые из них перечислил программист компании "Совтекс" Михаил Кондратьев:
- Например, это демонстрация программного продукта с выездом к потенциальному заказчику, настройка, наладка серверов и компьютерных сетей под конкретные программы. Кроме того, компании предлагают осуществить абонентское обслуживание компьютеров и сети с учетом особенностей продаваемых продуктов, произвести монтаж и настройку офисной телефонии, интернета.
Каждая компания, занимающаяся автоматизацией предприятий, устанавливает свою систему бонусов для клиентов. Это могут быть скидки на приобретение новых программ или обслуживание, указывает Борис Тупицын:
- Наша фирма, например, предоставляет скидки до 50 процентов при переходе на новые версии своих программ. Скидки на обслуживание программ предоставляются в зависимости от срока действия договора. Выгоднее заключать долговременный абонементный контракт, чем прибегать к разовым услугам специалистов по сопровождению. Лучше быть не только пользователем, но и партнером фирмы, разрабатывающей программное обеспечение для автоматизации предприятий. В зависимости от статуса контрагентам могут предложить скидки до 60 процентов.
Тем не менее фирма не должна "бросаться сломя голову" на заключение договора и прибавление некоей суммы к своим бонусным объемам, считает программист компании "Совтекс" Ольга Москаленко:
- Ситуация у заказчика должна быть тщательно изучена, постановка задачи выверена и соотнесена со своими возможностями.
Рабочие моменты
Сейчас требования к системам автоматизации возросли, и компании, занимающиеся внедрением программного обеспечения, готовы предложить профессиональное сопровождение: разработку и доработку под требования конкретной фирмы, обновление программных продуктов с сохранением ранее внесенных изменений, установку софта на компьютерные рабочие места и серверы. А также обучение бухгалтеров, системных администраторов, штатных программистов на специализированных курсах, в том числе с предоставлением учебно-методических материалов. Какие бонусы возможны при заключении договора и от чего они зависят, на примере своей организации показала Елена Смирнова:
- Лицензионная политика нашей фирмы при поставке ряда программных продуктов предусматривает ИТС от 6 до 12 месяцев и постоянную бесплатную телефонную линию консультаций. При заключении договоров на поставку программного обеспечения фирмы "1С" партнеры могут применять различные системы бонусов. Кстати, проконсультироваться пользователи, находящиеся на регулярном сопровождении, могут по телефону и по электронной почте.
Кроме адаптации программного продукта под требования заказчика фирмы-франчайзи предоставляют дополнительные сервисы, говорит руководитель отдела внедрения Информационно-сервисного центра "1С: Франчайзи "F1-Софт"" Евгений Раков:
- К ним прежде всего относятся такие услуги, как индивидуальное и групповое обучение персонала правильной работе с программой, информационно-технологическое сопровождение (обновление конфигураций плюс доставка дисков ИТС с полезной информацией для бухгалтера), собственная линия консультаций. Наша компания также предлагает своим клиентам набор "готовых" решений, который расширяет функционал типовых версий программы и включает в себя такие отчеты, как "Рапорт руководителю", "Анализ дебиторской и кредиторской задолженности". Кроме того, существуют "настройки", позволяющие вести учет возмещаемых услуг для комиссионной (агентской) торговли и автоматически подбирать ГТД в счетах-фактурах.
При переходе с одной системы на другую зачастую возникает проблема совместимости данных из различных отделов компании и потери сведений. Поэтому традиционным является подход формализации и структурирования работы сотрудников. Также можно использовать универсальный продукт, адаптируемый под общие запросы. Тем не менее сложности возникают в работе с любой программой, однако их эффект минимизируется, если предоставлены грамотные сервисы - дополнительные услуги. Они делятся на включаемые в базовую стоимость и не включаемые. К первым относятся бесплатная демонстрация возможностей системы в офисе клиента, помощь в выборе оптимального комплекта информационных банков, обновление информационных банков с частотой от одного раза в неделю либо ежедневно с использованием средств телекоммуникации, отмечает Андрей Лукашевич:
- Кроме того, заказ редких документов, горячая линия для пользователей и обучение работе с системой. Во вторую группу входят разбор ситуаций, срочные консультации (юриста, бухгалтера, аудитора), проведение семинаров по правовым и бухгалтерским вопросам и другие услуги.
Постоянно изменяющееся законодательство, регламентирующее бухгалтерский, налоговый учеты и другие аспекты деятельности предприятия, накладывает жесткие требования к учетной системе. Фирмы, отслеживая эти изменения, вынуждены регулярно выпускать обновления систем и новые релизы конфигураций программ, резюмирует начальник департамента автоматизации компании "АРНИ" Алексей Тарасов.
Подводные камни сотрудничества
В таком серьезном и неоднозначном деле, как автоматизация, даже договор на сопровождение уже внедренного программного продукта может превратиться в головную боль для обеих сторон, отмечает Ольга Москаленко:
- Зачастую в нашей области трудно разделить сферы ответственности работника, собственно бухгалтера и программиста. Если сотрудник своими некомпетентными действиями раз за разом "валит" базу данных, приводя ситуацию к цейтноту, то никакой, даже самый выверенный договор не поможет. В результате большая доля "негатива" обрушится на специалистов по сопровождению. Конечно, потом все станет на свои места, но "осадок останется". Повторение подобных ситуаций необязательно приводит к увольнению некомпетентного специалиста бухгалтерии - могут разорвать договор на сопровождение.
Избежать этого поможет компетентность персонала фирмы, оказывающей услуги по сопровождению программного обеспечения. После заключения договора каждый специалист обязан выстроить систему взаимоотношений с "подопечным", и она должна быть с "положительной обратной связью". Он в первую очередь консультант, как бы не называлась его должность, знающий программный продукт "на пять с плюсом", а предметную область не хуже, а то и лучше бухгалтера. Только глубокие профессиональные знания и опыт помогут избежать любых подводных камней в договорах, с какой бы стороны они ни возникали, подытоживает Ольга Москаленко.
Создавать программу надо так, чтобы пользователь, работая в ней, не мог ошибиться. В версию должна быть заложена защита от неправильных действий, говорит Юрий Тихонов:
- И еще один секрет хорошего обслуживания. Надо, чтобы пользователь мог осуществлять все настройки самостоятельно, без привлечения программистов. Это экономит массу времени, нервов и денег. Очень важны консультации по телефону. Возникла проблема у бухгалтера, позвонил - получил ответ. Но гораздо интереснее и перспективнее - помощь через интернет. Пользователь задает на форуме разработчика вопрос. Ему отвечают специалисты. Тут же может начаться дискуссия с другими бухгалтерами или дилерами. Все вопросы и ответы сохраняются. Их может прочитать любой посетитель сайта. По сути дела это постоянно обновляющаяся, неустаревающая энциклопедия по работе с программой. Думаю, что будущее - именно за таким видом сервиса.
Как показывает практика, крупные компании, существующие на рынке не менее 5-6 лет, могут предоставить клиенту полный спектр услуг по автоматизации бизнеса, отмечает Максим Балабанов:
- Для подтверждения своего статуса и высокого уровня обслуживания они нередко прибегают к международным независимым сертификациям, что, конечно же, отражается на стоимости их услуг. Работу молодых компаний отличает то, что стоимость услуг у них не ставится на первое место. При этом качество обслуживания остается на высоком уровне, так как они особенно стараются завоевать клиента и обеспечить индивидуальный подход к каждому заказчику.
Линия консультаций есть почти у каждой компании. Однако стоит понимать, что если она бесплатна, то, скорее всего, эта услуга формальна: все проблемы будут решаться выездом, говорит Максим Балабанов:
- С другой стороны, слишком дорогой линия тоже быть не должна, поскольку посредством консультации невозможно решать серьезные вопросы, требующие присутствия специалиста. Скорость его выезда обычно составляет от 3 часов до 3 дней. Все зависит от сезона, загрузки сотрудников, срочности заявки, а также особенностей договора. Время реагирования типовой сервисной компании обычно составляет 2 дня. Существуют также регламентные выезды, которые компания-сервиспартнер по договоренности с клиентом планирует самостоятельно.
Гранит компьютерной науки
Современный бухгалтер помимо знаний методологии бухгалтерского и налогового учетов, конечно, должен обладать и навыками работы с системами автоматизации учета. Другой вопрос, насколько система, которую планирует использовать в своей работе бухгалтер, доступна, удобна в работе, имеет весь необходимый функционал и, что немаловажно, имеет поддержку со стороны разработчика, отмечает Алексей Тарасов:
- Одной из лучших систем, на мой взгляд, является программа "1С:Бухгалтерия 8". Наличие огромного опыта разработки учетных продуктов и регулярное изучение и учет мнений пользователей позволяют создавать доступные для комфортной работы системы, обладающие богатыми функциональными возможностями. Чтобы начать работу, достаточно ввести сведения об организации и указать параметры учетной политики. Программа автоматически настроится для работы. Наличие специальных процедур, автоматизирующих трудоемкие расчеты, позволяет сократить трудозатраты и свести к минимуму влияние человеческого фактора при расчетах.
На начальной стадии работы с новым программным продуктом от сотрудников компании потребуется воспринять большой объем новой информации, освоиться с работой системы, занести в нее первичные данные. Андрей Лукашевич отмечает, что это может существенно увеличить привычный объем работ на время внедрения:
- Обычно такая дополнительная нагрузка воспринимается работниками с определенной долей раздражения, так как материально никак не стимулируется. Поэтому на этапе ввода в эксплуатацию необходимо активно пользоваться услугами обучающего персонала и возложить на руководителей контроль за переходом сотрудников на работу с новой программой.
Поддерживать работу бухгалтера в состоянии высококлассный специалист, дорабатывающий систему под потребности предприятия, создающий новые функциональные модули, документы, отчеты, выполняющий администрирование системы. Однако подобные специалисты достаточно высокооплачиваемы, а вопросы у пользователей возникают все-таки не ежедневно, убежден Алексей Тарасов. Наличие программиста в штате оправдано, только если система будет существенно дорабатываться. Если же этого не происходит, то разумно будет воспользоваться услугой абонентского обслуживания и консультациями горячей линии.
Необходимы ли бухгалтеру специальные знания для того, чтобы овладеть программами? На этот вопрос ответил Юрий Иванов:
- Требования, предъявляемые сегодня к бухгалтеру практически любой организации, предполагают обязательное знание компьютера и программ, используемых на этом предприятии. Проводимые опросы показывают, что бухгалтеры стремятся получить эти навыки и активно используют в своей работе не только "настольные" системы, но и интернет.
В этом нет ничего удивительного - уровень компетентности владения программами сегодня напрямую влияет на уровень оплаты труда. Поэтому сейчас бухгалтеры не только принимают самое активное участие во внедрении того или иного продукта, но и являются инициаторами его приобретения, резюмирует Юрий Иванов:
- Нужно ли при этом бухгалтеру быть программистом? Нет. Услуги по установке и сопровождению предложат разработчики или компании-дилеры. Они сделают это профессионально. В некоторых случаях появляется необходимость брать в штат программиста, но кажется, что эпоха "кусочной" автоматизации проходит и эффективнее работать с программным обеспечением, которое внедрено совместно со специалистами, "набившими шишки" в других организациях.
Не секрет, что в сложившихся условиях ведения бизнеса конкурентные преимущества имеют компании, которые ведут управленческий и бухгалтерский учеты с использованием средств автоматизации, откровенничает Евгений Раков:
- На мой взгляд, российским флагманом по популярности среди пользователей программ экономического назначения, и особенно среди бухгалтеров, являются продукты линейки "1С: Предприятие 7.7 / 8.0". Считается нормой, когда при приеме на работу от бухгалтеров требуют знания именно этой программы. В связи с этим "специальные" знания для овладения ею уже превратились в "профессиональные", без них не обойтись. Что касается привлечения в штат программистов, то, по опыту наших клиентов, фирмам нужны скорее консультанты со знанием как предметной области (бухгалтерский, налоговый, управленческий учеты), так и самих программ, нежели "чистые" программисты.
За такими специалистами, как правило, компании обращаются к партнерам-франчайзи, прибегая к аутсорсингу, так как в конечном счете это дешевле, надежней и качественнее по сравнению с привлечением незнакомого сотрудника в штат, подытоживает Евгений Раков.
Пираты остались без доверия
Понятия "интеллектуальная собственность", "авторское право", "лицензии", "правообладатели" перестают быть абстрактными, все больше проникают в нашу жизнь и начинают на ней непосредственно сказываться, рассуждает ведущий программист компании "Совтекс" Анатолий Кондратьев:
- В "широких массах" нет четкого юридического понимания этих понятий. Нелицензионность программных продуктов отождествляется с покупкой их на "развале" или в электричке и не более того, а все остальное воспринимается как вполне законное. В бухгалтерии за легальностью софта призван следить бухгалтер, который ставит его на учет в виде нематериальных активов с подачи системного администратора. При этом ни тот ни другой не имеют специальных юридических знаний в этой области. Небольшой вкладыш с громким названием "Лицензионное соглашение", положения которого могут быть легко оспорены в суде, воспринимается как настоящий договор.
Кроме этого используется много программ, которые "просто есть", и даже неизвестно, откуда они взялись. Такой подход до поры до времени оправдывал себя, поскольку этому вопросу вообще не придавалось значения. Теперь же большинство фирм находится в весьма неприятном положении нарушителей авторского права, причем зачастую и не подозревают об этом, убежден программист:
- Уверен, что борьба с нарушением авторских прав на программное обеспечение будет быстро развиваться и многим фирмам не поздоровится. Для этого уже все подготовлено. Проверять соблюдение авторских прав могут правообладатели, милиция, антимонопольные и таможенные органы, государственные инспекции и надзоры, общества защиты прав потребителей. Как видим, контролеров немало, да и меры ответственности серьезные.
"Некачественная" продукция не обеспечивается поддержкой ни со стороны разработчика, ни со стороны компаний, занимающихся обслуживанием и сопровождением программ. Пользователи, применяющие для автоматизации учетных задач нелегальный софт, остаются один на один со своими проблемами, подчеркивает Елена Смирнова:
- Наказание, предусмотренное за использование нелицензионного продукта, в зависимости от обстоятельств может колебаться от штрафов (200-500 тысяч рублей) до 5 лет лишения свободы (ст. 146 УК).
Чтобы уменьшить риски, ни в коем случае не следует идти на явное нарушение авторских прав. Нужно провести инвентаризацию программных средств на фирме, а также потребовать от юридического отдела профессионального заключения о правовой защите используемых программных средств, рекомендует Анатолий Кондратьев:
- Главное - заключить лицензионные договоры, причем не только с фирмами-поставщиками, но и при необходимости с правообладателями. Особое внимание следует обратить на правовую защиту программного обеспечения, поставляемого в составе компьютерной техники. Нельзя хранить контрафактные носители. Это нарушение авторских прав, даже если программы не поставлены на компьютеры фирмы.
Последние несколько лет кампания против использования нелицензионных продуктов набирает силу. В изгнании пиратов с рынка интеллектуальной собственности заинтересованы как производители программ, так и фирмы, продающие и сопровождающие программы, констатирует Борис Тупицын:
- Судебных процессов против установщиков нелегальных программ проходит все больше, и сейчас правоохранительные органы начинают обращать внимание и на непосредственных пользователей таких программ. Так что фирмы сами предпочитают переходить на лицензионные программы до того, как их принудят к этому. Ведь они рискуют потерять не только пиратское программное обеспечение, но и сами компьютеры как инструмент совершения преступления.
Несмотря на вышесказанное, соблазн внедрить на своем предприятии пиратские программы еще достаточно велик. Но в большинстве случаев это связано с ошибочным мнением, что такое программное обеспечение ничуть не хуже, зато дешевле, отмечает руководитель Департамента франчайзинга и сопровождения ВЦ "1С-Рарус" Алексей Силаев:
- В действительности это далеко не так. Кроме того что лицензионные продукты не намного дороже пиратских дисков, существуют ряд причин, по которым покупать последние нецелесообразно. Во-первых, использование нелегальных программ попросту противозаконно. За это могут привлечь к уголовной, гражданской и административной ответственности. Сегодня вынесено уже более 100 приговоров по факту нарушения авторских прав. Во-вторых, приобретая пиратский диск, компания не сможет получать от разработчика необходимые методические материалы, информационно-технологическое сопровождение и просто ответы на элементарные вопросы, связанные с использованием программы.
Кроме того, очень часто пиратский софт дает сбой, ответственность за который никто не несет. Для него не предусмотрено обновление программ, что просто недопустимо в условиях часто меняющегося законодательства. То есть сегодня снижение экономических рисков для компании и увеличение результативности ее деятельности уже во многом зависят не столько от наличия информационной системы, сколько от ее качества, резюмирует Алексей Силаев.
Подытоживая, хочется отметить: автоматизация нужна бухгалтеру, чтобы избавиться от ручных расчетов, поручив их компьютеру. Особая прелесть программы в том, что она считает быстро, ошибается редко и никогда не устает. Образно говоря, фирма покупает бухгалтеру не программное обеспечение, а помощника, которому не нужен отпуск, премиальные и полный соцпакет.
Е. Березина
"Московский бухгалтер", N 6, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007