Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству 16 ноября 2006 г.
на проект федерального закона N 166782-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", внесенный депутатом Государственной Думы В.П. Никитиным
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона. Законопроект направлен на усиление административной ответственности за правонарушения в сфере международных автоперевозок, а также на уточнение порядка производства по делам об указанных административных правонарушениях.
Принципиально рассматриваемые предложения представляются обоснованными и соответствующими характеру и степени общественной вредности правонарушений в указанной сфере.
В то же время, по законопроекту имеются замечания и предложения.
Так, нуждается в дополнительном обсуждении предусмотренный санкциями предлагаемых статей 11.26 и 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях круг субъектов административной ответственности.
Представляется, что выделение "иностранных перевозчиков" в качестве субъектов правонарушений может привести к фактическому снижению эффективности практики применения названных статей Кодекса, поскольку в случае передачи иностранными лицами принадлежащих им транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, российским лицам сохранится возможность привлечения к ответственности лишь водителей таких транспортных средств.
Кроме того, представляется, что предлагаемый перечень субъектов административных правонарушений не соответствует статье 1 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", включающей в содержание понятия "иностранный перевозчик" иностранных юридических и физических лиц.
Следует также отметить, что рассматриваемое предложение противоречит части 1 статьи 2.6. Кодекса, в соответствии с которой иностранные граждане и юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях.
Неприемлемым представляется предложение о задержании до уплаты административного штрафа транспортных средств в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 Кодекса (пункт 3 статьи 1 законопроекта).
Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде задержания транспортного средства применяется в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, когда продолжение движения транспортного средства или его эксплуатации представляет неустранимую без применения данной меры угрозу. Применение указанной меры в иных случаях не соответствует ее правовой природе.
Для обеспечения уплаты административных штрафов применяются иные правовые механизмы. В частности, согласно части 3 статьи 11 Федерального закона уже предусмотрен выпуск с территории Российской Федерации транспортного средства иностранного перевозчика, на котором совершено правонарушение, только после предъявления водителем документа, подтверждающего уплату штрафа. Данная мера представляется достаточной.
Предусмотренный статьей 3 законопроекта срок вступления в силу со дня его официального опубликования представляется недостаточным с учетом масштабов вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, а также необходимости принятия подзаконных нормативных правовых актов, связанных с рассматриваемым законопроектом.
Текст законопроекта нуждается в тщательной юридико-технической доработке.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает рассматриваемый законопроект при условии устранения отмеченных замечаний в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
Утверждено на заседании Комитета 16 ноября 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.