Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2011 г. N 15АП-12760/2010
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-14468/2010 |
01 февраля 2011 г. |
15АП-12760/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
при участии:
от истца ЗАО "Красное Знамя": представитель Горб Т.И. (доверенность от 10.01.2011 N 4);
представитель Пилипчук Н.А. (доверенность от 23.08.2010 N 86);
от ответчиков: от предпринимателя Ланко Ю.Г. - представитель Моисеева Н.А. (доверенность от 20.04.2010);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерногомобщества "Красное Знамя"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края ( судья Нигоев Р.А.)
от 30 сентября 2010 г. по делу N А32-14468/2010
по иску закрытого акционерного обществп "Красное Знамя"
к ответчикам: Администрации муниципального образования Староминский район, индивидуальному предпринимателю Ланко Юрию Григорьевичу,
при участии третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Колхоз "Красное Знамя" (х. Восточный Сосык Староминского района) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Староминской район, индивидуальному предпринимателю Ланко Юрию Григорьевичу, о признании постановления администрации муниципального образования Староминской район N 1805 от 23.10.2009 года "О предоставлении в аренду земельного участка, имеющего местоположение: Краснодарский край, Староминской район, Куйбышевское сельское поселение, хутор Восточный Сосык, площадью 789 745 кв.м." недействительным; о признании договора аренды земельного участка N 2842000027 от 26.10.2009 года, заключенного между администрацией муниципального образования Староминской район и предпринимателем Ланко Юрием Григорьевичем, недействительным.
Колхоз "Красное Знамя" (х. Восточный Сосык Староминского района) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Староминской район, ст. Староминская, индивидуальному предпринимателю Ланко Юрию Григорьевичу, о признании постановления администрации муниципального образования Староминской район N 1806 от 23.10.2009 года "О предоставлении в аренду земельного участка, имеющего местоположение: Краснодарский край, Староминской район, Куйбышевское сельское поселение, хутор Восточный Сосык, площадью 663 698 кв.м. недействительным; о признании договора аренды земельного участка N 2842000026 от 26.10.2009 года, заключенного между администрацией муниципального образования Староминской район и предпринимателем Ланко Юрием Григорьевичем, недействительным.
В связи с реорганизацией заявителя (устав ЗАО "Красное знамя") судом первой инстанции произведена процессуальная замена заявителя- Колхоза "Красное Знамя" на его правопреемника- закрытое акционерное общество "Красное Знамя" (определение суда от 17.08.2010).
В связи с реорганизацией третьих лиц, определением суда от 17.08.2010 года произведена процессуальная замена третьих лиц на их правопреемника- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2010 года арбитражные дела N А-32-14468/2010-73/432 и NА-32-14603/2010-73/433 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А-32-14468/2010-73/432.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. В части оспаривания постановлений главы Администрации суд указал на пропуск срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В отношении оспаривания заключенных договоров аренды суд указал, что согласно сложившейся практике земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются без проведения конкурса.
Не согласившись с указанным решением, закрытое акционерное общество "Красное Знамя" обжаловало указанный судебный акт в порядке апелляционного производства и просило его отменить, приняв новое решение. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно истолковал материальный закон и применил закон, не подлежащий применению, не применив закон, подлежащий применению.
Апеллянт ссылается, что нормы статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" применяются только при создании фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а предприниматель Ланко Ю.Г. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 21.04.2006. Суд не выяснил вопрос о наличии у ЗАО "Красное знамя" преимущественного права на заключение договора аренды. Суд необоснованно не рассмотрел вопрос о восстановлении срока на обжалование постановлений в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, предоставление земельных участков без проведения конкурса нарушает принципы справедливости, публичности, открытости, равенства, а также принцип прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков и ограничивает конкуренцию субъектов предпринимательской деятельности.
На апелляционную жалобу поступил отзыв Администрации муниципального образования Староминский район, в котором указывается, что Администрация муниципального образования не возражает против требований истца о приостановлении постановлений администрации муниципального образования.
На апелляционную жалобу поступил отзыв представителя индивидуального предпринимателя Ланко Ю.Г., в котором указывается, что решение суда является законным и обоснованным. Согласно сложившейся судебной практике предоставление земельных участков крестьянскому хозяйству без проведения конкурсу соответствует статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Доводы ЗАО "Красное Знамя" о наличии у него преимущественного права на предоставление земельного участка в аренду необоснованны. В договоре аренды, на основании которого колхоз пользовался земельным участком, не были определены его границы. Кроме того, ввиду отказа Администрации муниципального образования от продления договора договор аренды указанный договор по всяком случае прекратил свое действие. Суд первой инстанции правильно установил, что ЗАО "Красное Знамя" пропустило срок для обжалования постановлений главы администрации и не ходатайствовало о восстановлении срока.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители ЗАО "Красное знамя" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель предпринимателя Ланко Ю.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, дополнив доводы отзыва указанием на то, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции договоры аренды не были зарегистрированы, а, следовательно, не заключены, в связи с чем нельзя ставить вопрос о признании их недействительными.
Выслушав явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, а также дополнительно представленные сторонами и истребованные судом доказательства, принятые апелляционной инстанцией в качестве доказательств, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между Администрацией Куйбышевского
сельского поселения (арендодатель) и колхозом "Красное Знамя" (арендатор) 25.01.2006 года подписан краткосрочный договор N 2841000014 аренды земельного участка
сельскохозяйственного назначения общей площадью 283 га.
В соответствии с п.9.2. договора аренды от 25.01.2006 года, договор действует до 20.12.2006 года (т.1 л.д.21-23). Колхоз "Красное Знамя" продолжал пользоваться указанным земельным участком по истечении срока договора, в связи с чем, договор аренды, по мнению заявителя, был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в силу ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация муниципального образования Староминской район 30.09.2008 года направила в адрес колхоза"Красное Знамя" уведомления об одностороннем отказе от договора аренды в соответствии со ст. 610 Гражданского кодекса РФ (т.1 л.д.24).
Колхоз "Красное Знамя" 17.10.2008 и 04.12.2008 обращался в Администрацию муниципального образования Староминской район с письмами о продлении арендных отношений (т.1 л.д.25,26). Письмом от 19.05.2009 года Администрация муниципального образования Староминской район сообщила колхозу о том, что отказалась от договора аренды в соответствии со ст. 610 Гражданского кодекса РФ, ввиду чего продление срока договора аренды не представляется возможным. Письмом от 25.05.2009 года заявитель обратился в Администрацию муниципального образования Староминской район, в котором просил поручить колхозу "Красное Знамя" (правопредшественнику ЗАО ) провести межевание, постановку на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка для дальнейшего продолжения арендных отношений (т.1 л.д.28).
Письмом от 01.06.2009 года Администрация муниципального образования Староминской район сообщила заявителю о том, что в связи с прекращением договорных отношений, провести межевание и постановку на кадастровый учет для целей продления несуществующих отношений невозможно (т.1 л.д.29).
Колхоз 24.05.2009 года обращался в прокуратуру с заявлением, в котором просил разобраться в законности (незаконности) бездействий Администрации муниципального образования Староминской район (т.1 л.д.30).
Письмом от 15.06.2009 года прокуратура сообщила заявителю о нарушении Администрацией муниципального образования Староминской район положений ст. 34 Земельного кодекса, регламентирующей порядок предоставления испрашиваемых земельных участков (т.1л.д.31). Кроме того, прокуратурой 15.06.2009 года внесено представление в администрацию муниципального образования Староминской район об устранении нарушений земельного законодательства.
ЗАО "Красное Знамя" в заявлении указывает на то, что, несмотря на прекращение арендных отношений по договору аренды от 25.01.2006 года, общество продолжал пользоваться земельным участком, оплачивать арендную платы (акт об обработке земли от 16.11.2009, платежные поручения N 24 от 05.02.2009, N 250 от 18.05.2009, N 409 от 27.07.2009, N 749 от 23.10.2009 об оплате арендной платы) (л.д.34,35-38). Кроме того, Администрацией муниципального образования Староминской район не был подписан акт приема-передачи от колхоза "Красное Знамя" земельного участка.
Вместе с тем, постановлениями Администрации муниципального образования Староминской район от 23.10.2009 N N 1805,1806 предпринимателю Ланко Юрию Григорьевичу предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми N 23:28:0309000:410, N 23:28:0309000:411, площадью 789 745 кв.м. и 663 698 кв.м., имеющи х местоположение: Краснодарский край, Староминской район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2 -2 и 2-1, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, сроком на 15 лет (т.1 л.д.39,т.2 л.д.37).
На основании указанных постановлений между Администрацией муниципального образования Староминской район (арендодатель) и предпринимателем Ланко Юрием Григорьевичем (арендатор) 26.10.2009 года заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности N N 2841000027, 2841000026, по условиям которых арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор принял на условиях аренды земельные участки с кадастровыми N23:28:0309000:410, N23:28:0309000:411, площадью 789 745 кв.м. и 663 698 кв.м., имеющих местоположение: Краснодарский край, Староминской район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада2, поле2-2 и 2-1, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, сроком на 15 лет (т.1 л.д.40-43, т.2 л.д.38-41). Заявитель полагает, что предоставление земельных участков предпринимателю Ланко Юрию Григорьевичу осуществлено с нарушением земельного законодательства (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд находит, что требования истца - ЗАО "Красное Знамя" подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований ЗАО "Красное Знамя", Арбитражный суд Краснодарского края исходил из того обстоятельства, что спорные земельные участки предоставлены гражданину Ланко Ю.Г. в порядке применения специальной нормы - статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Оценив имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, апелляционный суд находит, что вывод суда первой инстанции о предоставлении земельных участков предпринимателю Ланко Ю.Г. как главе крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть признан обоснованным.
Как следует из текста заявления Ланко Ю.Г. на имя главы Администрации муниципального образования Староминский район от 07.04.2009, два поданных заявления не соответствуют требованиям пункта 1 и 2 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве: не указана цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), не имеется обоснования размеров предоставляемых земельных участков, не приложено соглашение о создании фермерского хозяйства.
В постановлениях Администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1806 и 23.10.2009 N 1805 отсутствует ссылки на предоставление земельных участков в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Не указано на целевое предоставление земельных участков для осуществления деятельности фермерского хозяйства и в договорах аренды от 26.10.2009
Указанное обстоятельство имеет существенное значение. Предоставление земельных участков аренду лично предпринимателю Ланко Ю.Г., не означает предоставления земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству и тем самым исключает возможность применения специальной нормы статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Статья 14 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве допускает прием новых членов хозяйства, а также прекращение членства в хозяйстве ввиду смерти члена хозяйства или его выхода из фермерского хозяйства.
Таким образом, право аренды земельного участка при предоставлении указанного права лично предпринимателю и при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству будет различной при прекращении статуса члена хозяйства главой хозяйства.
Само по себе упоминание в тексте постановлений и договора аренды статуса Ланко Ю.Г. как главы хозяйства не означает предоставления указанных земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Более того, в тексте постановлений Администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1805 и 1806 имеется ссылка на объявление, опубликованное в номере 22 "Муниципального вестника" от 10.03.2009, что явным и очевидным образом свидетельствует об использовании механизма предоставления земельных участков, установленного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". На эту публикацию имеется ссылка и в заявлениях Ланко Ю.Г от 07.04.2009.
Таким образом, и Ланко Ю.Г. и Администрация муниципального образования рассматривали предоставление земельных участков не в порядке применения нормы статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а на основании общих правил предоставления земельных участков в аренду из земель сельскохозяйственного назначения публичной формы собственности.
Это обстоятельство подтверждается и тем фактом, что при иных формах предоставления земельных участков предпринимателю Ланко Ю.Г. нормы Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения соблюдались". Так, постановлением главы муниципального образования Староминский район от 24.12.2008 N 2464 гражданину Ланко Юрию Григорьевичу предоставлен земельный участок как единственному лицу, подавшему заявку после публикации в газете "Кубань сегодня" от 21.11.2008.
Однако земельные участки по постановлениям от 23.10.2009 N 1805 и 1806 были предоставлены гражданину Ланко Ю.Г. с нарушением закона.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 той же статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В обязанность указанных органов входит, помимо прочего, обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Администрация опубликовала информацию о намерении предоставить земельный участок в "Муниципальной вестнике", N 22 от 10.03.2009 года, являющимся информационным приложением Совета и администрации муниципального образования Староминский район к газете "Степная новь" .
"Муниципальный вестник" не является самостоятельным периодическим изданием и выходит только вместе с газетой "Степная новь" в качестве приложения. 10.03.2009 года номер газеты "Степная новь" не выходил в связи с праздничными днями.
Из письма редакции газеты "Степная новь" от 24.02.2010 (л.д.68) следует, что согласно пункта 2.6 муниципального контракта от 07.04.09 года услуги по распространению вестника не входят в обязанности редакции газеты, поэтому распространением вышеуказанного информационного приложения занимался непосредственно заказчик.
По подписке, через торговую сеть вестник не распространялся (письмо редакции газеты "Степная новь" от 24.02.2010) (л.д.44, т.1).
Выходные данные, а именно издающее лицо, редакция и ее адрес, а также размер тиража на Муниципальном вестнике N 22 отсутствуют. Доказательств обратного Администрация муниципального образования не предоставила. В равной степени Администрацией муниципального образования не доказан тот факт, что указанный номер "Муниципального вестника" каким-либо образом был распространен.
Информация о предоставлении земельного участка была опубликована не в самостоятельном периодическом издании, а в приложении к таковому; само периодическое издание (газета) в этот день (10.03.2009 года) не выходило, то есть изготовленное приложение составной частью номера газеты не являлось и вместе с ней не распространялось ни путем розничной продажи, ни по подписке; также вестник не распространялся самостоятельно (без газеты) ни путем розничной купли-продажи, ни по подписке. Согласно постановлению главы Администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369 для Староминского района средством массовой информации, в котором обязательно публикуются сообщения, связанные с реализацией прав и обязанностей участников земельных правоотношений, определена газета "Степная новь".
Таким образом, Администрация нарушила порядок, предусмотренный пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст.38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Данные нормы права призваны обеспечить информированность заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка в аренду, выявление наибольшего числа претендентов на получение земельного участка, создания им равных условий для реализации намерения по приобретению земли.
Информация о намерении Администрации передать спорный земельный участок в аренду оказалась недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении права на спорное имущество, что свело число участников к единственному претенденту.
Такая публикация свела к минимуму возможность участия этих лиц в торгах, и повлияла на формирование цены реализации имущества. Ненадлежащая публикация нарушила права неограниченного круга лиц и, в частности колхоза, заинтересованного в приобретении этого права.
При таких обстоятельствах справедливыми являются утверждения истца о нарушении его законных интересов, связанных с намерением приобрести права аренды на спорные земельные участки, о чем заблаговременно информировал Администрацию муниципального образования.
При таких обстоятельствах постановления Администрации муниципального образования Староминский район от 23.10.2009 N 1805 и 1806 являются недействительными как противоречащие закону ( ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, требование ЗАО "Красное Знамя" о признании недействительными оспариваемых постановлений Администрации муниципального образования подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования в связи с пропуском срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находятся в разделе III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из публичных и иных правоотношений".
Таким образом, для применения процессуальных норм указанного раздела ( в том числе, срока, установленного статьей 198) необходимо, чтобы заявитель и государственный орган, орган местного самоуправления находились в отношениях публично-правовых.
В данном споре таких обстоятельств не усматривается. Объявляя о предоставлении земельных участков в аренду, муниципальное образование действовало не как носитель публичной власти методом властного предписания, а как субъект гражданского права ( ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации), носитель права собственности на спорные земельные участки.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
При таких обстоятельствах акты муниципального образования как носящие организационно- предпосылочный характер для заключения договоров аренды могут быть оспорены в пределах общего срока исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, непременно с совокупности с оспариванием договоров аренды, заключенных на основании указанных постановлений.
Общий срок исковой давности для оспаривания постановлений и применения последствий недействительности ничтожной сделки, установленный Гражданским кодексом ( ст.196, пункт 1 статьи 181) при обращении в суд не пропущен.
Поскольку договоры аренды земельных участков заключены в нарушение порядка, установленного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", указанные договоры являются ничтожными.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В связи с признанием оспариваемых сделок недействительными надлежит погасить соответствующие записи о регистрации права аренды как обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Апелляционный суд отклоняет доводы истца о наличии у него преимущественного права на заключение договоров аренды как основание признания сделок недействительными. При наличии преимущественного права на заключение договора аренды надлежащим способом защиты является предъявление иска о переводе на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды ( пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не признание договора недействительным.
Судебная коллегия отклоняет довод представителя ответчика Ланко Ю.Г. о невозможности признания недействительным незаключенного договора аренды.
Во-первых, в настоящее время оба указанных договора аренды прошли государственную регистрацию 20.01.2011.
Во-вторых, отсутствие регистрации договора не лишает суд возможности признать сделку ничтожной. Действительно, поскольку договор аренды земельного участка на срок, превышающий один год, подлежит государственной регистрации ( пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации), то при отсутствии государственной регистрации такой договор в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным с момента государственной регистрации. Однако отсутствие государственной регистрации договора означает лишь то, что соответствующие правоотношения из договора не возникли ( отсутствует "договор - правоотношение"). Однако закон не препятствует оспаривать договор как сделку (результат совпадения волеизъявления лиц), то есть, уже имеется "договор-сделка" как юридический факт, о недействительности которого суд может высказать свое суждение.
Судебная коллегия отклоняет ссылку представителя ответчика Ланко Ю.Г на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу А32-16049/2010. В указанном деле Ланко Ю.Г. оспаривал отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать договоры аренды от 26.10.2010, однако ЗАО "Красное Знамя" и Администрация муниципального образования в указанном деле участия не принимали, поэтому обстоятельства и правовые оценки, данные судом по делу А32-16049/2010 для них не преюдициальны.
В связи с изложенным решение арбитражного суда первой инстанции ввиду неполного выяснения фактических обстоятельств дела и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения материального закона подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 сентября 2010 года по делу А32-14468/2010 отменить и принять новый судебный акт.
Признать недействительными как противоречащие ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" постановление Администрации муниципального образования Староминский район от 23 октября 2009 года N 1805 и постановление Администрации муниципального образования Староминский район от 23 октября 2009 года N 1806.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 26 октября 2009 года, заключенный между Администрацией муниципального образования Староминский район и предпринимателем Ланко Ю.Г. (земельный участок с кадастровым номером 23:28: 0309000: 411), погасив запись о регистрации права аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 26 октября 2009 года, заключенный между Администрацией муниципального образования Строминский район и предпринимателем Ланко Ю.Г. (земельный участок с кадастровым номером 23:28: 0309000: 410), погасив запись о регистрации права аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14468/2010
Истец: ЗАО "Красное Знамя", Колхоз "Красное Знамя"
Ответчик: Администрация МО Староминский район, Администрация муниципального образования Староминский район ст. Староминская, ИП Ланко Юрий Григорьевич, Ланко Юрий Григорьевич
Третье лицо: Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной регистрационной службы по КК Староминский отдел КК, Управление Федеральной регистрационной службы по краснодарскому краю Староминский отдел, Управление федеральной регистрационной службы по КК Староминский отдел, Федеральное агентство кадастра объектов недвидимости по КК Теротдел по Староминскому и Щербиновскому району КК, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ТО по Староминскому и Щербиновскому району, Администрация МО Староминского района, Инспекция Федеральной налоговой службы по Староминскому району
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12760/10
21.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7637/11
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7637/11
11.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2302/11
01.02.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12760/2010
30.09.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14468/10