Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 25 января 2007 г. N 3.2-111/2.3
на проект федерального закона N 274969-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан (внесен членом Совета Федерации С.А. Шуваловым и депутатом Государственной Думы А.Н. Хайруллиным)
Рассмотрев и обсудив проект федерального закона N 274969-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалы по нему Комитет отмечает, что законопроект, по мнению авторов, способствует повышению занятости отдельных категорий граждан и с этой целью предлагается внести изменения в следующие федеральные законы:
в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в статью 13 - "Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения". Предлагаемый законопроект устанавливает правовую основу для возможности расширения квотирования в отношении отдельных категорий несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в статью 21 - "Установление квоты для приема на работу инвалидов". Предлагаемые законопроектом изменения, во-первых, устанавливают обязательность квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях численностью свыше 50 работников (в настоящее время это распространяется на организации только свыше 100 работников), во-вторых, в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты работодатели обязаны ежемесячно вносить в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного. Причем размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в статью 13 - "Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации". Предлагаемое законопроектом дополнение, предоставляет право субъектам Российской Федерации своим законодательством устанавливать, для организаций с численностью работников свыше 50 человек, квоту для приема на работу определенной категории несовершеннолетних (не менее 2 и не более 4 процентов среднесписочной численности работников).
Поддерживая в целом необходимость решения проблемы обеспечения занятости слабозащищенных категорий населения, Комитет по труду и социальной политике отмечает следующее:
1) содействие занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет в настоящее время осуществляется посредством специальных мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних граждан, осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости и финансируемых за счет бюджетных средств, поэтому нет необходимости внесения каких-либо изменений в законодательство о занятости. Кроме того, из содержания законопроекта неясно о каких конкретно "отдельных категориях несовершеннолетних" идет речь;
2) квотирование рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений не является предметом регулирования Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Квотирование рабочих мест для этой категории граждан может быть осуществлено через внесение поправок в другие федеральные законы с одновременным установлением ответственности работодателей за невыполнение установленной квоты;
3) Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект и, в частности обращает внимание на то, что предлагаемое законопроектом снижение минимальной численности работников организаций со 100 до 50 человек, для которых устанавливается квота для приема на работу инвалидов, приведет к увеличению нагрузки на малые предприятия, что не будет способствовать развитию малого бизнеса;
4) в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также отмечается целый ряд существенных замечаний.
Необходимо отметить, что данный законопроект является альтернативным по отношению к следующим трем проектам федеральных законов: к проекту федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к проекту федерального закона N 190635-4 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и к проекту федерального закона N 332118-4 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с этим, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике не может поддержать концепцию законопроекта N 274969-4 в представленном виде и предлагает его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.