Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2011 г. N 15АП-12451/2010
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-12639/2010 |
28 февраля 2011 г. |
15АП-12451/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Малыхиной М.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от ответчиков:
от департамента имущественных отношений Краснодарского края: представителя Мороза М.Н. (доверенность от 23.04.2010),
от общества с ограниченной ответственностью "ЮКА": представителя Слинкина М.В. (доверенность от 15.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело N А32-12639/2010
по иску Управления внутренних дел по городу Сочи
к ответчикам: администрации города-курорта Сочи, обществу с ограниченной ответственностью "ЮКА", департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
о признании права собственности и оперативного управления на самовольные постройки,
УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел по городу Сочи (далее - УВД по г. Сочи, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, Теруправление) о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Управления внутренних дел по городу Сочи на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ул. Пластунская, 163-а, - постройки литер "А1" площадью 112,6 кв. м, литер "А2" площадью 10,1 кв. м, гараж литер "Г" площадью 53,7 кв. м, навесы литер "Г1" площадью 38,3 кв. м, литер "Г2" площадью 30,9 кв. м, литер "Г3" площадью 12,4 кв. м, литер "Г4" площадью 94,1 кв. м, стрелковый тир литер "Б" площадью 195,7 кв. м, боксы для хранения автомобилей литер "В" площадью 244,1 кв. м, контрольно-пропускной пункт литер "Д" площадью 40,8 кв. м, пункт технического обслуживания автомобилей литер "Е" площадью 91,8 кв. м, административный корпус литер "Ж" площадью 318,4 кв. м.
Исковые требования мотивированы следующим.
УВД по г. Сочи хозяйственным способом построило двенадцать объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ул. Пластунская, 163-а, не имея разрешения на строительство и не получив разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Технический паспорт на данные объекты недвижимости оформлен в 2006 году. Земельный участок площадью 9000 кв. м, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежит истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Исковые требования заявлены на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, которое просило признать право собственности Российской Федерации на пристройки лит. А1 площадью 112,6 кв. м, литер А2 площадью 10,1 кв. м, гараж литер Г площадью 53,7 кв. м, навесы литер Г1 площадью 38,3 кв. м, литер Г2 площадью 30,9 кв. м, литер Г3 площадью 12,4 кв. м, литер Г4 площадью 94,1 кв. м, стрелковый тир литер Б площадью 195,7 кв. м, боксы для хранения автомобилей литер В площадью 244,1 кв. м, контрольно-пропускной пункт литер Д площадью 40,8 кв. м, пункт технического обслуживания автомобилей литер Е площадью 91,8 кв. м, административный корпус литер Ж площадью 318,4 кв. м (т. 1, л.д. 95-99).
Требования Теруправления мотивированы тем, что земельный участок площадью 9000 кв. м с кадастровым номером 23:49:002 005 007:0001 предоставлен УВД г. Сочи на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ относится к федеральной собственности. Город Сочи имеет статус курорта федерального значения, земли особо охраняемых природных территорий отнесены законом к федеральной собственности. Теруправление как представитель собственника федерального имущества вправе заявить самостоятельные требования относительно предмета спора. Требования Теруправления заявлены на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
УВД по Г. Сочи обратилось с ходатайством о замене ответчика - Теруправления на администрацию города Сочи, с привлечением Теруправления к участию в деле в качестве третьего лица (т. 1, л.д. 92).
Определением суда от 02.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, произведена замена ненадлежащего ответчика - Теруправления на надлежащего - администрацию города Сочи. Указанным определением Теруправление привлечено к участию в деле также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (т. 1, л.д. 136).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2010 года признано право собственности Российской Федерации на пристройки литер "А1" площадью 112,6 кв. м, литер "А2" площадью 10,1 кв. м, гараж литер "Г" площадью 53,7 кв. м, навесы литер "Г1" площадью 38,3 кв. м, литер "Г2" площадью 30,9 кв. м, литер "Г3" площадью 12,4 кв. м, литер "Г4" площадью 94,1 кв. м, стрелковый тир литер "Б" площадью 195,7 кв. м, боксы для хранения автомобилей литер "В" площадью 244,1 кв. м, контрольно-пропускной пункт литер "Д" площадью 40,8 кв. м, пункт технического обслуживания автомобилей литер "Е" площадью 91,8 кв. м, административный корпус литер "Ж" площадью 318,4 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ул. Пластунская, 163-а. В удовлетворении исковых требований Управления внутренних дел по городу Сочи отказано.
Удовлетворяя требования Теруправления, суд первой инстанции руководствовался статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, поскольку земельный участок, на котором возведены спорные объекты, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование УВД по г. Сочи. Право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества возникло в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые требования УВД по г. Сочи судом первой инстанции отклонены в связи с тем, что право оперативного управления на спорные объекты может быть признано за истцом только после регистрации права собственности Российской Федерации. Право оперативного управления является производным от права собственности и не может возникнуть ранее последнего.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮКА" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение суда, просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба ООО "ЮКА" мотивирована следующим.
ООО "ЮКА" является лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которого принято обжалуемое решение. ООО "ЮКА" принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205007:0025 площадью 34674 кв. м, расположенный по смежеству с земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования УВД по г. Сочи. На земельном участке ООО "ЮКА" расположены используемые УВД по г. Сочи строение стрелкового тира и строение пункта технического обслуживания автомобилей. Между тем, земельный участок, арендуемый ООО "ЮКА", является собственностью Краснодарского края, предоставлен в аренду с разрешенным использованием "жилая застройка с многофункциональным торгово-развлекательным центром". Размещение строений УВД по г. Сочи на земельном участке, предоставленном в аренду ООО "ЮКА", непосредственно затрагивает права и охраняемые законом интересы ООО "ЮКА" как арендатора земельного участка, поскольку ограничивает возможности по использованию земельного участка, налагает дополнительные обязанности по отношению к собственнику самовольно возведенных строений. Суд первой инстанции не выяснил фактическое местонахождение самовольных построек.
В апелляционной жалобе ООО "ЮКА" ходатайствовало привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, указанное общество и департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Определением от 13.12.2010 арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЮКА".
Определением от 17.01.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции по ходатайству УВД по г. Сочи к участию в деле в качестве ответчиков привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края, а также ООО "ЮКА".
От УВД по г. Сочи поступило письменное ходатайство от 21.02.2011 N 43-19/1-2112 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, исковые требования УВД по г. Сочи поддерживает в полном объеме.
ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю в письменном ходатайстве от 09.02.2011 просило апелляционный суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Теруправления, принять судебный акт об удовлетворении исковых требований УВД по г. Сочи и самостоятельных требований Теруправления.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в представленных апелляционному суду письменных пояснениях указал, что возведенные УВД по г. Сочи строения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:02 05007:0025 являются самовольными постройками, полагает признание права собственности на указанные сооружения необоснованным.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители ООО "ЮКА" и департамента имущественных отношений Краснодарского края исковые требования УВД по г. Сочи и самостоятельные требования Теруправления о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:02 05007:0025, не признали, просили в указанной части в иске отказать. Против удовлетворения исковых требований в части признания права федеральной собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, предоставленном УВД по г. Сочи в постоянное (бессрочное) пользование, представители ответчиков не возражали.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отношении в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев исковые требования УВД по г. Сочи и самостоятельные требования ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, заслушав пояснения представителей ответчиков, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как указано в пункте 31 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22 от 29.04.2010), признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (абзац 3 пункта 25 постановления N 10/22 от 29.04.2010).
Как усматривается из материалов дела, за Управлением внутренних дел по городу Сочи 27.09.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 9000 кв. м с кадастровым номером 23:49:002 005 0007:0001, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Пластунская, 163А. Основанием государственной регистрации права указано постановление главы администрации г. Сочи N 400/2 от 03.06.1993 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.06.2008 серия 23-АЕ N 020706 - т. 1, л.д. 89).
Согласно материалам технической инвентаризации (карточка на строения, возведенные без разрешения), объект литер "А1" представляет собой трехэтажную пристройку, возведенную в период с 1999 до 2001 года; объект литер "А2" является одноэтажной пристройкой, построенной в период с 2001 до 2006 года; объект литер "Г" - гараж, построенный в период с 1999 до 2001 года; объект литер "Г1" - навес, возведенный в 2005 году; литер "Г2" - навес, построенный в период с 1999 до 2001 года; литер "Г3" - навес, построенный в 2006 году; литер "Г4" - навес, возведенный в 2002 году (т. 1, л.д. 13).
Капитальный характер данных строений подтверждается приведенным в техническом паспорте здания учебно-профилактического центра литер "А" техническим описанием пристроек и других частей здания. Пристройки литер "А1", "А2" расположены на бетонном фундаменте, имеют бетонные стены и перегородки (бетонные блоки), железобетонные перекрытия, бетонные полы, шиферную крышу. Гараж литер "Г" расположен на бетонном ленточном фундаменте, устроен из бетонных стен, навесы литеры "Г1", "Г2", "Г3", "Г4" расположены на бетонном основании (т. 1, л.д. 16-17).
Из технического паспорта учебно-профилактического центра литер "А" следует, что названные объекты учтены в составе данного центра как необходимые для его использования принадлежности (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно техническому паспорту стрелкового тира литер "Б", расположенного в Центральном районе г. Сочи по ул. Пластунская, 163-а, объект занимает площадь 212 кв. м. Год постройки стрелкового тира - 2005. Объект располагается на бетонном ленточном фундаменте, построен с использованием керамзитных блоков, имеет железобетонные перекрытия. В техническом паспорте стрелкового тира литер "Б" имеется штамп органа техинвентаризации "самовольная постройка" (т. 1, л.д. 36 - 44).
Строение литер "В" обозначено в техническом паспорте как боксы для хранения автомобилей, застроенной площадью 276 кв.м., объект литер "В" возведен в период с 1999 по 2001 год, на плане указанного строения в его техническом паспорте стоит штамп органа техинвентаризации "самовольная постройка" (т. 1, л.д. 44-51).
Объект "пункт технического обслуживания автомобилей" литер "Е" площадью 97,8 кв.м. построен в 2006 году, соответствует признакам объекта капитального строительства (бетонный ленточный фундамент, стены из керамзитобетонных блоков, железобетонные перекрытия, бетонные полы), на плане строения литер "Е" в его техническом паспорте стоит штамп "самовольная постройка" (т. 1, л.д. 52-59).
Контрольно-пропускной пункт литер "Д" площадью 96,7 кв.м. состоит из бетонного ленточного фундамента и бетонных блоков, в техническом паспорте указанного объекта на его плане стоит штамп "самовольная постройка" (т. 1, л.д. 60-67).
Административный двухэтажный корпус литер "Ж" (в стадии строительства) площадью 318,4 кв.м. также учтен органом техинвентаризации как самовольная постройка, о чем свидетельствует штамп "самовольная постройка" на плане указанного строения в его техпаспорте (т. 1, л.д. 68-75).
Таким образом, приведенные в иске объекты являются недвижимыми вещами, строительство которых осуществлялось в период действия части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми строительство объектов недвижимости независимости от формы собственности и целевого назначения объекта должно осуществляться на основании разрешения на строительство и в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией (статьи 61, 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).
Между тем, УВД по г. Сочи разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию не имеет, в связи с чем перечисленные в иске объекты недвижимости являются самовольными постройками, право собственности на которые может быть признано исключительно в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из акта обследования земельного участка N 378 от 09.09.2010, составленным специалистом ГУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", на земельном участке с кадастровым номером 23:49:020500:25, расположенном в г. Сочи, Центральный район, ул. Пластунская, по смежеству с территорией ОГИБДД УВД по г. Сочи (ул. Пластунская, 163-А) размещены строения стрелкового тира и пункта технического обслуживания автомобилей ОГИБДД УВД по г. Сочи; фактически занимаемая территория расположена по смежеству с правомерным земельным участком с кадастровым номером 23:49:0205007:1, площадью 9000 кв.м., предоставленного УВД по г. Сочи на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения и эксплуатации зданий и сооружений. Застроенная объектами УВД по г. Сочи территория ориентировочной площадью 700 кв.м. входит в границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:020500:25, площадью 34674 кв.м., предоставленного на праве аренды ООО "ЮКА" для жилой застройки с многофункциональным торгово-развлекательным центром.
Данные обстоятельства подтверждены также в письме ГУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 10.12.2010 N 14.
В письме от 23.11.2010 N 43-19/1-18377 УВД по г. Сочи выразило готовность снести стрелковый тир литер "Б" площадью 195,7 кв.м. и пункт технического обслуживания автомобилей - литер "Е" площадью 91,8 кв.м., тем самым, по сути, признав факт размещения указанных строений на земельном участке с кадастровым номером 23:49:020500:25, используемом ООО "ЮКА".
Теруправление в письме от 07.02.2011 N 14-08/885 указало, что о факте строительства спорных объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 ему не было известно. Факт расположения спорных самовольных построек на земельном участке, арендуемом ООО "ЮКА", ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю по существу не оспаривает.
Из предоставленной в материалы дела схемы расположения объектов недвижимости на топографической основе, изготовленной ГУП Краснодарского края "Сочинский земельный центр", усматривается наложение трех объектов недвижимости, находящихся в пользовании УВД по г. Сочи, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205007:25, расположенный по ул. Пластунской в г. Сочи.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции установлено, что третьим таким объектом является литер "Г4" (навес) площадью 94,1 кв.м. Данное обстоятельство, подтвержденное в письменных пояснениях представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также в письменном ходатайстве представителя ООО "ЮКА" об уточнении правовой позиции по делу, соответствует имеющемуся в материалах технической инвентаризации генеральному плану участка в г. Сочи, ул. Пластунская, 163а, изготовленному филиалом ГУП Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация" по городу Сочи (т. 1, л.д. 12).
Как установлено судом, совхозу "Октябрьский" на основании постановления администрации города Сочи от 29.01.1993 N 75 было предоставлено 528га земли для сельскохозяйственного использования на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей N 20 от 29.01.1993).
Распоряжением департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.04.2002 N 255 согласован устав государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Октябрьский", расположенного в г. Сочи, ул. Пластунская, 155, в связи с чем подлежали внесению изменения в реестр государственной собственности Краснодарского края.
Как усматривается из постановления главы города Сочи N 109 от 01.02.2007, государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Октябрьский" является правопреемником государственного унитарного предприятия совхоз "Октябрьский", которому постановлением администрации города Сочи от 29.01.1993 N 75 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 528га.
Упомянутым постановлением главы г. Сочи от 01.02.2007 N 109 утверждены проекты границ пятидесяти обособленных земельных участков общей площадью 439,5537га, образованных из состава земельного участка площадью 528га, ранее предоставленного совхозу "Октябрьский" в постоянное (бессрочное) пользование, расположенных во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство.
В перечень земельных участков ГУП Краснодарского края "Октябрьский", утвержденный названным постановлением, включен также участок под номером 38 площадью 34674 кв.м., расположенный в Центральном, Хостинском районе, п. Новагинка, в районе пересечения ул. Пластунская и ул. Труда.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.03.2007 N 8-з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУП Краснодарского края "Октябрьский" на земельный участок площадью 34674 кв.м. с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025, расположенный по адресу: г. Сочи, район Центральный, Хостинский, п. Новагинка, в районе пересечения ул. Пластунская и ул. Труда, участок N 38. Указанный земельный участок тем же приказом предоставлен ГУП Краснодарского края "Октябрьский" на праве аренды.
06.03.2007 между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ГУП Краснодарского края "Октябрьский" на основании приказа департамента от 06.03.2007 N 8-з заключен договор N 0000001757 аренды земельного участка площадью 34674 кв.м. с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025, расположенного по адресу: г. Сочи, район Центральный, Хостинский, п. Новагинка, в районе пересечения ул. Пластунская и ул. Труда, участок N 38, для ведения сельскохозяйственного производства.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 09.04.2007 на период с 06.03.2007 по 06.03.2056 (выписка из ЕГРП от 29.11.2010 N 50/131/2010-049).
09.04.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 34674 кв.м. с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный, Хостинский район, п. Новагинка, в районе пересечения ул. Пластунская и Труда, участок N 38.
Основанием государственной регистрации права собственности указан пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2008 серия 23-АЕ N 137522).
Государственная регистрация права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 34674 кв.м. с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 подтверждается также выпиской из ЕГРП от 14.01.2011 N 50/006/2011-149.
По договору от 07.08.2007 ГУП Краснодарского края "Октябрьский" передало права и обязанности по договору аренды N 0000001757 от 06.03.2007 обществу с ограниченной ответственностью "ЮКА", переход права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 27.08.2007.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена в действие с 01.07.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 на территории курорта федерального значения, каким является город Сочи, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта (лист 4 кадастрового плана земельного участка от 21.02.2007 N 49/07-03-3569), не препятствует отнесению данного участка к государственной собственности Краснодарского края ввиду следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, которые указаны в части 7 упомянутой статьи и которые предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.
На основании пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
Таким образом, с 20.12.2008 земельный участок отнесен к собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края также Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ. Теруправление не предоставило доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 к федеральной собственности после вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ (аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2010 по делу N А32-53549/2009, от 11.06.2010 по делу N А63-4299/2008).
Между тем, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться только собственник земельного участка или лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, владеющий участком на указанном праве на момент обращения с иском и принятия судом решения.
Поскольку земельный участок площадью 34674 кв.м. с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 на момент обращения с настоящим иском Российской Федерации не принадлежит и не находится в спорной его части в постоянном (бессрочном) пользовании УВД по г. Сочи, оснований для признания права федеральной собственности на самовольные постройки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025, за Российской Федерацией не усматривается.
Земельный участок площадью 9000 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0205007:1, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования УВД по г. Сочи, поставлен на кадастровый учет 07.07.2000 (кадастровый паспорт от 20.01.2009 N 49М/09-03-2625). При формировании земельного участка N 38 площадью 34674 кв.м. с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 учитывались границы ранее сформированного земельного участка УВД по г. Сочи с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0001, что подтверждается материалами землеустроительного дела по проведению межевания и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков ГУП "Октябрьский" (2006 год), утвержденного территориальным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю. Нарушений границ земельного участка УВД по г. Сочи с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0001 при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка, арендуемого ООО "ЮКА", из материалов дела не усматривается.
В части самовольных построек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205007:1, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования УВД по г. Сочи постановлением главы администрации г. Сочи N 400/2 от 03.06.1993, требования Теруправления подлежат удовлетворению.
Указанный земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ), а потому ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю вправе в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать признания права собственности Российской Федерации на возведенные на нем самовольные постройки.
В соответствии с пунктом 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Апелляционный суд учитывает целевое назначение и фактическую принадлежность спорных построек УВД по г. Сочи, которое использует их в своей деятельности государственного органа исполнительной власти. В этой связи неполучение разрешения на строительство не может быть признано достаточным основанием для отказа в иске о признании права федеральной собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости, расположенные на участке с кадастровым номером 23:49:0205007:1.
Права и законные интересы смежного землепользователя - ООО "ЮКА" и собственника смежного земельного участка - Краснодарского края постройки, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205007:1, не нарушают, что следует из письменных пояснений представителей указанных ответчиков, данных апелляционному суду.
При этом апелляционный суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований УВД по г. Сочи о признании права оперативного управления на самовольные постройки ввиду следующего.
Статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом отнесено к производным вещным правам. Право собственности Российской Федерации на спорные объекты в ЕГРП не зарегистрировано (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Признание судом права федеральной собственности на самовольно возведенное недвижимое имущество не освобождает Теруправление от государственной регистрации этого права в ЕГРП.
В порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации на самовольную постройку может быть признано только право собственности, но не иное вещное право, в том числе оперативного управления. До регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права федеральной собственности на самовольные постройки Управление внутренних дел по г. Сочи не вправе требовать признания за собой права оперативного управления по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный вывод соответствует пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, согласно которому, если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
По смыслу статей 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления может быть признано только в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Право оперативного управления является производным от права собственности и не может возникнуть ранее последнего (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2010 по делу N А32-9370/2009, от 23.06.2009 по делу N А32-6131/2008-41/283).
Возможность признания права оперативного управления на самовольную постройку статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2008 по делу N А75-4187/2007, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2008 N 2106/08).
Поскольку признанием права собственности Российской Федерации на расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:02 05 007:0025 самовольно возведенные объекты недвижимости - литеры "Г4", "Б", "Е" нарушено право собственности Краснодарского края на указанный земельный участок и право его аренды обществом "ЮКА", решение суда как принятое о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подлежит отмене в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта по существу заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2010 года по делу N А32-12639/2010 отменить.
Признать право собственности Российской Федерации на постройки лит. "А1" площадью 112,6 кв.м., литер "А2" площадью 10,1 кв.м., гараж литер "Г" площадью 53,7 кв.м., навесы литер "Г1" площадью 38,3 кв.м., литер "Г2" площадью 30,9 кв.м., литер "Г3" площадью 12,4 кв.м., боксы для хранения автомобилей литер "В" площадью 244,1 кв.м., контрольно-пропускной пункт литер "Д" площадью 40,8 кв.м., административный корпус литер "Ж" площадью 318,4 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ул. Пластунская, 163-а.
В остальной части заявленных требований Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю отказать.
В иске Управлению внутренних дел по городу Сочи отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12639/2010
Истец: УВД по г. Сочи, Управление внутренних дел по городу Сочи
Ответчик: Администрация г.Сочи, Администрация города-курорта Сочи, ТУ ФАУФИ по КК
Третье лицо: Департамент Имущественных отношений Краснодарского края, Слинкин Максим Владимирович (представитель ООО "ЮКА"), Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ТУ ФАУГИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ООО "Юка"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1555/12
09.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2068/12
15.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1555/12
28.02.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12451/2010
30.08.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12639/10