Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 июля 2006 г. N вн. 2.2-1/2498
по проекту федерального закона N 287353-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за курение табака в неустановленных местах, а также за продажу табачных изделий с нарушением законодательства) (внесенному Самарской Губернской Думой)
(I чтение)
По проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующее.
1. В отношении новой статьи 6.16 (пункт 1 статьи 1 проекта) следует иметь в виду, что 9 декабря 2005 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона, предусматривающий дополнение главы 6 Кодекса статьей аналогичного содержания.
По существу диспозиции данной статьи следует отметить, что такой состав административного правонарушение как "курение на рабочих местах" является достаточно неопределенным и нуждается в конкретизации.
2. В пункте 2 статьи 1 проекта часть 3 статьи 11.17 Кодекса излагается в новой редакции. Данная часть предусматривает ответственность за курение в различных видах транспорта как одно из нарушений правил поведения на транспорте.
Однако полагаем, что запрет на курение табака в транспорте имеет целью снижение вредного воздействия табачного дыма (статья 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака") и, таким образом, нарушение данного запрета посягает на здоровье населения (глава 6 Кодекса), в связи с чем, по нашему мнению, оправданно все составы административных правонарушений, связанные с курением табака вне специально отведенных мест, объединить в одну статью, поместив ее в главе 6 Кодекса.
Аналогичное замечание относится также и к новой статье 14.31 (пункт 3 статьи 1 проекта).
Кроме того, обращаем внимание, что ограничения на курение в транспорте, за исключением воздушного транспорта, за нарушение которых предусматривается ответственность в части 3 статьи 11.17 как в действующей, так и в предлагаемой редакции (пункт 2 статьи 1 проекта), не основаны на нормах указанного выше базового Федерального закона.
3. По нашему мнению, составы правонарушений, предусмотренных в новой статье 14.31, охватываются более широким составом, содержащимся в статье 14.15, что требует включения в статью 14.31 соответствующей оговорки.
4. Полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, предусмотренных новой статьей 6.16, на наш взгляд, обоснованно также предоставить иным органам, например, федеральной инспекции труда и подведомственным ей государственным инспекциям труда, органам, осуществляющим государственный противопожарный надзор (соответственно статьи 23.12 и 23.34 Кодекса)
5. Изменение, предлагаемое в пункте 5 статьи 1 проекта, в части, касающейся Федеральной службы под# надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в главе 23 Кодекса полномочия органов власти обозначены, как правило, посредством указания на их функции; собственные наименования органов власти в главе 23 не применяются. Указанная Федеральная служба осуществляет функцию по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и функцию защиты прав потребителей и потребительского рынка, которые отражены, соответственно в статьях 23.13 и 24.49. Таким образом, распределение полномочий данной Федеральной службы по рассмотрению дел об административных правонарушений в разных статьях в зависимости от функций соответствует структуре и принципам построения главы 23 Кодекса. По указанной причине объединение всех функций Федеральной службы в одной статье полагаем неверным и излишним.
6. Поскольку в статье 2 проекта указан общий порядок вступления федеральных законов в силу, установленный Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", включение данной статьи в проект представляется излишним. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
7. Проект нуждается в юридико-технической доработке.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.