Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2011 г. N 13АП-22249/2010
г. Санкт-Петербург
25 февраля 2011 г. |
Дело N А42-37/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей В.И. Желтянникова, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания: Н.Б. Пампу,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22249/2010) Министерства финансов Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.10г. по делу N А42-37/2010 (судья О.В. Кузнецова), принятое
по иску Комитета по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска
к Министерству финансов Мурманской области
3-и лица: 1 - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области,
2 - Управление Федерального казначейства по Мурманской области,
3 - МУП "Мурманский расчетно-информационный вычилительный центр",
4 - ГОУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска"
о взыскании 405 620 руб. 58 коп.,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомление N 23688,
от ответчика: представителя Юринова Е.Ю. по доверенности от 14.02.11г.,
от 3-их лиц: представители не явились, уведомления N N 23690-23693,
установил:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 3 759 123 руб. 85 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению, за январь-март 2007 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области (далее - Минздравсоцразвития), Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - Казначейство), МУП "Мурманский расчетно-информационный вычилительный центр" (далее - Предприятие), Управление социальной зашиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по городу Мурманску (далее - Управление).
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции Комитет заявил об уменьшении размера иска в связи с уточнением расчёта заявленных требований, просит суд взыскать с Министерства финансов РФ 405 620 руб. 58 коп. убытков.
Заявленное уменьшение размера иска принято арбитражным судом первой инстанции в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
В связи с ликвидацией Управления и передачей его функций ГОУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" (далее - Учреждение) суд произвёл замену Управления на Учреждение в порядке процессуального правопреемства в соответствии со ст. 48 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.10г. иск удовлетворён за счёт Мурманской области в лице Министерства финансов.
В апелляционной жалобе Министерство финансов просит решение суда от 20.10.10г. отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на недоказанность Комитетом размера фактических расходов на оплату предоставленных гражданам коммунальных услуг, в связи с чем считает, что заявленные ко взысканию убытки не доказаны по размеру.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства финансов доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Комитета, Минздравсоцразвития, Казначейства, Предприятия, Учреждения в судебное заседание апелляционного суда не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда 17.02.11г. объявлен перерыв до 12 час. 10 мин. 24.02.11г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Министерства финансов, апелляционный суд установил следующее.
В период с января по март 2007 года Комитет предоставлял населению города Мурманска жилищно-коммунальные услуги.
16.03.07г. между Комитетом и Управлением заключен государственный контракт N 15р о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Контракт), срок действия которого - до 31.12.07г.
Порядок возмещения расходов установлен в разделе 2 Контракта.
В Приложении N 4 к Контракту стороны согласовали перечень поставщиков по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Как следует из материалов дела, между Комитетом и ресурсоснабжающими организациями согласно названному перечню были заключены договоры, в соответствии с которыми населению, проживающему в многоквартирных домах, предоставлялись коммунальные услуги; отдельным категориям граждан в силу ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ, Закона Мурманской области от 23.12.2004 г. N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" и Закона Мурманской области от 27.12.2004г. N 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг" предоставлялись льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
На основании договора поручения от 01.06.05г., заключенного между Комитетом и Предприятием, последнее производит начисление населению мер социальной поддержки, расчет льгот и формирует выходные формы в формате, согласованном с Комитетом и Управлением, после чего предоставляет эти данные в Управление для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан.
Исходя из представленных в материалы дела сведений, Комитет предоставил указанным категориями граждан скидку с установленной платы за оказываемые услуги.
При этом по техническим причинам между Комитетом и Управлением своевременно и в полном объеме не была проведена автоматизированная сверка в электронном виде списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в январе-марте 2007 года, в связи с чем не был положительно решен вопрос финансирования обязательств 2007 года Минздравсоцразвития.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению названных выше льгот не возмещены в полном размере, Комитет обратился в суд с настоящим иском о возмещении указанных убытков.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежащим изменению ввиду следующего.
В соответствии с Законами Мурманской области от 23.12.2004 г. N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" и от 27.12.2004 г. N 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг" отдельные категории граждан имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. N 120-1111 утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 2, 6 Правил финансирование названных расходов осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год; возмещение расходов производится на основании договоров, заключаемых территориальными органами с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению.
Расчеты с исполнителем коммунальных услуг производятся территориальными органами на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки.
Территориальные органы вправе проверять правильность предоставления исполнителем гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом исполнитель должен предоставлять необходимые документы о начисленных мерах социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, что предусмотрено п.п. 7. 8, 9 Правил.
Отклоняя доводы Министерства финансов, апелляционный суд исходит из того, что факт оказания Комитетом услуг льготным категориям граждан на заявленную сумму подтверждается материалами дела и не противоречит условиям Контракта.
Размер названных убытков подтверждается ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, выставленными ресурсоснабжающими предприятиями счетами-фактурами за предоставленные услуги, актами сверок с ГОУ "ЦСПН г. Мурманска", платёжными поручениями. Список граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на указанную сумму, правомерно определён судом первой инстанции на основании сверки, проведённой органами социальной защиты населения с Предприятием.
Таким образом, с учётом положений п. 1 ст. 15, ст. 16 Гражданского кодекса РФ, причиненные Комитету убытки обоснованно заявлены ко взысканию в рамках настоящего дела.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить по следующим основаниям.
Исходя из положений гражданского законодательства о полном возмещении причинённых убытков, а также согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащимся в п. 17 постановления от 22.06.06г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученных от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При этом в случае удовлетворения соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств непосредственно с публично-правового образования за счет его казны.
В данном случае льгота для указанной категории граждан установлена законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о наличии у Мурманской области обязанности возместить Комитету убытки в связи с предоставлением льгот. При этом в резолютивную часть решения суда надлежит внести изменения, указав казну, из которой взыскиваются денежные средства с публично-правового образования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.10г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Взыскать с Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области за счёт средств казны Мурманской области в пользу Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска 405 620 руб. 58 коп. убытков, понесённых в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-37/2010
Истец: Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска
Ответчик: Министерство финансов Мурманской области, Мурманская область в лице Министерства финансов Мурманской области
Третье лицо: ГОУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска", Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области, Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, ММУП "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр"(ММУП"МРИВЦ), МУП "Мурманский расчетно-информационный вычилительный центр", Управление Федерального Казначейства по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22249/2010