Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 февраля 2007 г. N вн 2.2-1/338
по проекту федерального закона N 310136-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", внесенному Московской городской Думой
(повторно к первому чтению)
Изучив представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Пунктом 1 проекта предлагается в новой редакции изложить пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон), устанавливающий требования к наименованию некоммерческой организации. Поскольку действующая редакция указанной статьи имеет в своей основе положения статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, то полагаем, что во избежание коллизии правовых норм аналогичные изменения следует внести и в названную статью. Кроме того, в новой редакции пункта 1 статьи 4 отсутствует требование о том, что наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности, что прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Пунктом 2 проекта статью 15 Федерального закона предлагается дополнить новым пунктом 6, предусматривающим принудительное прекращение деятельности некоммерческой организации в том случае, "если количество членов некоммерческой организации становится меньше, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом или уставом некоммерческой организации". Предлагаемое изменение нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в самом Федеральном законе отсутствуют нормы, устанавливающие требования к количественному составу членов некоммерческой организации. Если же такое требование содержится в уставе некоммерческой организации, то ничто не мешает ее учредителям (участникам, членам) пересмотреть данное требование, внеся в устав соответствующие изменения.
Кроме того, данным пунктом предусматривается возбуждение производства по принудительному прекращению деятельности некоммерческой организации. В этой связи следует отметить, что такая процедура в отношении юридических лиц Гражданскому кодексу Российской Федерации неизвестна, в данном случае правомерно говорить о принудительной ликвидации некоммерческой организации.
3. Согласно последнему абзацу нового пункта 4.4, которым предлагается дополнить статью 29 Федерального закона (пункт 3 проекта), "уставом некоммерческой организации может предусматриваться, что определенные решения собрания уполномоченных вступают в законную силу после их одобрения членами некоммерческой организации". В этой связи обращаем внимание на то, что собрание уполномоченных является формой проведения общего собрания членов некоммерческой организации и решения, принятые собранием уполномоченных, следует рассматривать как решения, принятые высшим органом управления некоммерческой организации. В силу этого названные решения не подлежат какому-либо одобрению.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.