Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 6 июля 2004 г. N 455-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 3 июля 2001 г. N 580-ПП
Правила
работы рынков в г.Москве
16 апреля, 1 октября 2002 г., 6 июля 2004 г.
Настоящие правила определяют основные требования к работе рынков в городе в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции от 17 декабря 1999 г.), Законом РФ "О ветеринарии" от 14.05.93 N 4979-1, Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93 N 4871-1, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 N 2060-1 (в редакции от 02.06.93), Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ, Законом города Москвы "О торговой деятельности в городе Москве" от 09.12.98 N 29, Законом города Москвы "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" N 41 от 22.10.97, Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018, Положением о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.94 N 706, Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства РФ N 1263 от 29.09.97, Положением о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 29.04.98 N 13-7-2/1225, Санитарными правилами СП 2.3.5.669-97 "Временные санитарные правила для оптовых продовольственных рынков", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 июня 1997 г. N 14, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93 и другими нормативными правовыми актами РФ и г.Москвы.
1. Общие положения
1.1. Термины и определения:
- рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, изолированного от прилегающей территории, и расположенных на нем объектов стационарной и мелкорозничной торговли и услуг, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, предназначенный для свободных торгов между продавцами и покупателями.
Торговую деятельность и предоставление услуг на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, а также физические лица при реализации сельскохозяйственной и другой продукции, в порядке, установленном настоящими Правилами;
- мелкооптовый рынок - рынок, на котором осуществляется реализация товаров потребительского назначения мелкооптовыми партиями и в розницу;
- временный рынок - рынок, деятельность которого основана на краткосрочном (до пяти лет) договоре аренды земельного участка;
- постоянный рынок - рынок, деятельность которого основана на долгосрочном (свыше пяти лет) договоре аренды земельного участка;
- универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров;
- специализированный рынок - рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, сельскохозяйственный, зооботанический, вещевой, авторынок, рынок по реализации аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей, бытовой техники и другие);
- продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов промышленного изготовления, отечественного и импортного происхождения в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами для их хранения и реализации;
- сельскохозяйственный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личном хозяйстве, товаропроизводителями московской области и других регионов РФ, а также осуществляется собственная торгово-закупочная деятельность;
- "ярмарка выходного дня" - торговый объект, на котором осуществляется реализация продукции фермерских хозяйств и сельхозпродукции товаропроизводителями Московской области и других регионов РФ.
1.2. Зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров, схема размещения торговых объектов утверждается главой управы района по согласованию с территориальными органами госсанэпиднадзора, госветнадзора (при организации торговли продуктами питания), противопожарной службы, ГУВД г. Москвы, ОАТИ, ГИБДД с учетом требований к условиям реализации товаров, установленных Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55.
1.3. Решения по вопросам функционирования рынков, изменения их специализации по инициативе компаний, управляющих рынками, проведения реконструкции, модернизации и перепланировки застройки территорий принимаются только после рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по представлениям префектов административных округов, согласованным с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы с учетом мнения глав управ районов.
1.4. После проведения реконструкции рынка, ликвидации объектов мелкорозничной сети на его территории и строительства торгового центра его деятельность осуществляется в соответствии с правилами, установленными для предприятий розничной торговли.
2. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка
2.1. На территории рынка запрещается:
- организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения объектов;
- распространение и проведение различных лотерей;
- использование при реализации товаров потребительского спроса емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов (ранее установленные контейнеры подлежат выводу с территории рынков в сроки, установленные нормативными правовыми актами г.Москвы);
- реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.), имеющих разрешительную документацию на вид деятельности;
- нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка (кроме специализированных рынков по продаже стройматериалов и крупногабаритных товаров, а также при торговле с автомашин на специально отведенных площадках).
2.2. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска (на русском языке) с указанием его названия, управляющей компании, специализации, режима работы.
2.3. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
- указатели торговых зон по специализации;
- стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора на рынке (при реализации продукции животного и растительного происхождения), контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов;
- схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешиваются:
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и настоящие Правила;
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
информация о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы и ответственности за его нарушение;
перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке, о местонахождении книги отзывов и предложений;
номера телефонов руководителя компании, управляющей рынком, префектуры административного округа, управы района, территориальных органов госсанэпиднадзора и госветнадзора, Объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы, Мосгосторгинспекции, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка.
На рынках, где торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм.
Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определения стоимости и отпуска товаров.
2.4. На территории рынка должны быть размещены в специально отведенных местах:
- объекты массового питания и сервисного обслуживания;
- демонстрационное помещение или стенд для предоставления московским предприятиям промышленности (на договорных условиях) возможности показа перспективных товаров, проведения презентаций, рекламных кампаний по их популяризации.
2.5. На рынке проводятся санитарные дни в соответствии с п.2.3.9. постановления Главного государственного санитарного врача по г.Москве от 12.03.2001 N 5;
2.6. Размещение на территории рынка объектов игорного бизнеса, в том числе установка игровых автоматов с денежным или иным выигрышем, разрешается только на основании решения Специальной комиссии при Правительстве Москвы по регулированию и соблюдению законности в сфере игорного бизнеса.
3. Требования к организации торгового процесса
3.1. Организация торгового процесса на рынке должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров.
3.2. На товары, реализуемые на рынке, устанавливаются свободные розничные цены (тарифы), которые определяются по взаимной договоренности между продавцами и покупателями, в соответствии с конъюнктурой (сложившимся спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно и могут свободно изменяться по соглашению между продавцами и покупателями.
Цены на товары указываются в валюте Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законодательством, товары подлежат реализации на рынке по государственным регулируемым ценам (тарифам).
3.3. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка.
3.4. Вход посетителей и въезд автотранспорта для завоза товаров на территорию рынка бесплатный.
3.5. На территории рынка применяются контрольно-кассовые машины в соответствии с Перечнем отдельных категорий предприятий организаций, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (утв. постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745 в ред. постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917)."
4. Перечень нарушений, которые являются основанием для приостановления деятельности рынка (торгового объекта на рынке)
4.1. Деятельность рынка (торгового объекта на рынке) может быть временно приостановлена при наличии следующих нарушений, подтвержденных соответствующими документами, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации:
- отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование земельным участком (нормативный акт города Москвы, необходимая исходно-разрешительная, проектно-сметная документация), нецелевое использование земельного участка;
- осуществление градостроительной деятельности с нарушением федерального законодательства о градостроительстве;
- нарушение санитарного и ветеринарного законодательства при организации и эксплуатации рынка (торгового объекта на рынке);
- нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынка, экологических требований;
- несоблюдение требований пожарной безопасности;
- иные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и г.Москвы.
4.2. При установлении указанных нарушений деятельность рынка (торгового объекта на рынке) временно приостанавливается Главным государственным санитарным врачом (его заместителями), должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, Главным государственным ветеринарным инспектором, Главным государственным инспектором по охране окружающей среды, должностными лицами органов архитектуры и градостроительства, иными должностными лицами в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, а также уполномоченными представителями ГУВД г. Москвы - по основаниям, предусмотренным Законом РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции".
4.3. Функционирование рынка (торгового объекта на рынке) возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения должностного лица, принявшего решение о приостановлении его деятельности.
5. Прекращение деятельности рынка
Деятельность рынка прекращается:
- при прекращении договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством;
- при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке по инициативе одной из сторон;
- в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, для государственных нужд в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами г.Москвы.
6. Управление рынком. Права, обязанности и ответственность компании, управляющей рынком
О нарушении правил работы рынков управляющими рынками компаниями и их должностными лицами см. Закон г. Москвы от 16 июля 2003 г. N 51
6.1. Управление рынком осуществляется субъектом предпринимательской деятельности (компанией, управляющей рынком), являющимся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка.
Компания, управляющая рынком, предоставляет торговые места для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (далее арендаторы).
6.2. Компания, управляющая рынком, имеет право:
- предоставлять торговые места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке;
- самостоятельно определять стоимость услуг по предоставлению торговых мест;
- предоставлять дополнительные услуги на договорной основе.
6.3. Компания, управляющая рынками, обязана:
- организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе его расположения, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло- водоснабжению;
- назначить приказом ответственного за работу пункта проката средств измерений и обеспечения единства измерений;
- установить плату за прокат средств измерений;
- содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории;
- заключить договор на вывоз твердобытовых отходов, крупногабаритного мусора, различного вида тары с предприятиями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на данный вид деятельности, с соблюдением установленных норм накопления;
- расторгать договоры на предоставление торговых мест и использовать иные меры воздействия к арендаторам, допускающим нарушения установленных требований к осуществлению торговой деятельности на рынках.
6.4. Компания, управляющая рынками, обязана выделить и за свой счет оборудовать на рынке:
- помещение для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения);
- помещение для разруба мясосырья;
- помещение, включая помещение - изолятор, оборудованное холодильной камерой, для временного хранения продукции, от которой отобраны пробы для лабораторных исследований, и изъятых из оборота товаров, в том числе изъятых контролирующими органами;
- камеру хранения;
- помещение для хранения дезсредств;
- пункт проката тележек для доставки товара до торговых мест;
- пункт проката средств измерений;
- средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- стоянки для автотранспортных средств арендаторов и покупателей;
- общественные туалеты, водопровод;
- мусоросборники.
6.5. Компания, управляющая рынками, оказывает содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки, принимает действенные меры по устранению выявленных нарушений.
6.6. Компания, управляющая рынком, обеспечивает:
- потребности продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;
- принятие оперативных мер по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей при наличии соответствующих заявлений, касающихся деятельности отдельных предпринимателей, руководствуясь Законом города Москвы "Об обращениях граждан";
- мероприятия по минимальной профессиональной подготовке продавцов;
- наличие книги отзывов и предложений, зарегистрированной в управе района, которая выдается покупателю по первому требованию;
- создание условий для ведения компьютерного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (при реализации сельхозпродукции), которым предоставлены торговые места, а также продавцов, уполномоченных от их имени осуществлять продажу товара (предоставлять услуги) с использованием персональных карточек продавца, а также предоставление в установленном порядке информации в электронном виде в контролирующие органы об арендаторах (уполномоченных продавцах) с указанием индивидуального налогового номера и даты работы на рынке;
- возможность размещения автотранспорта на автостоянках и парковках с досмотром транспортных средств уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Порядок предоставления торговых мест
7.1. Торговые места предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обязательном предъявлении документов (оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке):
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для иногородних плательщиков уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения) и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного налоговыми органами;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины в случае осуществления торговли с обязательным применением контрольно-кассовых машин в порядке, установленном федеральным законодательством;
- оригинала заключения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации продуктов животного и растительного происхождения);
- санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам представляющих опасность для здоровья человека видов деятельности, работ и услуг, санитарного паспорта объекта, выданных органами госсанэпиднадзора владельцу торгового места (для объектов стационарной сети);
- разрешения на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников.
Об учете иностранной рабочей силы в г. Москве см. Закон г. Москвы от 19 сентября 2001 г. N 51
Информация об арендаторах торговых мест с указанием реквизитов всех предъявленных документов хранится у управляющей рынком компании в течение всего периода функционирования торгового места в течение 3 лет после окончания срока договора.
7.2. Предоставление торговых мест/объектов осуществляется:
- на основе договора, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его предоставления, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты.
Оплата торгового места производится до начала торговли в наличной и безналичной форме.
Получение денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
7.3. Передача торгового места третьему лицу возможна с согласия компании, управляющей рынком, при условии представления данным лицом компании, управляющей рынками, документов, установленных пунктом 7.1. Правил.
7.4. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие, предусмотренные нормативными актами, документы, в том числе приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе гигиеническое заключение и сертификат соответствия или декларация о соответствии, зарегистрированная в установленном порядке;
- контрольно-кассовый чек, платежное поручение об оплате услуг по предоставлению торгового места или счет-фактура с квитанцией к приходному кассовому ордеру при предоставлении торгового места юридическому лицу.
Реализация товаров должна сопровождаться информацией о товарах на русском языке (согласно ГОСТ Р Т 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" и ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие положения").
См. ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2004 г. N 92-ст Государственный стандарт ГОСТ Р 51121-97 отменен с 1 декабря 2004 г.
7.5. Продавцы, осуществляющие торговую деятельность на рынке, помимо документов, указанных в п.7.1 или в п.4 приложения 3 к Правилам, обязаны в течение всего периода работы иметь документ, подтверждающий личность продавца (паспорт или иной документ), иногородние лица - паспорта, документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания их в Москве, и подтверждение на право трудовой деятельности иностранным работником в г.Москве, а также медицинские книжки установленного образца на продавца с полными данными медицинских обследований и предъявлять их по первому требованию управляющей рынком компании и контролирующих органов. Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также иметь документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
Информация о продавцах, осуществляющих торговую деятельность на рынке, подлежит внесению в единую автоматизированную систему учета торгующих на рынках города Москвы с выдачей карточек продавца.
8. Режим работы рынка
8.1. Режим работы рынка устанавливается компанией, управляющей рынками, по согласованию с префектурой административного округа.
Органы городской администрации могут вносить коррективы по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и городских мероприятий.
8.2. Время работы отдельных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка.
8.3. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ управляющая рынком компания предварительно информирует продавцов, население и префектуру о причинах и периоде закрытия рынка.
8.4. В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно известить об этом управляющую рынком компанию.
8.5. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и управы района доводится незамедлительно.
9. Контроль за работой рынков
9.1. Контроль за соблюдением на рынке настоящих Правил и других требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции. К проверкам, проводимым контролирующими органами, могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей.
9.2. Работники контролирующих органов города Москвы проводят проверки в соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" при предъявлении служебного удостоверения и направления, подписанного руководителем контролирующей организации, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления). По результатам проверки должен быть оформлен соответствующий акт (протокол), подписанный всеми сторонами, принимающими участие в проверке.
9.3. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, зарегистрированный в префектуре, в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки.
На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
9.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность на рынках, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы см. Закон г. Москвы от 16 июля 2003 г. N 51
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.