Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 25 января 2007 г.
на проект федерального закона N 287353-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Самарской Губернской Думой
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона N 287353-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить главу 6 Кодекса новыми составами, предусматривающими административную ответственность за курение табака в неустановленных местах, а также за нарушение законодательства при продаже табачных изделий.
В отношении предлагаемой редакции статьи 6.16 (пункт 1 статьи 1 проекта) следует иметь в виду, что 9 декабря 2005 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 218923-3, предусматривающий дополнение главы 6 Кодекса альтернативной статьей. Поддержка статьи в данной редакции повлечет конкуренцию норм законопроектов. Кроме того, в Кодексе уже установлена ответственность за курение в неустановленных местах: статья 11.17 Кодекса предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поездах местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта. Что касается установления административной ответственности за курение на рабочих местах, то использование в тексте законопроекта словосочетания "на рабочих местах" является юридически некорректным и дает основания для излишне широкого толкования, ущемляющего в том числе и конституционные права курящих граждан.
Специальный состав правонарушения, предусмотренный в проектируемой статье 14.31 ("Продажа табачных изделий с нарушением законодательства об ограничении курения табака"), представляется избыточным, так как охватывается более широким составом, содержащимся в статье 14.15 Кодекса ("Нарушение правил продажи отдельных видов товаров").
Изменение содержания статьи 23.13 ("Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации") Кодекса в части наделения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) функциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к ведению органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, и признание статьи 23.49 ("Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей") Кодекса утратившей силу не относятся к предмету правового регулирования законопроекта.
Одновременно необходимо обратить внимание, что в статьях главы 23 Кодекса не используются наименования федеральных органов исполнительной власти. Законодатель лишь указывает отрасли государственного управления, с функциями контроля в которых связано право рассматривать дела о тех или иных административных правонарушениях.
Целесообразность изменения, предлагаемого в пункте 5 статьи 1 проекта, нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в главе 23 Кодекса полномочия органов обозначены, как правило, посредством указания на их функции. Собственные наименования органов не применяются. Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, что отражено соответственно в статьях 23.13 и 24.49 Кодекса. Таким образом, распределение полномочий Федеральной службы по рассмотрению дел об административных правонарушениях в разных статьях Кодекса соответствует структуре и принципам построения главы 23. По указанной причине объединение всех функций Федеральной службы в одной статье представляется нецелесообразным.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "25" января 2007 года.
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.