Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. N 19АП-8971/2010
25 января 2011 г. |
Дело N А48-2691/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
от Управления муниципального имущества Администрации г. Ливны: Фроловой Э.В., ведущего специалиста отдела, доверенность б/н от 21.06.2010;
от закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт": Крусина В.А., представителя по доверенности N 126 от 29.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества Администрации г. Ливны на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2010 по делу N А48-2691/2010 (судья Л.П. Парфёнова), по заявлению закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт" (ОГРН 1025700776969) к Управлению муниципального имущества Администрации г. Ливны о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в составлении расчета цены выкупа земельного участка от 05.04.2010 и определении цены земельного участка в пункте 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N 4/2 от 05.04.2010.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Орелнефтепродукт" (далее -Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципального имущества администрации г. Ливны (далее - Управление) о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в составлении расчета выкупа цены земельного участка от 05.04.2010 и определении цены земельного участка в пункте 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N 4/2 от 05.04.2010, рассчитанной исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2082,6300 руб. за кв.м. и обязании произвести расчет выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 57:26:0010104, общей площадью 5980 кв.м., расположенного по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 708,6300 за кв.м., подготовить новый проект договора купли-продажи и направить его ЗАО "Орелнефтепродукт".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2010 по делу N А48-2691/2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление муниципального имущества администрации г. Ливны обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что письмо ЗАО "Орелнефтепродукт" от 25.02.2010 с приложением кадастровых паспортов следует рассматривать как самостоятельное заявление о предоставлении земельного участка в собственность, так как в данном письме речь идет о вновь образуемом земельном участке с новым кадастровым номером, в связи с чем, считает указанное письмо основанием для определения момента обращения с заявлением о выкупе земельного участка, а также для определения выкупной цены, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, действующего на момент его подачи. При этом, по мнению Управления, необходимость в приложении к письму от 25.02.2010 иных документов, Перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития РФ N 370 от 30.10.2007, отсутствовала, поскольку такие документы были представлены Обществом ранее и имелись в Управлении.
Представитель Управления муниципального имущества администрации г. Ливны в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ЗАО "Орелнефтепродукт" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве. Считает, что нормами Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивается право заявителя на корректировку своего заявления о предоставлении в собственность земельного участка до принятия органом местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельным участком, решения о выделении его в собственность.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Орелнефтепродукт" является собственником объекта недвижимости - АЗС N 10, литер Б, назначение нежилое, общей площадью 110,6 кв.м., кадастровый номер: 57:26:0010104:0014:54:405:001:003626440:0002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2008 серия 57 АА N 587930 и выпиской из ЕГРП от 03.11.2009 N 01/051/2009-104.
Земельный участок, площадью 8100,0 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104:14 (бывший номер 57:26:010104:0014), расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, на котором находится указанный объект недвижимости, был предоставлен заявителю Постановлением Главы администрации Ливенского района от 09.06.1992 N 187 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что следует из свидетельства N 18 от 10.06.1992 и кадастрового паспорта земельного участка от 25.06.2008 N 26/08-02-744.
10 ноября 2009 года в адрес Главы Администрации г. Ливны поступило заявление N 01-14/2568 от 06.11.2008 о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
К данному заявлению Обществом были приложены документы о заявителе, об объекте недвижимости, о земельном участке согласно приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
В целях получения информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования 17.11.2009 Управление направило запросы в в МУП "Водоканал", территориальные филиалы ОАО "Орловская теплосетевая компания", ОАО "Орелоблгаз", ОАО "Орелоблэнерго", ОАО "ЦентрТелеком", в Комитет архитектуры и градостроительства г. Ливны, в Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, в ТУ Росимущества в Орловской области о предоставлении информации об отчуждаемом земельном участке.
Из ответа, полученного от ЦТС и РФ N 3 (письмо N 31.13.01/1134 от 23.11.2009), усматривалось, что на спорном земельном участке находятся линейно-кабельные сооружения связи Ливенского ЦТС и РФ N 3, принадлежащие ОАО "ЦентрТелеком", в связи с чем, последний просил об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта данной линии связи.
Кроме того, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ливны выдал заключение N 71 от 01.12.2009, согласно которому спорный земельный участок, общей площадью 8100 кв.м., нарушает границы красной линии.
При получении информации о необходимости скорректировать границы запрошенного земельного участка ЗАО "Орелнефтепродукт" 14.12.2009 подало соответствующее заявление, в котором просило разделить земельный участок, площадью 8100 кв.м., находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании, на два земельных участка: площадью 5980 кв.м. - для оформления выкупа, и площадью 2120 кв.м.
Постановлением Администрации г. Ливны N 31 от 27.01.2010 земельный участок, площадью 8100 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104:14, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская, предоставленный на основании свидетельства N18 от 10.06.1992 в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "Орелнефтепродукт", разделен на два самостоятельных земельных участка:
- земельный участок, площадью 5980 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104;
- земельный участок, площадью 2120 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104.
25.02.2010 ЗАО "Орелнефтепродукт", в дополнение к ранее представленному заявлению, обратилось к Главе города Ливны с просьбой предоставить в собственность за плату земельный участок, площадью 5980 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104:110 и оставить в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, площадью 2120 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104:111.
12.03.2010 Управление муниципального имущества администрации г. Ливны повторно направило запросы в ОАО "ЦентрТелеком" и Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ливны, на которые были получены ответы N 31.13.01/131 от 17.03.2010 и N 32 от 01.04.2010 соответственно.
Из представленных ответов следовало, что на земельном участке, передаваемом в собственность ЗАО "Орелнефтепродукт" инженерной инфраструктуры, принадлежащей ОАО "ЦентрТелеком", не имеется, границы красной линии земельный участок не нарушает.
Постановлением Администрации г. Ливны N 183 от 05.04.2010 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 5980,0 кв.м., кадастровый номер 57:26:0010104:110, расположенным по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Орловская и принято решение о предоставлении данного земельного участка в собственность ЗАО "Орелнефтепродукт".
На основании указанного постановления Управлением 12.04.2010 в адрес Общества был направлен проект договора купли-продажи земельного участка N 4/2 от 05.04.2010, согласно которому Управление муниципального имущества администрации г. Ливны обязуется передать в собственность ЗАО "Орелнефтепродукт" спорный земельный участок по цене 311 353,19 руб.
Как следует из расчета цены выкупа земельного участка данная цена составляет 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, которая на момент направления проекта договора купли-продажи от 05.04.2010 составила 12 454 127,40 руб., то есть, была рассчитана в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости - 2082,63 руб./кв.м.
Считая, что действия Управления муниципального имущества администрации г. Ливны по установлению в договоре необоснованно завышенной выкупной цены земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "Орелнефтепродукт" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в результате незаконного бездействия ответчика, выразившегося в не рассмотрении заявления Общества, поступившего 10.11.2009, в установленный Земельным кодексом РФ срок, а впоследствии и необоснованного неприменения в расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, действовавшего на момент обращения, нарушено право заявителя на выкуп земельного участка по цене, действовавшей на момент обращения с данным заявлением.
Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие по поводу приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения, лицами, имеющими данные здания, строения, сооружения в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, регулируются статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пункт 1 указанной статьи устанавливает исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Так, приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
В силу пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ на орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельным участком, возложена обязанность в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в месячный срок с даты принятия указанного решения - осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, принадлежат Управлению муниципального имущества администрации г. Ливны, как органу местного самоуправления.
Из проекта договора N 4/2 от 05.04.2010 следует что расчет выкупной цены земельного участка производится на основании п. 1 ст. 1 Закона Орловской области N 257-ОЗ от 25.03.2002 "О реализации положений Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего, что при приобретении земельных участков, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
На основании указанных нормативных актов приняты Постановление Коллегии Администрации Орловской области N 126 от 15.08.2003, а впоследствии, Постановление Правительства Орловской области N 282 от 18.12.2009 утвердившие средние уровни кадастровой оценки земель населенных пунктов по городским округам Орловской области, в том числе, по городу Ливны, на определенный период времени.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Орелнефтепродукт" обратилось с заявлением к Главе Администрации г. Ливны 10.11.2009.
Учитывая положения изложенных выше норм, Управление муниципального имущества администрации г. Ливны обязано было рассмотреть заявление Общества и принять по нему решение в месячный срок, т.е. не позднее 10.12.2009. Однако в установленный срок указанная обязанность не была выполнена.
Принятие соответствующего решения по истечении установленного срока не свидетельствует о совершении в этот срок каких-либо предусмотренных законом действий, то есть об отсутствии бездействия.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив, что заявителем при обращении к ответчику были представлены все необходимые для решения вопроса о предоставлении участка в собственность документы, пришел к выводу о наличии со стороны ответчика бездействия, а впоследствии необоснованного неприменения в расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, действовавшего на момент обращения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что письмо ЗАО "Орелнефтепродукт" от 25.02.2010 нельзя рассматривать, как самостоятельное заявление о предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку оно не соответствует нормам данного закона, предъявляемым определенным требованиям к таким заявлениям. Так, к письму не были приложены необходимые документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Вместе с тем, к первоначальному заявлению N 01-14/2568 от 06.11.2008 о предоставлении в собственность земельного участка, поданному ЗАО "Орелнефтепродукт" 10.11.2009, были приложены все необходимые для расчета выкупной цены документы о заявителе, об объекте недвижимости, о земельном участке и они были приняты во внимание при принятии решения о передаче участка в собственность.
Кроме того, письмо от 25.02.2010 является дополнением ранее поданных Обществом заявлений, что следует из его содержания, поскольку речь идет об одном и том же земельном участке, разделенном на два земельных участка с целью устранения нарушений красных линий и исключению установления обременения в виде публичного сервитута.
Ссылка Управления на необходимость направления запросов о предоставлении информации в целях исполнения предусмотренной пунктом 1 статьи 37 ЗК РФ обязанности продавца при заключении договора купли-продажи предоставить покупателю всю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования, подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства не являются основанием, освобождающим Управление от обязанности принять соответствующее решение в срок, установленный частью 6 статьи 36 ЗК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а данный участок прекращает свое существование, судом апелляционной инстанции отклоняется , поскольку не опровергает выводов суда первой инстанции.
С учетом установленных фактических обстоятельств, разделение земельного участка с уточнением площади земельного участка, который Общество просит предоставить в собственность, не может рассматриваться в качестве изменения предмета заявления N 01-14/2568 от 06.11.2008 о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ЗАО "Орелнефтепродукт".
Согласно пункту 2.1 проекта договора и расчету цены выкупа Администрацией стоимость земельного участка определена как произведение удельного показателя кадастровой стоимости (2082,6300) на 2,5% и площадь земельного участка (5980,0 кв.м.) и составила 311 353,19 руб.
Данный расчет применен с учетом нормативного акта, который принят и вступил в силу позднее даты поступления заявления о выкупе участка и истечения предусмотренного законом срока для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении участка в собственность.
Исследовав расчет выкупной цены земельного участка, произведенный Управлением на момент направления проекта договора купли-продажи N 4/2 от 05.04.2010, суд первой инстанции установил, что на момент обращения Общества с первоначальным заявлением о выкупе земельного участка (10.11.2009) выкупная цена составила бы 105 940,19 руб.
При этом изменение цены, которая указана в проекте договора, связано с увеличением удельного показателя кадастровой стоимости. Так на момент обращения Общества с заявлением от N 01-14/2568 от 06.11.2008 данный показатель согласно кадастровому паспорту от 25.06.2008 составлял 708,6300 руб./кв.м., а на момент направления проекта договора N 4/2 от 05.04.2010 - 2082,6300 руб./кв.м., о чем свидетельствуют данные кадастрового паспорта от 18.02.2010.
Увеличение выкупной цены земельного участка, вследствие увеличения кадастровой стоимости, состоялось после подачи Обществом заявления от 10.11.2009 г. и по истечение установленного законом срока на принятие решения о предоставлении земельного участка.
В связи с изложенным, вывод арбитражного суда первой инстанции об обоснованности заявленных Обществом требований является верным, соответствующим действующему законодательству и материалам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку направлены на несогласие и переоценку выводов суда первой инстанции, но не опровергают их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение Арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2010 по делу N А48-2691/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2691/2010
Истец: ЗАО "Орелнефтепродукт"
Ответчик: Управление муниципального имущества Администрации г. Ливны
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11240/11
17.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11240/11
10.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1427/11
25.01.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8971/2010