Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 января 2011 г. N 03АП-5139/2010
г. Красноярск
"26" января 2011 г. |
Дело N А33-12146/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сызранцевой И.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (ОАО "Сибирская губерния" ОГРН 1082404001130/ИНН 2404011989) - Пасынковой О.В., представителя по доверенности от 12.10.2010;
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю) - Питониной Н.В., представителя по доверенности от 14.01.2010,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирская губерния"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" октября 2010 года по делу N А33-12146/2010, принятое судьей Данекиной Л.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Сибирская губерния" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) Перфильевой Екатерины Александровны по невынесению постановления о назначении экспертизы в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 сентября 2010 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена инспекция.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 октября 2010 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что налоговый орган, фиксируя в решении по результатам проверки вывод о подписании первичных документов при совершении сделок от имени контрагентов неустановленными лицами, обязан в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вынести постановление о назначении экспертизы подписей, проставленных в данных документах. Невынесение указанного постановления и непроведение почерковедческой экспертизы привело к отказу налоговым органом в применении обществом налоговых вычетов при исчислении налогов на прибыль и на добавленную стоимость, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в отзыве не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая, что привлечение эксперта при проведение выездной налоговой проверки является правом, а не обязанностью налогового органа; заявитель не лишен возможности обжаловать решение инспекции, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки; обществом пропущен предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Перфильева Е.А. о времени и месте судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанциях извещена; участвовала в судебных заседаниях по данному делу. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 октября 2010 года размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда. Перфильева Е.А. представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобе в ее отсутствие, указала на несогласие с доводами апелляционной жалобы общества.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Перфильевой Е.А.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость и налога на прибыль за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом доначислены налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами - обществами "Вест", "Альтер", "СтройПроектПлюс", "Борус", "Ромус", "Интерстрой", "СК-Подрядчик", "Кодус", "Торэкс", "ЭкспромМеталл", "СтройСнаб", "Бонус Плюс", "Визард", "Харвест", "Гарант-10", "Интервал".
Основаниями для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и включения спорных затрат в состав расходов при исчислении налога на прибыль стали установленные налоговым органом "проблемность" контрагентов; невозможность поставки товара (выполнения работ) спорными контрагентами в связи с отсутствием у них необходимых трудовых и материальных ресурсов; непредставление первичных документов, подтверждающих транспортировку и оприходование товара, или представление документов, содержащих неполные, противоречивые и недостоверные сведения; транзитный характер движения денежных средств по банковским счетам контрагентов; осуществление платежей через "проблемные" и взаимозависимые организации.
Результаты выездной налоговой проверки отражены в акте от 09.09.2009 N 14-10/34.
Считая бездействие должностных лиц налогового органа при проведении выездной налоговой проверки по невынесению постановления о назначении почерковедческой экспертизы подписи лиц, указанных в первичных документах названных контрагентов, незаконным и нарушающим права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что оспариваемое бездействие должностного лица налогового органа может быть признано незаконными в случае его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия, наличия надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого бездействия, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на ответчика.
Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки общества пришел к выводу о неправомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по сделкам с контрагентами - обществами "Вест", "Альтер", "СтройПроектПлюс", "Борус", "Ромус", "Интерстрой", "СК-Подрядчик", "Кодус", "Торэкс", "ЭкспромМеталл", "СтройСнаб", "Бонус Плюс", "Визард", "Харвест", "Гарант-10", "Интервал" и включения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) у названных контрагентов в состав расходов по налогу на прибыль.
В качестве одного из оснований для отказа в применении налоговых вычетов и принятии расходов послужил вывод налогового органа о подписании первичных документов от имени контрагентов общества неустановленными лицами. Указанный вывод основан на показаниях лиц, указанных в учредительных документах в качестве руководителей контрагентов, отрицающих причастность к их деятельности и визуальном несоответствии подписей данных лиц в протоколах допросов и первичных документах.
По мнению заявителя, вывод о подписании первичных документов, выставленных контрагентами общества, неустановленными лицами мог быть сделан налоговым органом только на основании результатов почерковедческой экспертизы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
По смыслу статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Порядок проведение экспертизы при осуществлении мероприятий налогового контроля урегулирован статьей 95 Кодекса.
Согласно пункту 1 названной статьи экспертиза проводиться в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе (пункт 2).
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (пункт 3).
Анализируя положения изложенных норм, суд первой инстанции обоснованно указал, что привлечение эксперта при проведении выездной налоговой проверки является правом налогового органа, а не его обязанностью; целесообразность проведения экспертизы в ходе проверки находится в исключительной компетенции налогового органа.
Заявитель считает, что названное бездействие нарушило права и законные интересы общества, поскольку привело к необоснованному доначислению налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при отсутствии доказательств, подтверждающих факт подписания первичных документов неустановленными лицами.
В силу статей 10 и 101 Кодекса решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности должно быть основано на доказательствах (сведениях), полученных должностными лицами налоговых органов и исследованных в рамках мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган при проведении проверки самостоятельно формирует доказательственную базу в подтверждение своих выводов, изложенных в решении, вынесенном по результатам рассмотрения материалов проверки, достаточность и обоснованность имеющихся у налогового органа доказательств может быть установлена судом при рассмотрении дела о признании недействительным решения налогового органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда о том, что общество не лишено права оспорить в суде решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, в том числе в части выводов налогового органа о подписании первичных документов неуполномоченными лицами, сделанных на основании имеющихся доказательств без проведения в ходе проверки почерковедческой экспертизы.
Иные доводы в подтверждение несоответствия бездействия должностного лица налогового органа по невынесению постановления о назначении экспертизы налоговому законодательству, обществом не заявлены.
Таким образом, суд правомерно указал на недоказанность обществом несоответствия оспариваемого бездействия требованиям налогового законодательства и нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока для обжалования ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что обществу стало известно о нарушении оспариваемым бездействием налогового органа своих прав и законных интересов при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки и вынесении решения от 16.10.2009 N 14-10/34.
С настоящим заявлением общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края только 16.08.2010, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с приложением доказательств уважительности причин его пропуска заявителем в материалы дела, а также. доказательства наличия препятствий для своевременного обращения в суд не представлены.
Учитывая приведенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции правильно признал, что уважительные причины пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, основания для его восстановления отсутствуют.
Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют закону и фактическим обстоятельствам, поэтому у Третьего арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" октября 2010 года по делу N А33-12146/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12146/2010
Истец: ОАО "Сибирская губерния"
Ответчик: ИП Перфильева Е. А., МИФНС N 15 по К расноярскому краю, МИФНС N 15 по Красноярскому краю