Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления от 23 ноября 2006 г.
по проекту федерального закона N 346362-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Владимирской области
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 346362-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Владимирской области и отмечает следующее.
Положениями законопроекта предлагается внести изменения в абзац второй части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и абзац второй части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данные положения законопроекта предусматривают, что в муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 138 Кодекса или дотации из бюджета муниципального района в соответствии с пунктом 4 статьи 142.1 Кодекса, размер фонда оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений должен устанавливаться не выше предельного значения, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанные положения законопроекта позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять нормирование средств местных бюджетов, подлежащих выделению на оплату труда вышеперечисленных лиц.
В связи с этим указанные положения законопроекта существенно ограничивают принцип самостоятельности местных бюджетов, предусмотренный в части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 52 Федерального закона, а также статьей 31 Кодекса. В частности, данный принцип предусматривает право органов местного самоуправления определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Данные положения законопроекта не соответствуют нормам части 3 статьи 18 Федерального закона, предусматривающим, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. При этом согласно положениям части 3 статьи 34 Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов (в том числе вопросы оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих) определяются уставом муниципального образования.
Положения законопроекта позволяют принимать законы субъектов Российской Федерации, влияющие на численность указанных лиц в муниципальных образованиях, от размеров которой зависит принятие решения по определению структуры органов местного самоуправления муниципальных образований.
В связи с этим указанные положения законопроекта нарушают нормы части 1 статьи 12 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 34 Федерального закона, предусматривающие, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Необходимо также учитывать, что Государственной Думой во втором чтении принят проект федерального закона N 312460-4 "О муниципальной службе в Российской Федерации". Положения части 3 статьи 22 указанного законопроекта, предусматривают, что в муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных федеральными законами, размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта Российской Федерации, а не в соответствии с предельными размерами фонда оплаты труда указанных должностных лиц.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
B.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.