Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2011 г. N 16АП-2268/2010
г. Ессентуки |
16АП-2268/10 |
28 февраля 2011 года |
Дело N А63-4449/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола с/з секретарем Климовой А.А.
С участием в заседании представителей:
от главы КФХ "Денисенко М.Н.: Денисенко М.Н. - лично, Ишханов И.О. - представитель по доверенности от 11.10.2010 (в деле)
от администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края: Томилин И.С. - представитель по доверенности от 11.01.2011 (копия в деле);
от ООО "Ставропольский птицекомплекс": Гайдуков К.В. - представитель по доверенности от 10.02.2011 (копия в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010
по делу N А63-4449/2010
под председательством судьи Карпеля В.Л.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаила Николаевича
к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс"
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаил Николаевич (далее-глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением (уточненным и дополненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), в котором просил признать незаконным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:15:320302:4, площадью 2250000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО "Кочубей", расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район; обязать администрацию устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставить для расширения деятельности хозяйства в аренду испрашиваемый земельный участок, заключить договор аренды земельного участка сроком на 10 лет, направив в адрес хозяйства проект договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета пора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2009 (фактически от 04.08.2010) заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее Федеральный закон N 74-ФЗ). Согласно указанной норме хозяйство имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.
Не согласившись с таким решение, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 04.08.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, оспариваемый отказ соответствует положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой при наличии нескольких претендентов на земельный участок администрация не вправе предоставлять спорный земельный участок без проведения публичных торгов.
Постановлением апелляционного суда от 15.10.2010 решение Арбитражного суда Ставропольского края отменено, в удовлетворении заявления главе КФХ отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении представитель администрации дополнил доводы апелляционной жалобы следующим. По мнению администрации, заявление КФХ Денисенко М.Н. от 17.11.2009 не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ поскольку не содержит обоснования размера испрашиваемых земельных участков.
Предприниматель Денисенко М.Н. и его представитель в судебном заседании возражали об удовлетворении апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве. Полагали, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу, применил нормы права, подлежащие применению.
Представитель третьего лица поддержал позицию администрации, просил обжалуемый судебный акт отменить и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что общество, как сельскохозяйственная организация не может быть лишена права претендовать на спорный земельный участок путем участия в публичных торгах. Специальное законодательство, регулирующее деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, не исключает возможность проведения торгов при наличии нескольких претендентов.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, находит апелляционную жалобу администрации подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 17.11.2009 глава КФХ обратился в администрацию Кочубеевского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков общей площадью 747,69 га., из которых 472,89 га. в рамках заключения договора аренды на новый срок, оставшиеся земли (в том числе земельный участок площадью 225 га. с кадастровым номером 26:15:320302:4) из фонда перераспределения района для расширения КФХ (том 1 л.д. 16-18).
23 декабря 2009 года в районной газете "Звезда Прикубанья" администрация опубликовала сообщение, в котором информировала о наличии земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО "Кочубей", расположенного в границах участка: край Ставропольский, район Кочубеевский, площадью 2250000 кв.м., с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для ведения подсобного сельского хозяйства, с целью предоставления в аренду сроком на 10 лет. В указанном сообщении также указывались даты, время и место приема заявок с 23.12.2009 по 21.01.2010 (том 1 л.д. 24).
25 декабря 2009 года глава КФХ обратился в администрацию с заявлением предоставить ему в аренду сроком на 10 лет земельный участок государственная собственность, на который не разграничена, местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО "Кочубей", расположенного в границах участка: край Ставропольский, район Кочубеевский, площадью 2250000 кв.м., с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для ведения подсобного сельского хозяйства (том 1 л.д. 39).
14 января 2010 года аналогичное заявление на спорный земельный участок поступило в администрацию от ООО "Ставропольский птицекомплекс" (том 1 л.д. 47).
06 апреля 2010 года глава хозяйства повторно обратился в администрацию с заявлениями, в которых просил сообщить результаты рассмотрения его заявления от 17.11.2009 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:15:320302:4 для ведения подсобного сельского хозяйства (том 1 л.д. 12).
В письме от 20 апреля 2010 года N 961 администрация сообщила главе хозяйства о том, что 25 января 2010 года комиссией по проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких участков принято решение о проведении торгов на право аренды в отношении вышеуказанного земельного участка (том 1 л.д. 14,13).
Расценив письмо администрации N 961 как отказ в предоставлении земельного участка в аренду, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что в силу статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" у администрации не имелось законных оснований для отказа в предоставлении хозяйству спорного участка.
Однако судебная коллегия полагает, что указанный вывод сделан в результате неправильного применения норм материального права, а также без учета фактических обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действие (бездействие) может быть признано незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 74-ФЗ.
Реализация данного права в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и главой XIV Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения права государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно статье 11 Федерального закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, согласно пункту 1 которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство регламентируются не только положениями Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", но и положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В рассматриваемом случае отсутствуют оба названных условия, поскольку оспариваемые действия администрации не нарушают действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
По смыслу положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка из земель сельхозназначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом N 74-ФЗ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам, предусмотренным статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выраженное в письме от 20.01.2010 N 961 решение администрации о выставлении спорного земельного участка на торги, является законным.
Действия администрации по проведение торгов на право аренды земельного участка не может быть расценено как ущемление прав главы КФХ, поскольку последний не лишен права принимать в них участие. По общему смыслу законодательства о земле публичные торги являются оптимальным способом продажи земель либо прав на ее аренду. Благодаря используемым принципам определения покупателя либо арендатора, названная процедура не только создает равные условия участия всех претендентов, но и отвечает интересам государства.
Равным образом, необоснованными признаются и по существу аналогичные доводы, приведенные в отзыве главы КФХ Денисенко М.Н.
Об отсутствии какого-либо ущемления прав главы КФХ также свидетельствует тот факт, что испрашиваемые им земельный участки в рамках заявки от 17.11.2009, на которые претендовал глава единолично, постановлениями администрации предоставлены главе КФХ Денисенко М.Х. в аренду.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ставропольского края подлежит отмене, а требования заявителя - оставлению без удовлетворения.
Госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе относится на ИП Денисенко М.Н. Поскольку при подаче апелляционной жалобы администрация в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты, госпошлина в сумму 100 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010 по делу N А63-4449/2010 - отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаил Николаевич о признании незаконным отказа администрации предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:15:320302:4, отказать.
Взыскать с Денисенко Михаила Николаевича 19.11.1960 года рождения (ИНН 261000220724), проживающего по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Кочубеевское, ул. Кочубея, 101 "а" в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4449/2010
Истец: Глава крестьянского хозяйства Денисенко М. Н, Глава КФХ Денисенко М. Н., Денисенко Михаил Николаевич, ИП КФХ Денисенко М. Н.
Ответчик: Администрация Кочубеевского муниципального района СК, Администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Администрация кочубеевского муниципального р-она СК
Третье лицо: ООО "Ставропольский птицекомплекс"
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2012 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4449/10
18.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-731/11
23.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-731/11
13.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2391/11
28.02.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2268/2010
15.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-731/11
27.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-731/11
27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А63-4449/2010