Новый Лесной кодекс
Новый Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 г., подписан Президентом РФ 4 декабря 2006 г. и официально опубликован в Российской газете 8 декабря 2006 г.
Кодекс вводится в действие с 1 июля 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Важные правовые нормы, обеспечивающие практическое применение Кодекса, установлены в ФЗ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"*(1) (далее - Вводный закон).
Структура Кодекса является принципиально новой по сравнению со структурой Лесного кодекса РФ 1997 г. (далее - ЛК РФ 1997 г.), имевшего деление на общую, особенную и заключительную части. Они, в свою очередь, подразделялись на разделы и главы (заключительная часть состояла из одной главы), содержавшие 138 статей. Кодекс структурирован значительно проще: он не различает общую, особенную и заключительную части и состоит из 16 глав, включающих 109 статей. Содержание нового Кодекса также существенно отличается от содержания ЛК РФ 1997 г.*(2)
Кодекс регулирует лесные отношения, участниками которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регламентируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ), если иное не установлено специальными нормами нового Кодекса и других федеральных законов.
В целом Кодекс как продукт законотворческой деятельности заслуживает положительной оценки. Он выгодно отличается от ЛК 1997 г. более высоким уровнем законодательной техники, лучшей согласованностью с правовыми актами смежных отраслей законодательства (прежде всего гражданского и земельного). Многие нормы Кодекса являются нормами прямого действия, не нуждающимися в детализации при помощи других правовых актов. В случаях, когда Кодекс устанавливает отсылочные нормы, они адресуют к конкретно определенным федеральным законам, а также к актам Правительства РФ. Представляется, что такой подход должен облегчить правоприменительную практику, способствовать ее единообразию.
Механизм правового регулирования, использованный в Кодексе, основан на сочетании императивного и диспозитивного методов при существенном преобладании императивных норм. Последние однозначно определяют порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Кодексе используются редко.
Анализ норм Кодекса позволяет отметить и недостатки этого правового акта, многие из которых существенны. Кроме того, в ряде статей Кодекс содержит положения, не являющиеся бесспорными*(3). Поэтому ответы на вопросы, которые в настоящее время не могут быть однозначно разрешены путем толкования норм, следует искать в материалах правоприменительной, прежде всего судебной и судебно-арбитражной практики.
Основные новеллы Кодекса содержатся в гл. 1, положения которой имеют основополагающее и целеустанавливающее значение не только для остальных глав Кодекса, но и для других актов лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов. Статьи данной главы устанавливают основные принципы лесного законодательства (ст. 1), понятие лесного законодательства и регулируемых им общественных отношений (ст.ст. 2-3), круг участников лесных отношений (ст. 4), определяют основные категории лесного законодательства (ст.ст. 5-7, 13-19), правила пребывания граждан в лесах (ст. 11), регулируют отношения, связанные с приобретением права собственности и иных прав на лесные участки (ст.ст. 8-9), а также другие важные отношения.
Кроме того, положения данной главы весьма актуальны для практического правоприменения. Дело в том, что установленные в ней юридические принципы, понятия и категории являются ключевыми для определения пределов оборотоспособности лесных участков, выбора правовых и организационно-технических возможностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в ст. 1 Кодекса. В российской правовой системе лесное законодательство выделено в отдельную отрасль. Поэтому вполне логично, что в данной статье, имеющей основополагающее значение для остальных норм Кодекса, сформулированы принципы данной отрасли. Статья 1 основывается на конституционной норме, установившей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ).
Нормативное определение основных принципов лесного законодательства, предложенное в ст. 1 Кодекса, следует рассматривать в качестве новеллы по сравнению с ЛК РФ 1997 г.: новый Кодекс иначе определяет основы и приоритеты правового регулирования в области лесных отношений. При сохранении в измененном виде ряда прежних принципов лесного законодательства Кодекс ориентирует лесное законодательство, в частности, на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.
Значение норм-принципов, содержащихся в рассматриваемой статье, прежде всего состоит в том, что они определяют цели, на которые должна быть ориентирована вся нормотворческая деятельность в области лесного законодательства, находящая выражение в нормах как Кодекса, так и других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Этим же принципам должно подчиняться также подзаконное нормотворчество в сфере земельных отношений, осуществляемое Президентом России, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Кроме того, указанные нормы-принципы могут в определенных случаях служить критерием, позволяющим разрешать возможные правовые коллизии при применении отдельных актов и норм лесного законодательства.
Понятие "лесное законодательство" определено в ст. 2 Кодекса. Оно состоит из Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нетрудно заметить, что в новом Кодексе система лесного законодательства определена иначе, чем в ЛК РФ 1997 г., который относил к лесному законодательству, помимо федеральных и региональных законов, также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации (см. ст. 1).
Таким образом, термин "законодательство" использован в ст. 2 Кодекса в узком смысле - под законодательством здесь понимаются только Кодекс (как вид федерального закона), федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование рассматриваемой нормы позволяет утверждать, что собственно понятие "лесное законодательство" не охватывает правовые акты Президента РФ и органов, нормотворческие полномочия которых названы в п.п. 2-6 ст. 2 Кодекса. Отметим, что такой подход к определению системы законодательства характерен и для других современных законов, в частности ЗК РФ*(4).
Статья 2 нового Кодекса определяет иерархию правовых актов в системе лесного законодательства. Наибольшей юридической силой в этой системе обладают Кодекс и другие федеральные законы, регулирующие лесные отношения. Следует обратить внимание на то, что законодатель в данном случае не наделяет Кодекс большей юридической силой по сравнению с другими федеральными законами, относящимися к лесному законодательству. Это объяснимо, так как Кодекс является видом федерального закона, не обладающим формальным приоритетом по отношению к другим федеральным законам.
Часть 2 ст. 2 Кодекса не относит указы Президента РФ к актам лесного законодательства, в то же время допуская регулирование лесных отношений при помощи таких правовых актов. При этом указы Президента РФ обладают меньшей по сравнению с Кодексом и федеральными законами юридической силой. Под федеральными законами в данной норме следует понимать не только законы, входящие в систему лесного законодательства, но и те, которые не имеют основным предметом регулирования лесные отношения.
Правительство РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие лесные отношения, в пределах полномочий, определенных Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ. Имеются в виду прежде всего нормы указанных нормативных правовых актов, из которых прямо следует право и (или) обязанность Правительства РФ принять соответствующее решение. Например, согласно ст. 15 Вводного закона Правительство РФ до 1 июля 2007 г. обязано издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений нового Кодекса (таких актов должно быть более пятидесяти).
Непосредственно в Кодексе не установлено, что соответствующие решения Правительства РФ не должны противоречить Кодексу, а также федеральным законам и указам Президента РФ, регулирующим земельные отношения, однако это непосредственно вытекает из принципа законности в нормотворческой деятельности и обусловлено самой иерархией правовых актов в национальной правовой системе.
В соответствии со ст. 23 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"*(5) Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
Роль российского Правительства в регулировании лесных отношений весьма велика. За последние годы им было принято немало нормативных правовых актов, регулирующих указанные отношения. Например, постановлениями Правительства РФ утверждены такие документы, как Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом*(6); Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий*(7); Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий*(8) и др.
Нормативные указы Президента России и постановления Правительства РФ, регулирующие лесные отношения, которые не утратили силу до введения в действие Кодекса, могут применяться в части, не противоречащей Кодексу (см. ст. 13 Вводного закона).
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, только в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, могут издаваться только на основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов и законов субъектов Российской Федерации. Низовым звеном в иерархии правовых актов, регулирующих лесные отношения, являются нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые в пределах компетенции соответствующих местных органов. Такие акты могут издаваться лишь на основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Под "иными" нормативными правовыми актами субъектов Федерации следует понимать прежде всего акты органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Отношения, регулируемые лесным законодательством, определены в ст. 3 Кодекса. Лесное законодательство регулирует:
а) лесные отношения. При этом содержание понятия "лесные отношения" данная статья, к сожалению, не раскрывает. Отсутствие соответствующей нормы-дефиниции, с нашей точки зрения, является существенным недостатком нового Кодекса, так как не позволяет однозначно определить предмет правового регулирования для актов лесного законодательства и четко отграничить собственно лесные отношения от связанных с ними других общественных отношений. Между тем сравнительный анализ положений ряда других статей Кодекса (5, 6, 13, 15, 23 и др.) дает основания полагать, что под лесными отношениями прежде всего необходимо понимать отношения, связанные с использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов; соответствующие действия могут осуществляться исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (см. ст. 5 Кодекса);
б) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Следует обратить внимание на то, что указанные имущественные отношения регулируются прежде всего ГК РФ и другими актами гражданского законодательства (см. ст. 2 ГК РФ). В части регулирования имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, нормы ЗК РФ, Кодекса и других федеральных законов должны рассматриваться в качестве специальных по отношению к нормам гражданского законодательства. Например, большое количество таких специальных правовых норм содержится в гл. 6-8 Кодекса.
Именно гражданское законодательство определяет, в частности, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, прочие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Другие отрасли законодательства не могут первично регулировать указанные отношения. Поэтому имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению лесными земельными участками, совершению с ними сделок регулируются гражданским законодательством.
В то же время земля и находящиеся на ней леса являются весьма специфическими природными объектами, особенности которых при определенных условиях могут влиять на возможность и объемы участия данных объектов в гражданском обороте. С учетом этого законодателем в ст. 3 Кодекса предложена правовая конструкция, на основе которой для названных здесь имущественных отношений общее значение имеют нормы гражданского законодательства, а специальное - нормы земельного, лесного и других отраслей законодательства. В таком случае, согласно одному из общих принципов права, приоритет имеют специальные нормы.
Субъектами лесных отношений, согласно ст. 4 Кодекса, могут быть государство (Российская Федерация), государственные (субъекты Российской Федерации) и муниципальные образования, а также граждане и юридические лица. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования как специфические субъекты права участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, по правилам гл. 5 ГК РФ, а в лесных отношениях - в соответствии с ч. 2 ст. 4 Кодекса (через соответствующие уполномоченные органы).
Земли, на которых располагаются леса, определяются по правилам ст. 6 Кодекса - это могут быть земли лесного фонда и земли иных категорий, предусмотренных ЗК РФ. Напомним, что согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Иные, помимо названных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, категории земель законодательством не могут быть предусмотрены, за исключением случая внесения соответствующих изменений в указанную статью. Из этого, в частности, следует, что каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной, определенной категории земель.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов*(9).
Поэтому использование, охрана, защита, воспроизводство лесов должны осуществляться в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (см. ч. 2 ст. 6 Кодекса).
Статья 7 нового Кодекса впервые вводит понятие "лесной участок", но не раскрывает его содержания, а устанавливает, что таким участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 Кодекса. Отсюда следует, что лесной участок имеет следующие необходимые признаки:
это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
он расположен на землях лесного фонда или на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса;
в отношении него проведено лесоустройство в порядке, установленном Правительством РФ, и осуществлено проектирование (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка) по правилам ст. 69 Кодекса;
он прошел государственный кадастровый учет лесных участков по правилам ст. 92 Кодекса и в соответствии с ФЗ от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре"*(10).
Только совокупность всех названных признаков позволяет рассматривать соответствующую часть поверхности земли как юридическую категорию лесного законодательства - лесной участок.
Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ.
Юридические возможности приобретения права собственности на лесные участки определены в ст. 8 Кодекса. Формулировка императивной нормы ч. 1 указанной статьи, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц).
Обратим внимание, что в федеральной собственности находятся, в частности, те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (см. ст. 17 ЗК РФ). Именно поэтому в ст. 3 Вводного закона установлена норма, согласно которой все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Уместно напомнить, что в соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). По оценкам специалистов, земли лесного фонда занимают 70% территории Российской Федерации*(11). Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (см. ст. 23 Кодекса).
Таким образом, с введением в действие нового Кодекса сформирован правовой механизм закрепления в федеральной собственности всех лесных участков в составе земель лесного фонда.
В то же время следует подчеркнуть, что лесным участком в целях нового Кодекса может признаваться только такая часть поверхности земли, которая характеризуется всей совокупностью необходимых признаков, рассмотренных нами выше. Пока же в России далеко не все участки земель лесного фонда являются объектами, в отношении которых проведены лесоустройство и государственный кадастровый учет.
Кроме того, земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном ФЗ от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (см. ст. 9 Вводного закона).
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных, помимо земель лесного фонда, категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (см. ч. 2 ст. 8 Кодекса). Имеются в виду прежде всего нормы ст.ст. 15-19 ЗК РФ, содержащие правила о собственности на землю граждан и юридических лиц, общие положения о государственной (Российской Федерации и ее субъектов) собственности на землю, а также специальные нормы о федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на землю*(12).
Кроме того, возможные формы собственности на земельные участки зависят от категории земель и определяются с учетом положений, устанавливающих особенности разных категорий земель (гл. XIV-XVIII ЗК РФ). Возникновение, а также прекращение и ограничение права собственности и иных прав на землю регулируют статьи соответственно гл. V и VII ЗК РФ.
Помимо права собственности лесной участок может принадлежать лицу на основании других прав, предусмотренных в ст. 9 Кодекса, - права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками. По общему правилу ст. 9, указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах Кодекса, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6-8 Кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу вещных прав и предусмотрено в ст.ст. 216, 268-269 ГК РФ.
Пребывание граждан в лесах регламентировано ст. 11 Кодекса. В ней регулируется нахождение граждан в лесах с некоммерческими целями, в частности для отдыха, туризма, проведения оздоровительных мероприятий, охоты и т.п. В таких случаях граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, т.е. пищевых лесных ресурсов (см. также ст.ст. 34, 35 Кодекса), а также недревесных лесных ресурсов, т.е. пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой, сосновой лапы, мха, лесной подстилки и т.п. (см. также ст.ст. 32, 33 Кодекса).
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Кодекса пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире. Имеются в виду, в частности, положения ст. 37 Кодекса, регулирующей использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты, ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"*(13).
Находясь в лесах, граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления, ухода за лесами (см. гл. 3 и 4 Кодекса). Граждане не вправе заготавливать и собирать грибы и дикорастущие растения, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибы и дикорастущие растения, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(14). Нарушение данного императивного запрета, в зависимости от вида и состава конкретного правонарушения, может влечь административную или уголовную ответственность, а также возникновение обязанности возместить вред, причиненный лесам (см. также гл. 13 Кодекса и комментарий к ней).
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах допускается только по основаниям, исчерпывающим образом перечисленным в ч.ч. 4 и 5 ст. 11 Кодекса.
Статья 10 Кодекса подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам.
Запасы древесины в России составляют около 75 млрд куб.м*(15). В целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, а также развития лесной промышленности ст. 12 Кодекса предусматривает мероприятия, направленные на освоение эксплуатационных (см. ст.ст. 102-107 гл. 15) и защитных (см. ст. 108 гл. 16 Кодекса) лесов. Для сравнения отметим, что ЛК РФ 1997 г. не оперировал категорией "освоение лесов".
Эксплуатационные и защитные леса подлежат освоению в целях, указанных соответственно в ч.ч. 3 и 4 ст. 12 Кодекса. Что же касается резервных лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, то в них осуществляются только авиационные работы по охране и защите лесов. Согласно ч. 3 ст. 109 Кодекса использование резервных лесов допускается лишь после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам в установленном порядке.
При освоении эксплуатационных и защитных лесов на основе комплексного подхода предусмотрено осуществление мероприятий, перечисленных в ч. 5 ст. 12 Кодекса:
организация использования лесов по правилам, установленным в ст.ст. 24-50 гл. 2 Кодекса;
создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др.);
проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 гл. 1, ст.ст. 51-60 гл. 3, ст.ст. 61-66 гл. 4 Кодекса. Такие мероприятия осуществляются государственными и муниципальными органами в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Кодекса, или лицами, использующими леса в соответствии с Кодексом;
проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов по правилам, предусмотренным лесным законодательством, а также ВК РФ, ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" и другими нормативными правовыми актами.
ЛК РФ 1997 г. не содержал правил о районировании лесов, поэтому положения ст. 15 Кодекса являются новыми. В соответствии с указанной статьей в зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). Это необходимо для обеспечения рационального, научно обоснованного и бережного подхода к использованию и возобновлению лесных ресурсов. Лесорастительное районирование служит основой для установления лесных районов с похожими условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Выборочные и сплошные рубки лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) могут осуществляться по правилам ст.ст. 16, 17 комментируемой главы Кодекса. Заготовка древесины как предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом древесины из леса, может осуществляться только предпринимателями, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке*(16), в строгом соответствии с положениями ст. 29 Кодекса.
Следует обратить внимание на то, что правовые нормы, содержащиеся в названных статьях Кодекса, являются императивными, предусматривающими единственно возможные варианты правомерных действий в указанных в них случаях. Кроме того, порядок осуществления рубок определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Нарушение императивных норм Кодекса и перечисленных правил может влечь применение к нарушителю мер юридической ответственности (см. гл. 13 Кодекса).
В отличие от ЛК РФ 1997 г., который не содержал подобных положений, ст. 22 нового Кодекса, прямо предусматривает возможность инвестиционной деятельности в области освоения лесов, осуществляемой по правилам ФЗ от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(17).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Кодекса объектами капитальных вложений в области освоения лесов могут быть объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры (см. также ст.ст. 13 и 14 комментируемой главы).
Согласно ч. 3 ст. 22 Кодекса подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Расширение инвестиционной деятельности в области освоения лесов, осуществляемой российскими и иностранными инвесторами, должно способствовать созданию новых рабочих мест, повышению эффективности использования лесов, развитию производства, увеличению налоговых поступлений.
Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда и других землях, перечисленных в ч. 3 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 11 Вводного закона лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в срок до 1 января 2008 г.
М.Ю. Тихомиров,
кандидат юридических наук
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 3, март 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) РГ. 2006. 8 дек.
*(2) См. подробнее: Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.
*(3) См. подробнее: Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.
*(4) См. подробнее: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, Второе издание, доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005-2007. С. 29 и сл.
*(5) СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197.
*(6) Утверждено постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 455 (СЗ РФ. 2004. N 37. Ст. 3735; N 47. Ст. 4657).
*(7) Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 октября 2004 г. N 579 (СЗ РФ. 2004. N 44. Ст. 4352).
*(8) Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647 (СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4665).
*(9) О категориях земель, переводе земель из одной категории в другую см. подробнее: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, Второе издание, доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005-2007. С. 46 и сл.
*(10) СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 27. Ст. 2881; N 50. Ст. 5279.
*(11) См.: Посошкова М. Новый Лесной кодекс: что изменилось? (РГ. 2006. 27 дек.).
*(12) См. подробнее: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, Второе издание, доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005-2007. С. 118 и сл.
*(13) СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46. Ч. I. Ст. 4444; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10.
*(14) СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27. Ч. I. Ст. 2700; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412; N 44. Ст. 4535.
*(15) См.: Посошкова М. Новый Лесной кодекс: что изменилось? (РГ. 2006. 27 дек.).
*(16) См.: ФЗ от 8.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52. Ч. I. Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722).
*(17) СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096; 2000. N 2. Ст. 143; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 6. Ст. 636.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый Лесной кодекс
Автор
М.Ю. Тихомиров - кандидат юридических наук
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3