Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока от 15 февраля 2007 г. N 69/1
на проект федерального закона N 327943-4 "О внесении изменений в федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 327943-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесенный Мурманской областной Думой.
Законопроект предлагает предоставить субъектам Российской Федерации право распределять средства федерального бюджета между пятью категориями очередников, установленными статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон). При этом предусматривается сохранить принцип приоритетности наиболее социально незащищенных граждан с учетом специфики региона и необходимости переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей нетрудоспособных и действительно нуждающихся в этом граждан.
Внесением дополнения в статью 3 Закона устанавливается возможность передачи государственных полномочий по определению размера жилищных субсидий и выдаче документов для выплаты жилищных субсидий субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления.
На данный законопроект в Комитет поступило 72 отзыва законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 42 поддерживает данную законодательную инициативу, 5 субъектов предлагают отклонить законопроект, в отзывах 18 субъектов не содержится замечаний и предложений. 12 субъектов направили в адрес Комитета свои замечания на законопроект.
Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона N 327943-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", отмечая в официальном отзыве, что согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а данное конституционное положение получило развитие в нормах главы 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что установление порядка предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать органам местного самоуправления осуществление указанных отдельных государственных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения не может быть реализована, т.к. не соответствует требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также отмечается, что реализация данного законопроекта может привести к расходам, покрываемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с чем предлагается согласовать указанные положения законопроекта с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет считает, что передача полномочий по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, определению ее размера и выдаче соответствующих документов субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления является наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, что противоречит статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, разделение единой базы данных получателей государственных жилищных сертификатов между базами исполнительных органов власти разных уровней создаст сложности в процессе предоставления сертификатов и существенно снизит его эффективность.
Предоставление прав субъектам Российской Федерации распределять средства федерального бюджета между пятью категориями очередников, установленными статьей 2 Закона, при условии отсутствия в данном субъекте категорий граждан, обладающих правом на получение жилищных субсидий, противоречит статье 10 Закона, относящей порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Также, по мнению Комитета, необходимо устранить ряд юридико-технических недостатков. В связи с тем, что изменения вносятся в две статьи законодательного акта, необходимо конкретизировать наименование законопроекта.
С учетом вышеизложенного Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует депутатам Государственной Думы отклонить проект федерального закона N 327943-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесенный Мурманской областной Думой.
Председатель |
В.Н. Пивненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.