Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Федерации и региональной политике от 25 января 2007 г.
на проект федерального закона N 346362-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Владимирской области
Рассматриваемый законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации", устанавливающие замену понятия "размер оплаты труда" на "фонд оплаты труда". Предполагается законодательно устанавливать предельные размеры фонда оплаты труда для государственных гражданских и муниципальных служащих в дотационных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. По мнению автора законопроекта, предлагаемые изменения позволят избежать необоснованного роста численности государственных и муниципальных служащих и привлекать на государственную и муниципальную службу высококвалифицированные кадры с более высоким уровнем заработной платы за счет сокращения численности служащих. При этом законопроектом сохраняется и действующее в настоящее время ограничение размеров оплаты труда работников государственных учреждений субъекта федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, их структура и численность, размеры и условия оплаты труда работников в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12, статья 77 часть 1, статья 131 часть 1, статья 132 часть 1), Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 85 часть 5 и статья 86 часть 4), Федеральным законом N 184-ФЗ (статья 26.14 часть 2), Федеральным законом N 131-ФЗ (статья 53 часть 2), Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статьи 50 и 51) устанавливаются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Фонд оплаты труда работников государственного органа исчисляется с учетом предельной численности этих работников, среднего базового должностного оклада и порядка фондообразования. При этом предельная численность работников и средний базовый должностной оклад дифференцируются в зависимости от органа, его функций и возложенных на него полномочий. Органы местного самоуправления определяют размеры оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Рассматриваемый законопроект не соответствуют нормам части 3 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающим, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
В дотационных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, предлагаемые изменения могут привести к тому, что органы государственной власти субъектов федерации будут по своему усмотрению устанавливать размер оплаты труда соответственно государственных гражданских служащих, а также размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Это может привести к необоснованному увеличению размеров оплаты труда по должностям государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, аналогичным с федеральными, и муниципальным должностям органов местного самоуправления, отсутствию соразмерности в оплате труда служащих, занимающих указанные должности, с достигнутым уровнем социально-экономического развития дотационных субъектов федерации и муниципальных образований.
Кроме того, определение предполагаемого проектом закона критерия предельного значения размера фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений является проблематичным, поскольку для его расчета требуется объективная информация об оптимальном количестве государственных гражданских и муниципальных служащих, осуществляющих свою деятельность в соответствующих органах власти по реализации установленных им полномочий. Необходимо отметить, что в сопроводительных материалах к законопроекту не содержится соответствующих методологических и формализованных предложений по расчету предельного значения размера фонда оплаты труда, предполагаемого количественного сокращения государственных гражданских служащих субъекта федерации, хотя бы на примере Владимирской области. На этот существенный недостаток было указано рядом субъектов федерации в официальных отзывах на рассматриваемый законопроект.
Следует также отметить, что в настоящее время разработан и представлен в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором вопросы, связанные с установлением ограничений размеров оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов федерации и муниципальных служащих, предлагается урегулировать не статьями 85 и 86, а иными статьями Кодекса. Таким образом, рассматриваемый законопроект не корреспондируется с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание то, что проект закона имеет главной целью сокращение численности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, представляется, что достижение указанной цели возможно в рамках действующего законодательства без внесения предлагаемых изменений.
В связи с изложенным рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия Государственной Думой в первом чтении.
Заместитель |
Л.А. Коршунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.