Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре от 26 февраля 2007 г. N вн 3.26-16/110
"О проекте федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" (внесен Правительством Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет по культуре отмечает следующее.
Указанный законопроект разработан в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах и направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в Российской Федерации.
Основными новациями, предлагаемыми законопроектом являются:
1) организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования;
2) переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период;
3) четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;
4) упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;
5) планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств;
6) системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
7) усиление стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;
8) утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом с одновременным расширением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.
Законопроектом предлагается новое определение понятия "бюджетное учреждение", вносится изменение, предусматривающее возможность финансового обеспечения бюджетных учреждений на основе государственных (муниципальных) заданий. Создается законодательная база для увязки бюджетных ассигнований с объемом и качеством государственных (муниципальных) услуг. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг включают ассигнования на обеспечение деятельности бюджетных учреждений, предоставление субсидий автономным учреждениям, а также иным некоммерческим организациям, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и т.д. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств, т.е. выполнением определенной оплачиваемой бюджетом деятельности, должны планироваться исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий.
Рассматривая изменения, вносимые в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Комитет отмечает, что отдельные новации ухудшают положение бюджетных учреждений. Статьей 41 действующей редакции Бюджетного кодекса предусматривается, что доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджета. Пунктом 2 статьи 42 Кодекса предусматривается, что "доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг."
Законопроектом предлагается исключить пункт 2 статьи 42, а статью 41 дополнить пунктом 5 следующего содержания: "5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи."
Соответствующие изменения внесены в статью 161, определяющую особенности правового положения бюджетных учреждений. В новой редакции указанной статьи отсутствует положение, которое предусматривает, что в смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны отражаться как средства полученные из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, а также положение, что "бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников."
В пункте 6 статьи 5 законопроекта, посвященной вступлению закона в силу, указано, что "пункт 5 статьи 41 (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности), статьи 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности."
Комитет считает, что до принятия указанного в пункте 6 статьи 5 законопроекта федерального закона в Бюджетном кодексе Российской Федерации должно сохраниться положение о самостоятельном расходовании бюджетными учреждениями средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Признать утратившими силу эти положения или внести в них изменения целесообразно только с принятием соответствующего федерального закона, который определит порядок формирования и использования внебюджетных средств.
Комитет по культуре предлагает принять в первом чтении проект федерального закона N 390549-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, при условии доработки ко второму чтению с учетом изложенного предложения.
Председатель Комитета |
И.Д. Кобзон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.