Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 31 октября 2006 г. N вн. 2.2-1/3568
по проекту федерального закона N 327943-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесенному Мурманской областной Думой (первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что при условии отсутствия в субъекте Российской Федерации категорий граждан, обладающих правом на получение жилищных субсидий, средства федерального бюджета распределяются среди оставшихся категорий граждан в порядке, ежегодно утверждаемом субъектами Российской Федерации. Полагаем, что данная норма не согласуется с положением статьи 10 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), где определено, что установление порядка предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
2. Согласно предлагаемым законопроектом изменениям статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ, по месту жительства граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наряду с указанными в действующей редакции полномочиями по постановке на учет данных граждан и определению размера жилищных субсидий, также предполагается наделить правом выдачи документов на получение указанных субсидий. При этом перечисленные полномочия, согласно предлагаемому законопроектом дополнению указанной статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ, могут передаваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления.
Полагаем, что предлагаемая законопроектом возможность органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать органам местного самоуправления осуществление указанных отдельных государственных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения не может быть реализована, так как не соответствует требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно положениям части 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации может осуществляться только федеральными законами, а не решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как предполагается законопроектом. В случае, если данное наделение предполагается осуществлять посредством законодательства субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 6 статьи 263 Федерального закона N 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться только отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, причем исключительно по решению вопросов, указанных, за некоторым исключением, в пункте 2 этой же статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Перечисленные в предлагаемой законопроектом редакции статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ полномочия в указанном пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не содержатся.
3. Законопроектом предлагается установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных государственных полномочий по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, а также по определению размера жилищных субсидий и выдаче документов на получение жилищных субсидий. В настоящее время указанные полномочия положениями Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления не отнесены.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, реализация данного законопроекта может привести к расходам, покрываемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с чем полагаем необходимым согласовать указанные положения законопроекта с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
4. По законопроекту имеются замечание юридико-технического характера.
При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать. Наименование необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
По статье 1.
Обозначение статьи печатается полужирным шрифтом;
Пункт 2 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
2) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Постановка на учет .................... Российской Федерации.
Органы исполнительной ............................. жилищных субсидий.".
По статье 2.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу, в связи с чем статья 2 настоящего законопроекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо будет снять.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.