Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 ноября 2006 г. N вн. 2.2-1/4133
по проекту федерального закона N 345459-4 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Вологодской области
(первое чтение)
Ознакомившись с настоящим проектом, предлагающим внести изменения в пункт 3 части 1 статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статья 1 проекта) и в подпункт 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" (статья 2 проекта), ограничивающие компетенцию мировых судей по рассмотрению дел о разделе совместно нажитого супругами имущества ценой иска в пятьсот минимальных размеров оплаты труда, сообщаем, что по нему имеются следующие замечания.
1. Проектные изменения входят в противоречие с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размера подобия по временной нетрудоспособности.
2. Предложенное проектом ограничение подсудности мировым судьям дел о разделе имущества супругов ценой иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, создаст неопределенность в установлении подсудности данной категории дел, приведет к необоснованной передаче дел из одного суда в другой и может повлечь злоупотребления в этой области, поскольку цена имущества, предъявленного к разделу, первоначально указывается истцом по своему усмотрению, затем может значительно возрасти или уменьшиться по соглашению сторон или в результате его экспертной оценки. Стоимость супружеского имущества зачастую является основным предметом спора при разделе его между супругами и окончательно определяется судом при принятии решения. Кроме того, при однородности супружеского имущества (например, если делятся предметы обихода, автомашины, акции и другое движимое имущество) сложность дела не изменяется с увеличением количества или цены имущества.
3. Нагрузку мировых судей и судей федеральных судов, на наш взгляд, нельзя определять по количеству дел, рассмотренных теми и другими, поскольку к их компетенции относится рассмотрение дел, значительно различающихся по степени сложности.
Мировые судьи, кроме дел о раздела имущества между супругами (по пояснительной записке составляющих 2% от их общего числа), рассматривают основное количество дел в упрощенном процессуальном порядке. Это иски о расторжении брака без раздела имущества, заявления о взыскании алиментов и другие заявления о выдаче судебного приказа (глава 11, абзац 2 пункта 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 23 Семейного кодекса Российской Федерации), многочисленные иски коммунальных органов о взыскании задолженностей по коммунальным платежам, которые не требуют значительного количества времени.
Судьи федеральных судов рассматривают дела гораздо большей сложности, рассмотрение которых требует значительного времени для собирания и оценки доказательств. Это дела об обжаловании решений, действий и бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций, защите избирательных прав, о признании недействующими нормативных правовых актов, о признании недействительными различных договоров, дела о лишении родительских прав и другие.
4. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общего порядка вступления в силу закона, предусмотренного статьей 2 проекта.
Начальник |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.