Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам от 21 марта 2007 г.
по проекту федерального закона N 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов), внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам сообщает следующее.
1. В пункте 1 статьи 1 слово "кредитных" исключить, указание на кредитные потребительские кооперативы вводит ничем не обусловленные различия в порядок рассмотрения корпоративных споров, вытекающих из деятельности потребительских кооперативов, в зависимости от их вида деятельности. Это надо учесть и в пункте 2 статьи 3.
Поскольку слово "участие в капитале" может быть истолковано буквально, следует указать и на другую его разновидность, присущую кооперативам - паевой фонд.
2. Текст третьего абзаца пункта 2 статьи 1 не учитывает состав таких членов сельскохозяйственных кооперативов как ассоциированный член, предусмотренный Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Это надо учесть и по всему тексту законопроекта.
В восьмом абзаце после слова "избранием" дополнить словами " наймом", поскольку назначение либо избрание не исчерпывает перечня оснований для возникновения отношений по исполнению лицами функций в органах управления юридическим лицом. Так, исполнительный директор ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, согласно Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" нанимается наблюдательным советом союза.
3. В пункте 5 статьи 1 в первом, втором и третьем предложениях абзаца второго для обеспечения законности и обоснованности арбитражного процесса и принимаемых в результате него судебных актов место нахождения (место жительства) лица, участвующего в деле имеет не меньшее значение, чем его наименование (имя, отчество, фамилия).
4. В абзаце втором пункта 2 статьи 9 наименование статьи 30.1 дополнить словами ", действий (бездействия) его должностных лиц". Поскольку предлагаемая статья комплексно регулирует вопросы судебного разрешения споров, вытекающих из кооперативных отношений включение в нее норм об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц кооператива представляется необходимым.
В первом предложении третьего абзаца не учитывается возможность проведения в кооперативе общего собрания членов кооператива в форме собрания уполномоченных.
Решения общего собрания членов кооператива (собрания уполномоченных) могут затрагивать права и законные интересы не только членов или ассоциированных членов кооператива, но и членов наблюдательного совета, правления кооператива, его председатели или исполнительного директора как должностных лиц. Поэтому включение их и перечень лиц, имеющих право на обжалование таких решений необходимо.
Во втором предложении третьего абзаца ограничение права на обжалование в суд решений общего собрания членов кооператива (собрания уполномоченных), иных органов управления кооперативом шестью месяцами независимо от того знали ли лица, имеющие право на такое обжалование о собрании, и могли ли знать, существенно нарушает их право на судебную защиту (см. постановление Конституционного суда РФ от 17.11.05 г. N 11-П). Кроме того, это открывает возможности для недобросовестных действий и злоупотреблений. Это надо учесть и во втором предложении абзаца четвертого (в предлагаемой редакции абзац пятый).
Пункт 2 статьи 9 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Член (ассоциированный член) кооператива вправе обжаловать в суд решение общего собрания членов кооператива (собрания уполномоченных) если он избранный им уполномоченный, либо избранный им для участия в собрании ассоциированный член не голосовали либо голосовали против обжалуемого решения, а при проведении тайного голосования - независимо от этого.". Это необходимо учесть поскольку член и ассоциированный член кооператива не участвует в голосовании в ряде случаев законно (при избрании уполномоченных, представителей от ассоциированных членов), когда он считается не принявшим участия в голосовании, проголосовавшим против обжалуемого решения либо при проведении тайного голосования.
Предложенная редакция пункта 2 статьи 9 законопроекта не учитывает, что решения по ряду вопросов принимаются органами управления кооперативом совместно, что требует их совместного обжалования.
Абзац седьмой дополнить словами ", если заявление о таких нарушениях сделано после проведения общего собрания членов кооператива". Рассмотрение нарушений, допущенных при созыве общего собрания членов кооператива, одновременно с обжалованием решения этого собрания обоснованно лишь тогда, когда заявление о таких нарушениях сделаны после проведения собрания. Однако это не должно лишать заинтересованное лицо возможности обжаловать такие нарушения до проведения общего собрания членов кооператива отдельно, путем подачи самостоятельного иска, поскольку в ряде случаев последующее обжалование таких нарушений вместе с решением общего собрания может не позволить восстановить нарушенные права этого лица.
Пункт 2 статьи 9 дополнить абзацем следующего содержания:
"Решения органов управления кооперативом, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном настоящей статьей ревизионным союзом, сельскохозяйственных кооперативов, членом которого является кооператив, а также саморегулируемой организацией этого ревизионного союза." Поскольку основными задачами деятельности ревизионных союзов является предотвращение нарушений кооперативами законодательства РФ, положений учредительных документов, нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности кооперативов и их банкротству, предоставление таким союза и их саморегулируемой организации права предъявления исков о признании решений органов управления кооперативом, действий (бездействия) его должностных лиц недействительными является необходимым для реализации этих задач.
В абзаце втором подпункта б) пункта 4 статьи 9 слова "Производственный кооператив" заменить словом "Кооператив". Ограничение круга лиц, на которые распространяется действие абзаца второго подпункта б) пункта 4 статьи 9 производственными кооперативами необоснованно. Это надо учесть и по всему тексту пункта 4 статьи 9 законопроекта.
В абзаце седьмом подпункта б) пункта 4 статьи 9:
а) слова "Производственный кооператив" заменить словами "Кооператив с числом членов и ассоциированных членов не более 50";
б) слова "либо о вступлении в дело новых лиц," исключить;
в) после слова "направить" дополнить словами "заказным письмом";
Указание на обязанность кооператива уведомлять членов и ассоциированных членов о вступлении в корпоративный спор новых лиц необоснованно расширяет для кооперативов перечень случаев, когда такое уведомление необходимо, поскольку в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью аналогичной обязанности законопроект не предусматривает.
Подпункт б) пункта 4 статьи 9 дополнить абзацами восьмым, девятым и десятым следующего содержания:
"Кооператив с числом членов и ассоциированных членов более 50 после получения извещения суда о принятии к производству дела по корпоративному спору, указанному в настоящем пункте, об изменении основания или предмета ранее заявленного иска, отказе от иска, о признании иска, заключении мирового соглашения, принятии судебного акта. которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, обязано в десятидневный срок довести до членов и ассоциированных членов кооператива сведения, содержащиеся в извещении суда в порядке, предусмотренном абзацем 7 настоящего пункта либо путем их размещения на информационных стендах в месте нахождения кооператива или его исполнительного органа либо путем публикации этих сведений в печатном издании, определенном уставом для публикации сообщения о проведении общего собрания членов кооператива.
Если в адрес кооператива в течение срока, отведенного на уведомление членов и ассоциированных членов кооператива, поступило несколько предусмотренных в настоящем пункте извещений суда, в том числе по различным спорам, кооператив вправе объединить соответствующие сведения в одном извещении.
Список лиц, которым извещения направляются заказным письмом либо вручаются под роспись, составляется по данным реестра членов и ассоциированных членов кооператива на дату получения извещения суда." В предлагаемом законе уже реализован особый подход к уведомлению участников юридического лица при их большом количестве. Поэтому, учитывая большое количество членов (ассоциированных членов) во многих кооперативах он может быть реализован и в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Учитывая характер внутрикооперативных связей в сельскохозяйственных кооперативах целесообразно дать возможность кооперативам с большим количеством членов (ассоциированных членов) уведомлять их путем размещения соответствующей информации на информационных стендах по месту нахождения кооператива или его исполнительных органов.
Председатель Комитета |
Г.В. Кулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.