Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам женщин, семьи и детей от 26 января 2007 г. N вн. 3.6-16/37
по проекту федерального закона N 274969-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан) - внесен членом Совета Федерации С.А. Шуваловым и депутатом Государственной Думы А.Н. Хайруллиным.
Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей считает необходимым обратить внимание на следующее:
1. Авторы предлагают в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ввести норму, в соответствии с которой законодательством субъектов Российской Федерации будет устанавливаться квота для организаций численностью 50 человек и более на рабочие места для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных и лечебно воспитательных учреждений. Квоту предлагается устанавливать в процентах к среднесписочной численности работников организации.
Комитет считает, что эта идея правильная. Это направлено на расширение возможностей трудоустройства таких подростков, что, в свою очередь, создаст предпосылки для снижения безнадзорности и беспризорности, проведения определенной профилактической работы с такими подростками в трудовом коллективе, а также позволит обеспечить несовершеннолетних легальными доходами и, в какой-то мере, предотвратит совершение ими повторных правонарушений.
Однако внесение этой нормы в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" считаем не правильным, поскольку она является предметом Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Кроме того терминологию, предлагаемую авторами, следует привести в соответствие с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в котором нет такого понятия как "несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности, вернувшиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных и лечебно воспитательных учреждений".
2. Законопроектом предлагается внести изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которой организациям, численностью 100 человек и более, вменено в обязанность квотировать рабочие места для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Конкретная квота устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы снизить норматив численности работников организаций до 50 человек.
Такая мера направлена на расширение возможности инвалидов в трудоустройстве, на усиление социальной помощи детям-инвалидам.
В малообеспеченных семьях (а семьи с детьми-инвалидами, как правило, относятся к этой категории населения) есть потребность в дополнительных заработках. Для детей-инвалидов 16 - 17 лет (в трудоспособном возрасте), которые хотели бы работать (не посещая школу или в свободное от учебы время), такая норма снизила бы трудности, связанные с трудоустройством.
В этой части Комитет поддерживает авторов законопроекта.
Однако Комитет не поддерживает авторов в той части, которой предлагаются следующие меры:
предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать квоты для приема на работу инвалидов,
введение санкций за невыполнение квоты на прием на работу инвалидов.
Предоставлять право субъектам Российской Федерации устанавливать квоты для приема на работу инвалидов нет необходимости. Этими правами субъекты Российской Федерации наделены с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122.
Кроме того статьей 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
Санкции по отношению к работодателям, которые отказывают инвалидам в приеме на работу в пределах установленных квот, также урегулированы действующим законодательством (часть 1 статьи 52.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предлагает Государственной Думе его отклонить.
Председатель |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.