Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2011 г. N 16АП-3106/2010
г. Ессентуки |
Дело N А18-427/2010 |
21 февраля 2011 г. |
Апелляционное производство |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2011.
дата изготовления постановления в полном объеме 21.02.2011
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Асланиди В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия о процессуальном правопреемстве
по делу N А18-427/2010
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия
к Администрации Насыр-Кортского муниципального округа г. Назрань в лице Ликвидационной комиссии администрации районов, городов и населенных пунктов Республики Ингушетия
третье лицо: Администрация Насыр-Кортского административного округа Республики Ингушетия
о взыскании 2 665 772 руб. 15 коп.
при участии представителей:
от истца: не явились, извещены,
от ответчика: не явились, извещены,
от третьего лица: Сапралиев А.А. по доверенности от 01.02.2011 N 1,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Администрации Насыр-Кортского муниципального округа г. Назрань в лице Ликвидационной комиссии администраций районов, городов и населенных пунктов Республики Ингушетия о взыскании задолженности по налогам и сборам в размере 2 665 772 руб. 15 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Насыр-Кортского административного округа Республики Ингушетия (далее - Администрация).
Определением суда от 02.11.2010 в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика - Администрации Насыр-Кортского муниципального округа г. Назрань в лице Ликвидационной комиссии администраций районов, городов и населенных пунктов Республики Ингушетия на Территориальный исполнительный орган местной администрации г. Назрань в административном округе Насыр-Корт. Этим же определением судебное заседание отложено на 24.11.2010 11-10.
Не согласившись с определением суда в части процессуальной замены ответчика, Администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда в данной части отменить, указав на отсутствие оснований для перемены лиц в обязательствах, предусмотренных ст. 48 АПК РФ.
Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу налоговая инспекция считает доводы жалобы необоснованными, просит оставить определение суда первой инстанции в силе.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, а именно нарушение правила о тайне совещания судей при принятии определения от 02.11.2010 в части процессуального правопреемства, суд апелляционной инстанции определением от 14.01.2011 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В связи с чем, определение суда первой инстанции от 02.11.2010 в части процессуального правопреемства в порядке пункта 7 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
В судебное заседание истец и ответчик не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть заявление о процессуальном правопреемстве по делу в их отсутствие.
В судебном заседании 10.02.2011 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.02.2011 12-15.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства.
Выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, апелляционный суд пришел к выводу об удовлетворении заявления налоговой инспекции о процессуальном правопреемстве.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона от 24.11.2008 N 207-ФЗ "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике" (далее - Закон N 207-ФЗ) органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики приступают к исполнению полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации, с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором избран в правомочном составе представительный орган соответствующего муниципального образования. С указанного дня администрации районов и населенных пунктов Республики Ингушетия и Чеченской Республики прекращают исполнять полномочия органов местного самоуправления на территориях вновь образованных муниципальных образований. Согласно части 2 статьи 2 этого Закона выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики проводятся в период с 01.05.2009 по 31.10.2009.
Со дня, начиная с которого органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики приступают к исполнению полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанные органы являются правопреемниками администраций районов и населенных пунктов Республики Ингушетия и Чеченской Республики, ранее исполнявших полномочия органов местного самоуправления на территориях указанных муниципальных образований, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации, с юридическими и физическими лицами (пункт 5 статьи 3 названного Закона).
Учитывая изложенного, с 1 января 2010 года органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территории Республики Ингушетия являются правопреемниками администраций районов и населенных пунктов Республики Ингушетия в силу прямого указания закона.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, который составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утверждается соответственно законами Республики Ингушетия и Чеченской Республики (пункт 6 статьи 3 Закона от 24.11.2008 N 207-ФЗ).
Согласно пункту 9 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903, передаточный (разделительный) акт подлежит составлению и подписанию не позднее даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к исполнению своих полномочий, то есть в данном случае в срок до 1 января 2010 г.
Из материалов дела не следует и местная администрация не указывает на то, что территориально границы города изменились.
При этом, отсутствие или несоставление ликвидационной комиссией передаточного акта в сроки и порядке, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления о замене стороны ее правопреемником.
При указанных обстоятельствах, заявление налоговой инспекции о замене ответчика по делу N А18-427/2010 в порядке процессуального правопреемства подлежит удовлетворению на основании ст. 48 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 48, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.11.2011 по делу N А18-427/2010 в части в процессуального правопреемства отменить.
Заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия о замене ответчика по делу N А18-427/2010 в порядке процессуального правопреемства удовлетворить.
Произвести процессуальную замену ответчика по делу N А18-427/2010 с Администрации Насыр-Кортского муниципального округа г. Назрань в лице Ликвидационной комиссии администраций районов, городов и населенных пунктов Республики Ингушетия на Территориальный исполнительный орган местной администрации г. Назрань в административном округе Насыр-Корт.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-427/2010
Истец: Администрация Насыр-Кортского административного округа, МИФНС N1 по РИ
Ответчик: Администрация Насыр-Кортского муниципального округа
Третье лицо: Ликвидационная комиссия, Ликвидационная комиссия по ликвидации администраций районов и населенных пунктов РИ, Межрайонная ИФНС России N1 по РИ
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3106/10
17.06.2011 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3106/10
04.05.2011 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-427/10
21.02.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3106/2010