Управление оборотным капиталом
В статье приведены практические рекомендации, сформулированные в ходе многолетней работы с партнерами и клиентами компании при совместном решении задач управления оборотными средствами и автоматизации основных бизнес-процессов. Следует отметить, что эти рекомендации не только важны для эффективного управления, но и легко выполнимы при использовании адекватных информационных систем.
Предлагаемые принципы совершенствования и примеры решения локальных задач управления оборотным капиталом будут полезны и актуальны для широкого круга специалистов.
Существует пять ключевых принципов совершенствования управления:
для управления оборотным капиталом всегда требуются координация деятельности и согласование интересов различных подразделений. Построение четкого взаимодействия подразделений важнее оптимизации деятельности каждого из них в отдельности;
совершенствование управления оборотным капиталом - процесс непрерывный. Это связано как с постоянным изменением внешних условий, так и с периодическими изменениями критериев "совершенства", на которые могут влиять стратегия развития компании, ее рыночная позиция, объем операций и т.д.;
управление оборотным капиталом тесно связано с управлением рисками как финансовыми, так и операционными. Это, с одной стороны, позволяет использовать механизмы риск-менеджмента в управлении оборотным капиталом, а с другой - требует учитывать дилемму "больший доход - больший риск" при выборе решений;
в основном прямой перенос эффективного комплексного решения по управлению оборотным капиталом из одной компании в другую невозможен. Хотя решение для отдельного участка, например работа с временно свободными денежными средствами или управление складом сырья и материалов, может быть полезным и в другой организации;
для поиска эффективных решений по управлению оборотным капиталом и их последующей реализации необходимы современное программное обеспечение и соответствующая информационная инфраструктура.
Следует добавить, что пятый принцип логично вытекает из первых трех:
необходимо получать и консолидировать информацию из многих источников и проводить комплексный анализ данных;
информация должна обрабатываться оперативно, регулярно и с разумными трудозатратами;
для расчета показателей и сравнения эффективности возможных решений должно использоваться легко перенастраиваемое программное обеспечение, поддерживающее сложные вычислительные алгоритмы.
Структура управления оборотным капиталом
На рисунке показана структура управления оборотным капиталом.
/----------------------------\ |Управление денежными средст-| |вами, в т.ч.: | |Краткосрочное финансирование| |Перемещение денежных средств| |Краткосрочное инвестирование| \----------------------------/ | /----------------------------\ |Управление расчетами с за-| |казчиками и поставщиками |-- |или управление дебторской и| |кредиторской задолженностями| \----------------------------/ /----------------------------\ | Финансовые потоки | \----------------------------/ |
/------------------------------\ |Управление складскими остатка-| |ми, в т.ч.: | |
|Полуфабрикаты | |Готовая продукция | \------------------------------/ | /-----------------------------\ |Управление складской струк-| - |турой и транспортной логисти-| |кой | \-----------------------------/ /-----------------------------\ | Товарные потоки | \-----------------------------/ |
Управление оборотным капиталом
Деление задачи управления оборотным капиталом на блоки производится для упрощения поиска решений и для последующего распределения ответственности по подразделениям компании, но ценностью обладает лишь общее решение. Следует отметить, что наилучшее решение для управления оборотным капиталом в целом, как правило, не является совокупностью лучших вариантов для управления отдельными блоками. Методика согласования решений в требуемой "пропорции" вырабатывается на основании стратегических и оперативных целей развития каждой конкретной компании, а также с учетом плана их достижения.
Приведем некоторые примеры решения локальных задач для выделенных областей управления оборотным капиталом и обоснуем роль современной информационной системы в процессе принятия своевременных решений.
Управление денежными средствами
В большинстве компаний данный блок обычно является наиболее проработанным и информационно обеспеченным, как минимум, с помощью систем "банк - клиент". Тем не менее далее следует рассмотреть по одному дополнительному механизму для финансирования, перемещения средств и инвестирования.
На наш взгляд, при управлении денежными средствами важно не забывать о возможности использования краткосрочного финансирования платежей с помощью "overdraft" кредитования или возобновляемой кредитной линии. Подобный договор с банком позволяет существенно повысить фактическую ликвидность компании, хотя и потребует дополнительных затрат. Наличие информационной системы дает возможность рассчитать средние остатки за прошлые периоды и соотнести их с возможными расходами по кредитным операциям, снизить текущие остатки до оптимального уровня.
Следующая задача - исключение встречных платежей при взаиморасчетах между головным офисом (ГО) и филиалами или внутри холдинга. Часть компаний для обеспечения полного контроля над денежными потоками использует следующую схему расчетов: все доходы филиалов в обязательном порядке перечисляются на счет ГО, расходы филиалов либо оплачиваются ГО, либо средства целевым образом перечисляются в филиал. Интеграция данных о текущих денежных остатках по филиалам и ГО с помощью информационных технологий исключает встречные платежи, позволяет контролировать денежные потоки, а также организовывать переброску средств непосредственно из одного филиала в другой.
Наконец, при рассмотрении аспекта "Управление денежными средствами" стоит обратить внимание и на такой вид краткосрочного инвестирования, как депозит overnight. Его преимущество в том, что компания всегда может разместить оставшиеся средства в конце операционного дня на депозит, а на следующий день или использовать их для платежей, или оставить на депозитном счете еще на день.
Конечно, данные задачи не выглядят сложными, но банковских счетов бывает больше десятка, условия кредитования и инвестирования в каждом банке свои, а задачу управления средствами необходимо решать ежедневно.
Управление расчетами с заказчиками и поставщиками
Решая задачу управления оборотным капиталом, компании часто ограничиваются анализом дебиторской задолженности. Опыт свидетельствует, что важно обращать внимание не только на сокращение дебиторской задолженности, но и на возможность увеличения кредиторской. Так, вероятна ситуация, когда заказчик готов заплатить большую цену или заказать больший объем при предоставлении отсрочки платежа, следовательно, можно попытаться получить отсрочку по оплате сырья и материалов, или, наоборот, заказчик может сделать предоплату при условии предоставления скидки, и тогда важно понять, какую скидку можно получить у поставщика. Для проведения такого оперативного анализа требуется, чтобы для расчета были доступны полные условия договоров как с заказчиками, так и с поставщиками, и одно из решений - создание единой информационной системы.
Нельзя забывать и о возможности краткосрочного финансирования, всегда предварительно сравнивая его стоимость с возможными потерями, например на предоставление скидки заказчикам. Следует также не упускать из виду, что с развитием финансового сектора российской экономики появляются новые услуги, например факторинговое финансирование, которое, по сути, является выкупом дебиторской задолженности на определенных условиях или предоставлением финансирования под товары, реализованные с отсрочкой платежа.
Таким образом, вновь возникает потребность в оперативном сравнении затрат на различные виды финансирования, сопоставлении расходов на финансирование с потенциальным доходом, выборе наименее затратного способа. Все это - классические для информационной системы задачи, а дополнительное преимущество автоматизации подобной работы заключается еще и в поддержке оформления и учета различных способов расчетов, включая, в частности, автоматический расчет и предоставление скидок, учет факторинговых операций.
Управление складской структурой и транспортной логистикой
Исходя из существующего опыта, можно констатировать: задача формирования складской инфраструктуры и соответствующих логистических цепочек в наименьшей степени формализована и автоматизирована. Тем не менее данная бизнес-функция существенно влияет как на показатели оборачиваемости капитала в целом, так и на прибыльность компании.
Выделим три основных момента, требующих, по крайней мере, оценки их влияния на оборотный капитал:
количество, размеры, география складов и расходы на их содержание;
вид и стоимость транспортных услуг, время перемещения, потенциальные альтернативы существующим способам транспортировки;
наличие дисбаланса по складским остаткам по одинаковым товарным позициям на различных складах.
Для оптимального решения всех перечисленных задач целесообразно использовать интегрированную информационную систему, что иллюстрируют два небольших примера. В первом случае с помощью системы было определено, что при стандартных поставках груза автотранспортом в Германию дешевле иногда отправлять товар самолетом, чем организовывать промежуточный склад в стране для исключения сбоев в поставках при задержках на таможне или технических поломках автомобилей. Во втором случае оценка использования складских площадей показала, что замена трех разрозненных складов на один позволяет сократить общую требуемую складскую площадь и количество обслуживающего персонала при сохранении первоначальной емкости и пропускной способности складов.
Управление складскими остатками
Управление складскими остатками - тема достаточно проработанная, но не менее важная, чем остальные. В управлении складскими остатками задействовано наибольшее количество подразделений. Складские остатки сложно контролировать. Так, практически невозможно провести "сплошную" инвентаризацию на крупном предприятии за разумное время. Например, при закрытии крупного производственного предприятия со складов было вывезено еще несколько десятков тонн сырья, инструмента, полуфабрикатов после того, как по бухгалтерскому учету склады были "пустые".
Можно найти огромное количество рекомендаций по управлению складом, освещать их все в статье нецелесообразно, поэтому просто спроектируем предлагаемые принципы работы на склады:
координация управления складами по всей технологической цепочке;
регулярный анализ расхождений между прогнозом и фактическими остатками с выявлением причин отклонений и выработкой мер по уменьшению влияния негативных факторов;
для построения прогноза на основе данных по складским остаткам и плана (бюджета) потребления/расходования, а также для сбора фактических данных в короткие сроки необходима интегрированная информационная система управления предприятием.
Заключение
Сформулированные в статье принципы и приведенные примеры локальных решений позволяют заключить: автоматизация бизнеса дает компании возможность решать задачи по управлению оборотным капиталом с минимальными временными и трудовыми затратами. На основе данных, получаемых с помощью информационной системы, можно просчитать все возможные варианты и сделать логичный, обоснованный выбор. Хорошим примером подобной единой полнофункциональной системы, которая в том числе поддерживает решения всех упоминавшихся в статье задач, может служить система Oracle e-Business Suite.
К сожалению, универсальных решений не существует и, как следствие, нет универсальных информационных систем. У каждой организации свои особенности и потребности в автоматизации, а каждая система имеет те или иные ограничения. Как же сформировать свой вариант, как выбрать адекватное программное и аппаратное обеспечение? Помочь в сложном выборе смогут компании, предоставляющие квалифицированные услуги по IT-консалтингу, внедрению корпоративных информационных систем, системной интеграции. Тем более что предварительные консультации для потенциального клиента в подобных компаниях бесплатны.
Д. Болотнов,
старший консультант отдела финансовых приложений
компании "ТопС Бизнес Интегратор"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 15, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71