Пояснительная записка
к проекту федерального закона О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (по вопросу о гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности)
Цель законопроекта обеспечить защиту граждан, а также деятельность творческих союзов, ассоциаций, физических и юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную, зрелищную и досуговую деятельность на концертных площадках, домах культуры и в других развлекательных учреждениях
Другой целью лицензирования отдельных видов деятельности является необходимость специального государственного контроля (надзора) за осуществлением деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную, зрелищную и досуговую деятельность.
Анализ законодательства, регулирующего в статье 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации, а также практики его применения показывают, что они направлены на предотвращения рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, защите культурного наследия народов Российской Федерации при осуществлении хозяйствующим субъектом определенного вида деятельности.
Авторы законопроекта предлагают внести в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подпункт 41.1 следующего содержания "гастрольно-концертная, зрелищная и досуговая деятельность".
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляются исключительно решением Правительства Российской Федерации. При этом при передаче полномочий субъектам Российской Федерации у Правительства Российской Федерации сохраняются правоустанавливающие функции (разработка положений о лицензировании, методическое руководство и т.д.).
Рядом иностранных государств (Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Украина, Индия, Китай, Италия, Франция и др.) установлено лицензирование в сфере гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности. Принятые документы многих иностранных государств устанавливают требование для физических и юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную, зрелищную и досуговую деятельность на получение лицензии, дающую право осуществлять такую деятельность.
При этом ряд иностранных государств распространяют лицензионное требование не только на гастрольно-концертную, зрелищную и досуговую деятельность в развлекательных учреждениях, но и на концертное обслуживание свадебных, юбилейных и иных торжеств, считая их видами гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности.
По опыту ряда иностранных государств лицензии выдаются на следующие виды гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности:
осуществление гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности в государстве и за его пределами (сольный концерт (сольная концертная программа одного исполнителя), концертная программа с участием двух или более исполнителей одного жанра, концертная программа с участием нескольких исполнителей разных жанровых исполнителей);
концертное обслуживание свадебных, юбилейных и иных торжеств - концертное обслуживание в ресторанах, частных домах, кафе, барах, клубах, дискотеках.
По заявлению соискателя лицензии лицензия может быть выдана в целом на вид деятельности или на его часть.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении видов концертно-зрелищной деятельности могли бы стать:
обязательное соблюдение законодательства физическими и юридическими лицами;
соответствие исполнителей критериям и квалификационным требованиям, утверждаемым лицензирующим органом:
предоставление ежеквартальных отчетов в лицензирующий орган о количестве проведенных гастрольно-концертных, зрелищных и досуговых мероприятий по форме, определяемой лицензирующим органом.
Необходимостью принятия законопроекта является то, что лицензирование гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности позволит:
исключить мошенничество при проведении концертов;
обеспечить безопасность при проведении массовых мероприятий;
обеспечить налоговое поступление в сфере гастрольно-концертной, зрительной и досуговой деятельности физических и юридических лиц.
Безопасность гастрольно-концертных, зрелищных и досуговых мероприятий является одним из основных факторов выдачи лицензий хозяйствующему субъекту, так как отсутствие соответствующего уровня охраны и организации пропускного режима может нанести ущерб правам и законным интересам граждан, а также нанесения вреда их здоровью.
Трагические события при проведении мюзикла "Норд-Ост" и во время концерта в Тушино показали, что проведение концертных программ без соответствующей охраны зрителей чреваты тяжелыми последствиями.
Получение лицензии на право проведения гастрольно-концертной, зрительных и досуговых мероприятий позволит физическим и юридическим лицам более ответственно относиться к деятельности, организовывать и контролировать охрану концертных площадок, помещений домов культуры и в других развлекательных учреждений и предотвратить различные террористические действия в отношении зрителей.
При внесении законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", разработанный Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2003 года (протокол N 17) в пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие федерального закона может не потребовать дополнительных затрат из федерального бюджета.
Однако для осуществления лицензирования в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, например, в Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации необходимо будет создать специальное подразделение, которое будет осуществлять выдачу лицензий и контроль за выполнение# требований лицензиатом.
Предлагаемый законопроект не содержит норм о введении или отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств Российской Федерации, иных норм, покрываемых за счет федерального бюджета.
При реализации предлагаемого федерального закона в определенной мере будет формироваться и доходная часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которая будет включать оплату оформления и выдачи лицензий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (по вопросу о гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности)
При внесении законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности'', разработанного Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2003 года (протокол N 17) в пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (по вопросу о гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности) авторы законопроекта считают, что для осуществления лицензирования в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, например, в Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации необходимо будет создать специальное подразделение, которое будет осуществлять выдачу лицензий и контроль за выполнение# требований лицензиатом.
Учитывая, что указанные подразделения не имеются в заинтересованном федеральном орган исполнительной власти, принятие законопроекта потребует решения вопроса о создании такого подразделения, которое может насчитывать около 10 - 15 человек.
Дополнительные ежегодные расходы из средств федерального бюджета на содержание сотрудников указанного подразделения могут быть следующими:
заработная плата сотрудников - 15 - 20 млн. рублей
содержание помещений и материальное обеспечение деятельности сотрудников, обеспечение компьютерной и множительной техникой, средствами связи - 30 - 40 млн. рублей
транспортные расходы - 5 - 10 млн. рублей
прочие расходы - 10 - 20 млн. рублей
Таким образом, прямые расходы из средств федерального бюджета могут составить около 50 - 90 млн. рублей.
Предлагаемый законопроект не содержит норм о введении или отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств Российской Федерации, иных норм, покрываемых за счет федерального бюджета.
При реализации предлагаемого федерального закона в определенной мере будет формироваться и доходная часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которая будет включать оплату оформления и выдачи лицензий.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (по вопросу о гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (по вопросу о гастрольно-концертной, зрелищной и досуговой деятельности) потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
в статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.