Поговорим об ответственности
"Перевозим все!", "Доставка любых грузов!" - такие объявления встречаются достаточно часто. Спрос на транспортные услуги, безусловно, есть. Но на практике в силу тех или иных обстоятельств перевозчики не всегда справляются со своими обязанностями и укладываются в отведенные для перевозки груза сроки. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств определяется в соответствии с общими положениями гражданского законодательства с учетом особенностей, предусмотренных отраслевыми инструкциями. Давайте посмотрим, какие меры ответственности установлены законодательством для транспортных перевозчиков и их заказчиков.
Несколько слов о нормативной базе
Перевозки и связанные с ними правовые отношения регламентированы гл. 40 ГК РФ. Как указано в пункте 2 названной статьи, общие условия перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами, законами и принятыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам могут быть установлены соглашением сторон, если действующим законодательством не установлено иное. Предусмотренный нормативными актами размер ответственности стороны договора перевозки уменьшить не вправе, в противном случае такие соглашения перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами недействительны (ст. 793 ГК РФ).
В числе отраслевых нормативных документов, в которых уделено внимание вопросу ответственности перевозчика, можно отметить:
- Устав автомобильного транспорта*(1);
- Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом*(2);
- Правила перевозок пассажиров и багажа*(3).
Поскольку все указанные нормативные акты были утверждены до вступления в силу ГК РФ, то они применяются на территории РФ в части, не противоречащей гл. 40 ГК РФ. Рассмотрим степень ответственности транспортных организаций с точки зрения гражданского законодательства, а по отдельным вопросам мы будем руководствоваться разъяснениями отраслевых инструкций.
Кто и за что отвечает?
Дать точный ответ на этот вопрос вряд ли можно, так как в каждом конкретном случае обязательства перевозчика и заказчика различны. Поэтому в ст. 793 НК РФ сформулировано общее правило: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными инструкциями, а также заключенным соглашением.
Обязанности перевозчика и грузовладельца определяются целями и порядком исполнения договора перевозки, по условиям которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
При систематических перевозках грузов могут оформляться долгосрочные договоры об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ), согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принять, а грузовладелец - предъявить к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Таким образом, при перевозке грузов на перевозчика возлагаются обязанности предоставления транспортных средств (ТС), своевременной доставки и сохранности перевозимого груза. В свою очередь грузовладелец обязан предъявить груз, использовать предоставленное организацией ТС и оплатить перевозку груза. Рассмотрим, какие меры ответственности применяются к перевозчику и грузовладельцу по каждому из этих оснований.
Насколько "ответственна" перевозка груза?
Неподача и простой ТС. Ответственность за нарушение этой обязанности перевозчика установлена Уставом автомобильного транспорта. Предусмотренная отраслевым документом сумма штрафа для перевозчика составляет 10% стоимости пользования ТС, прописанной в договоре перевозки. Как указано выше, стороны не могут в соглашении уменьшить размер штрафа, его можно только увеличить, что не в интересах перевозчика.
В аналогичном порядке стороны договора перевозки оценивают ответственность перевозчика за несвоевременное предоставление ТС и отправителя - за их неиспользование. В этом случае размер штрафных санкций отправителя может быть увеличен в случае простоя специализированных автомобилей (рефрижераторов, изотермических, автоцистерн и автофургонов различного назначения). Этот штраф грузоотправитель или грузополучатель уплачивают также за простой автомобиля по его вине в гараже автотранспортного предприятия или организации или в пути следования.
Санкции за задержку и простой ТС по вине грузовладельца начисляются на основании отметок в товарно-транспортном документе и путевом листе о времени прибытия и убытия автомобилей, а за простой автомобилей в гараже - письменного отказа грузоотправителя или грузополучателя. Об обязанности документального оформления нарушения договорных обязательств сказано в п. 157 Устава автомобильного транспорта. Обстоятельства, являющиеся основанием для материальной ответственности грузоотправителей и грузополучателей при автомобильных перевозках, удостоверяются записями в товарно-транспортных документах, а в случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией и заказчиками - актами установленной формы. Эти документы могут составляться также в случаях, когда требуется подробное описание обстоятельств, которые не могут быть сделаны в товарно-транспортных документах. Обстоятельства, наступление которых необходимо удостоверить записями в товарно-транспортных документах, формы актов и порядок их составления установлены Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.
Перевозчик и отправитель освобождаются от ответственности, если это произошло вследствие (ст. 794 ГК РФ, п. 131 Устава автомобильного транспорта):
- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом.
Просрочка доставки груза является основанием для применения штрафных санкций к перевозчику, если это произошло по его вине. Размеры штрафа исчисляются в процентах к плате за перевозку в зависимости от количества дней задержки перевозки груза. В Уставе автомобильного транспорта ответственность транспортной организации за просрочку при междугородних перевозах оценивается в размере 15% от провозной платы за каждые сутки просрочки. Стороны договора перевозки вправе установить иной (более высокий) процент, при условии, что сумма штрафа за просроченную доставку не превысит 90% провозной платы.
Утрата, недостача или повреждение груза. На перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза с момента его получения перевозчиком от отправителя и до выдачи его грузополучателю. Перевозчик может избежать предусмотренной ст. 796 ГК РФ ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие не зависящих от него обстоятельств. В Гражданском кодексе не сказано, что относится к таким обстоятельствам, - они приведены в п. 132 Устава автомобильного транспорта. Среди чрезвычайных обстоятельств утраты или повреждения груза, не зависящих от перевозчика, указаны:
- вина грузоотправителя или грузополучателя;
- особые естественные свойства перевозимого груза;
- недостатки тары или упаковки, которые могут быть не замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;
- сдаче груза к перевозке без указания в транспортном документе их особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при перевозке и хранении;
- сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.
В следующем пункте устава поименованы причины, которые освобождают перевозчика от ответственности, если грузовладелец не докажет, что утрата и повреждение груза произошли все же по вине транспортного предприятия:
- доставка груза получателю с исправными пломбами грузоотправителя или изготовителя;
- порча вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом кузове;
- перевозка груза осуществлялась в сопровождении экспедитора отправителя (получателя);
- недостача груза не превышает установленных норм естественной убыли при перевозке.
Если ответственность неизбежна, то перевозчику нужно оценить ущерб. При утрате груза или обнаружении его недостачи ущерб возмещается в размере его действительной стоимости. В случае утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, ущерб подлежит возмещению в заявленном грузовладельце размере, при условии если он не выше действительной стоимости груза. Когда груз поврежден (испорчен), ущерб оценивается в пределах суммы, на которую понизилась его стоимость. При невозможности восстановить поврежденный груз ущерб возмещается перевозчиком в полном размере его стоимости. Во всех перечисленных ситуациях перевозчик возмещает убытки в размере фактической недостачи, порчи или повреждения груза, а если по этому вопросу возникли разногласия с отправителем, то проводится экспертиза поврежденного груза (п. 46 Устава автомобильного транспорта).
При городских и пригородных автомобильных перевозках грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и потребовать компенсации за утрату груза, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 10 дней со дня приема. Для междугородных перевозок этот срок составляет месяц по истечении срока доставки (п. 139 Устава автомобильного транспорта).
Прежде чем предъявить перевозчику иск при выявлении факта недостачи или повреждения груза отправитель предъявляет претензию (п. 1 ст. 797 ГК РФ). К ней должны быть приложены подтверждающие документы, в частности удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза. Перевозчик рассматривает предъявленную претензию в течение установленного Уставом автомобильного транспорта срока и уведомляет заявителя об ее удовлетворении или отклонении. Только в случае полного или частичного отказа транспортной организации удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в установленные сроки, грузоотправители (получатели) вправе предъявить иск к перевозчику. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год. Он отсчитывается после двухмесячного срока со дня получения грузоотправителем ответа перевозчика или со дня истечения предусмотренного для ответа перевозчиком на претензию срока. Заметим, даже если установленный срок исковой давности истек, обязательство по возмещению ущерба не прекращается. Однако взыскать долг в судебном порядке вряд ли удастся - суд откажет в иске, если должник заявит об истечении срока давности (ст. 199 ГК РФ).
При перевозке груза с нарушением обязанностей ответственность несет не только перевозчик, но и грузоотправитель, который должен оплатить перевозку. Тариф за транспортные услуги устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК РФ). Отраслевые документы предписывают перевозчику взимать с грузовладельца плату до оказания транспортных услуг. Однако определить ее сумму до перевозки не всегда представляется возможным. В такой ситуации перевозчики, предоставляя более гибкие условия грузоотправителям, оказывают услуги на условиях частичной предоплаты. Поэтому они не застрахованы от задержки или неполной оплаты оказанных транспортных услуг заказчиком.
Несвоевременная оплата перевозки груза. Транспортная организация в обеспечение причитающихся платежей вправе удерживать переданный груз, если иное не установлено правовыми актами или договором (ст. 790 ГК РФ). Перевозчик может удерживать находящийся у него груз, даже если правом на нее обладает не отправитель, а получатель (п. 2 ст. 359 ГК РФ). За несвоевременность оплаты перевозки груза ст. 103 Устава автомобильного транспорта предусмотрены штрафные санкции в виде дополнительной платы в размере 0,5% от суммы платежей за каждый день просрочки внесения установленной сторонами суммы платежей за перевозку. Предусмотренные законодательством меры ответственности к грузовладельцу за несвоевременную оплату перевозки позволяют перевозчику оказывать транспортные услуги с минимальным риском даже с недобросовестными партнерами. Не стоит забывать, что если установленные законодательством санкции окажутся недостаточными, стороны договора перевозки вправе предусмотреть дополнительные меры ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Что следует учесть при перевозке пассажиров?
По условиям договора перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Исходя из данного определения перевозчик отвечает за непредставление ТС для перевозки, задержку отправления пассажира, утрату и недостачу багажа. В свою очередь, пассажир отвечает за порчу или повреждение оборудования ТС, а также за безбилетный проезд.
Меры ответственности по этим основаниям установлены в ст. 793-796 ГК РФ и Правилах перевозки пассажиров и багажа. За непредставление ТС для перевозки пассажиров, а также утрату (недостачу) или повреждение багажа порядок оценки ответственности перевозчика пассажиров и грузов аналогичен. Различие лишь в том, что стоимость багажа в отличие от груза может быть не указана в договоре перевозке пассажира, заключение которого удостоверяется билетом и багажной квитанцией. Тогда стоимость багажа при возмещении ущерба определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой или повреждением багажа, перевозчик возвращает пассажиру плату за провоз багажа. То же самое относится и к перевозчику груза, который при утрате или повреждении груза возвращает провозную плату, если она не входит в его стоимость.
Правилами перевозки пассажиров и багажа предусмотрена ответственность перевозчика за просрочку доставки багажа. Штраф составляет 10% провозной платы за каждые сутки, но не свыше 50% от итоговой суммы платы за перевозку. Основанием для уплаты штрафных санкций как за просрочку доставки, так и за утрату или повреждение багажа является акт, который составляется по требованию пассажира. В дальнейшем пассажир в дополнение к акту может написать претензионное заявление, а по результатам его рассмотрения предъявить иск к перевозчику в порядке, установленном п. 287 Правил перевозки пассажиров и багажа.
За задержку отправления ТС, перевозящего пассажира, или его опоздание в пункт назначения на перевозчика может быть наложен штраф, размер которого установлен в п. 132 Устава автомобильного транспорта. Данная мера ответственности не распространяется на перевозки пассажиров автобусами городских и пригородных сообщений. Штрафных санкций также можно избежать, если перевозчик докажет, что задержка или опоздание произошли по причине непреодолимой силы, устранения неисправности ТС, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных не зависящих от него обстоятельств. Если пассажир откажется от перевозки вследствие задержки отправления ТС, перевозчик обязан вернуть ему внесенную плату за проезд. Но если перевозчик свои обязательства выполнил, а пассажир не оплатил проезд или нарушил правила пользования пассажирским автотранспортом, он привлекается к ответственности в порядке, установленном п. 277 Правил перевозки пассажиров и багажа. Установленные в отраслевом документе размеры штрафных санаций несоизмеримы со стоимостью проезда в настоящее время, поэтому перевозчику в данном вопросе следует руководствоваться правилами пользования пассажирским автотранспортом, утвержденными уполномоченными органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Е.А. Медведева,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Устав автомобильного транспорта, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.
*(2) Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971.
*(3) Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"