Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 12 марта 2007 г. N 146/1.1
по проекту федерального закона N 383060-4 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы С.А. Поповым
Рассмотрев проект федерального закона N 383060-4 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы С.А. Поповым, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
По мнению субъекта права законодательной инициативы, принятие указанного федерального закона связано с несоответствием отдельных положений, содержащихся в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В этих целях законопроектом предлагается утвердить и ввести в действие общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации законодательным актом Российской Федерации и распространить их действие на военнослужащих других войск и органов.
Вместе с тем Комитет по обороне считает, что действующий правовой механизм утверждения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленный в Федеральном законе от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", не противоречит Конституции Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации наделен полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и утверждение общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации является его неотъемлемым правом.
В пояснительной записке автор законопроекта указывает, что Президент Российской Федерации вправе утверждать общевоинские уставы, но при этом уставы не должны содержать норм, ограничивающих прав и свобод человека и гражданина, не должны противоречить федеральным законам и в разумные сроки приводиться в соответствии с ними.
Следует отметить, что большинство содержащихся в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации положений (например: порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас, форма увольнительной записки, полномочия должностных лиц в части несения внутренней, гарнизонной и караульной службы и другие) не требуют законодательного закрепления и могут быть урегулированы на уровне подзаконного акта.
В отношении содержащихся в ныне действующих редакциях общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации положений, ограничивающих права и свободы военнослужащих, необходимо учесть, что 1 января 2007 года вступили в силу федеральные законы от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" и от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих".
Указанные законодательные акты Российской Федерации урегулировали все вопросы, связанные с привлечением военнослужащих к дисциплинарной ответственности, и исключают возможность ограничения их прав и свобод подзаконными нормативными правовыми актами.
Необходимо также учесть, что в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации завершается подготовка и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, проектов общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, которые соответствуют Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Учитывая изложенное, целесообразно рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.