Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрание РФ по образованию и науке от 15 марта 2007 г.
на проект федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности"
Комитет Государственной Думы по образованию и науке на своем заседании рассмотрел проект федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" (далее по тексту - Законопроект), внесенного Правительством Российской Федерации 03 февраля 2007 года.
Законопроект предусматривает внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации в целях стимулирования инновационной деятельности.
По налогу на добавленную стоимость Законопроект предлагает освобождение от обложения налогом услуг по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Законопроект определяет перечень освобождаемых от налогообложения научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).
Законопроект расширяет перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Плательщикам налога на прибыль организаций Законопроект предоставляет право в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов Законопроект N 391230 повышает с 0,5 до 1,5 процента доходов налогоплательщика.
Законопроект предусматривает включение в перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
Согласно экспертным расчетам субъекта права законодательной инициативы, выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации положений Законопроекта в условиях 2007 года могут составить 2 812,76 млн. рублей, в том числе за счет: освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности, - 220,5 млн. рублей; применения налогоплательщиками коэффициента ускоренной амортизации имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, - 1 212,16 млн. рублей; увеличения норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других фондов - 1 127,3 млн. рублей; расширения перечня затрат, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы, - 252,8 млн. рублей.
К недостаткам Законопроект можно отнести отсутствие согласованности юридических конструкций с текстом действующих законов.
Законопроект предлагает расширить список средств, не облагаемых налогом на прибыль, дополнив его ресурсами, поступающими из фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, при условии, что упомянутые средства поступают в Российский фонд технологического развития или иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и составляют не более 1,5% от дохода дарителя.
Необходимо указать, что как ныне действующая практика, так и новеллы, предлагаемые Законопроектом, не соответствуют правовой идеологии, поддерживаемой новым вариантом Бюджетного кодекса Российской Федерации, который внесен Правительством Российской Федерации в феврале 2007 года на рассмотрение Государственной Думы.
Законопроектом предусмотрено при определении объекта налогообложения включать в общий объем уменьшения полученных доходов расходы на патентование (Статья 346.16 Порядок определения расходов Глава 26.2 Упрощенная система налогообложения). В тексте Законопроекта не уточнено, какого рода "расходы на патентование" имеются ввиду. В общем случае под такое определение подпадают несколько видов затрат: расходы на подготовку патентной заявки, расходы на оформление патента, расходы на поддержание патента, а также расходы на патентование за рубежом. Субъект права законодательной инициативы не уточняет, какой из видов затрат имеется ввиду, а, возможно, и вся их совокупность.
Текст Законопроекта нуждается в тщательной юридико-технической доработке по отношению к терминологии и используемым дефинициям. В предложенном на рассмотрение варианте Законопроект предполагает введение в текст Налогового кодекса Российской Федерации понятий, объектов и субъектов деятельности, которые неизвестны отраслевому законодательству в области образования и науки.
Текст Законопроекта нуждается в глубокой юридико-технической доработке по отношению к согласованию с бюджетным законодательством, как действующим, так и с новеллами, внесенными на рассмотрение.
Финансово-экономическое обоснование Законопроекта нуждается в доработке, так как не в полной мере учитывает объем выпадающих доходов бюджетной системы в части расходов на патентование.
С учетом изложенного Комитет рекомендует принять проект федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" в первом чтении при условии его доработки с учетом сделанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.