Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 г. N 11АП-120/2011
16 февраля 2011 г. |
Дело N А65-22272/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от ООО "Фортуна" - до перерыва: представитель Тюрина Н.П. (доверенность от 27.12.2010 года), после перерыва: представитель не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан - до перерыва: представитель не явился, извещен, после перерыва: представитель Якупов Б.М. (доверенность от 10.02.2010 года N 686),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 6164205110, ОГРН 1026103270280)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2010 года по делу N А65-22272/2010 (судья Латыпов И.И.), рассмотренному по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна", г. Ростов-на-Дону,
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - МИФНС России N 5 по РТ, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2010 заявленные требования удовлетворены. ООО "Фортуна" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "Фортуна" обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, просит отменить решение суда от 02.11.2010.
МИФНС России N 5 по РТ представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02.11.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Фортуна" без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе административному органу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 09.02.2011 до 14.02.2011. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт отмене и при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 26.08.2010 административным органом проведена проверка ООО "Фортуна" по вопросу соблюдения действующего законодательства, в ходе которой установлено, что в помещении по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ямашева, д. 69, ООО "Фортуна" принимает ставки на результаты спортивных состязаний и производит выплаты выигрышей, то есть осуществляет деятельность без лицензии на право деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Административный орган, усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по части 2 стастьи 14.1 КоАП РФ, составил протокол об административном правонарушении от 22.09.2010 N 16-01/323.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился с заявлением в арбитражный суд о привлечении ООО "Фортуна" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неправильно применил нормы материального права, не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу требований пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые государственные акты Российской Федерации" (далее - Закон N244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игровых зон в порядке, установленном настоящей главой. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игровых зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Данное требование также предусмотрено в подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ).
При этом в силу требований статьи 4 Закона N 244-ФЗ в приложении к лицензии должны быть указаны количество и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведении азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) если такое разрешение обязательно, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, что в действиях общества содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Фортуна" имеет лицензию от 30.06.2009 N 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22 "Л"; г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 64, офис 01.
Из протокола об административном правонарушении следует, что общество осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в помещении по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д.69.
В соответствии со статьей 7 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 данного закона.
Лицензия выдается на вид деятельности, а не на объект (место), на котором осуществляется деятельность.
В силу положений п. 1 ст. 14 Закона N 128-ФЗ лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий помимо сведений, указанных в ст. 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Анализ указанных положений в их совокупности и взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется по каждому месту осуществления такой деятельности с внесением соответствующих сведений в реестры лицензий.
Для осуществления деятельности по новому адресу лицензиат должен предоставить в лицензирующий орган, соответствующий пакет документов, подтверждающих возможность осуществления лицензируемого вида деятельности по данному адресу.
Суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Фортуна" осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в помещении по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 69, следовательно, не по месту, указанному в лицензии на соответствующий вид деятельности, то есть с нарушением лицензионных требований.
Осуществление предпринимательской деятельности по адресу, не указанному в приложении к лицензии в качестве места осуществления деятельности, следует оценивать как нарушение лицензионных требований и условий, за которое предусмотрена ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.10.2010 по делу N А65-5080/2010.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 предусмотрено, что если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вина общества подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы общества о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являлись предметом правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу и правомерно отклонены как несостоятельные.
Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях ООО "Фортуна" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не может принять решение о привлечении ООО "Фортуна" к административной ответственности в связи с тем, что к моменту рассмотрения апелляционной жалобы общества истек срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении требований административного органа следует отказать.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2010 года по делу N А65-22272/2010 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан о привлечении общества с ограниченной ст.ст.204 ответственностью "Фортуна" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22272/2010
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан,г.Казань
Ответчик: ООО "Фортуна", ООО "Фортуна", г. Ростов-на-Дону
Третье лицо: Ново-Савиновский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ