Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об уточнении полномочий прокурора)
Прекращение уголовного дела означает полное окончание производства по нему и никакие процессуальные действия больше не производятся. Основаниям прекращения уголовного дела и уголовного преследования посвящены главы 4 и 29 УПК.
Различием между прекращением уголовного дела и уголовного преследования выражается в основаниях прекращения уголовного дела (ст. 24 - 25 УПК) и основаниях прекращения уголовного преследования (ст. 27 и 28 УПК), а также правилах принятия этих решений.
Основания прекращения уголовного дела, указанные в статье 24 УПК, могут носить материально-правовой (отсутствие события или состава преступления, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого) и процессуальный характер (отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, отсутствие согласия суда на привлечение в качестве обвиняемого лиц, указанных в части первой статьи 448 УПК).
Некоторые из указанных оснований могут быть установлены еще в стадии возбуждения уголовного дела и влекут за собой отказ в возбуждении уголовного дела. Если основания установлены в ходе расследования дела, то они влекут за собой прекращение уголовного дела.
Отдельно статьей 25 УПК выделен вопрос о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Порядок прекращения уголовного дела по указанному основанию регулируется статьей 28 УПК.
Принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон возможно только при наличии определенных условий:
если деяние, совершенное лицом, относится к категории преступлений небольшой или средней тяжести;
если преступление совершено лицом впервые;
если лицо загладило или готово загладить причиненный вред, что и влечет примирение с потерпевшим.
Даже при наличии всех указанных условий, необходимых для прекращения уголовного дела, суд не обязан прекратить уголовное дело, как и не назначить наказание, так как УПК предоставляет право принять во внимание и иные обстоятельства, такие, например, как отягчающие обстоятельства, а также данные о лице, совершившего преступление.
Основанием для прекращения уголовного дела может быть деятельное раскаяние обвиняемого (ст. 75 УК и ст. 28 УПК).
Согласно данным статьям освобождение от уголовной ответственности по указанному основанию может иметь место в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если оно после совершения добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.
Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело (уголовное преследование) в связи с примирением сторон в отношении лица, подозреваемого, или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести (ст. 25 УПК РФ).
Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести также в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК). Указанные выше основания прекращения уголовного дела именуются "прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям".
Органы предварительного расследования активно используют в своей деятельности полномочия по прекращению уголовных дел (прекращению уголовного преследования) в соответствии со статьями 25, 28 и 427 УПК.
Об этом свидетельствуют данные государственной отчетности и деятельности органов дознания, следователей и судов. Так следователями прокуратуры, МВД и органами дознания по разным основаниям были прекращены за период 1997 - 2001 год 1.615.448 уголовных дел, судами - более 400 уголовных дел.
Решение о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям - о признании лица невиновным и освобождении его от наказания - принимается прокурором, либо следователем и дознавателем с согласия прокурора.
Однако в статье 37 УПК отсутствуют полномочия прокурора по даче согласия дознавателю или следователю прекратить уголовное дело (уголовное преследование) в соответствии со ст. 25, 28, 427 УПК, что вызывает определенные затруднения у правоприменителей при производстве предварительного расследования.
Цель законопроекта - дополнить полномочия прокурора, изложенные в части 2 статьи 427 новым пунктом, дающим право прокурору давать согласие дознавателям и следователям прекращать уголовные дела и уголовные преследования по основаниям, предусмотренных в статьях 25, 28 и 427 УПК.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об уточнении полномочий прокурора)
Принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об уточнении полномочий прокурора) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об уточнении полномочий прокурора)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об уточнении полномочий прокурора) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.