г. Хабаровск |
|
05 мая 2011 г. |
N 06АП-1392/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания": не явились;
от Администрации города Благовещенска: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания", Администрации г.Благовещенска
на решение от 15.03.2011
по делу N А04-5716/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к Администрации города Благовещенска
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее - ООО "АФК", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными, как не соответствующие Земельному кодексу РФ, Федеральному Закону от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" бездействия Администрации г. Благовещенска (далее - администрация), выраженные в несвоевременном обеспечении выбора земельного участка и длительном непринятии решения по заявлению ООО "АФК" от 19.04.2010; о признании недействительным, как несоответствующий Земельному кодексу РФ, отказ администрации от 07.10.2010 N 1669/19 в размещении объекта, не связанного с проживанием населения (бизнес-центр) по заявлению ООО "АФК" от 19.04.2010, и об обязании администрацию предоставить земельный участок для строительства объекта, не связанного с проживанием населения (бизнес-центр) по заявлению ООО "АФК" от 19.04.2010 с указанием срока и условий предоставления.
Решением суда первой инстанции от 15.03.201 заявленные требования удовлетворены частично: бездействие администрации, выраженное в несвоевременном обеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "АФК" от 19.04.2010 признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Федеральному Закону N 159-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". В части требований о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска от 07.10.2010 N 1669/19 в размещении объекта, не связанного с проживанием населения (бизнес - центр) по заявлению ООО "АФК" от 19.04.2010, в удовлетворении иска отказано. Кроме того, с администрации в пользу ООО "АФК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с судебным актом Администрация города Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме.
ООО "АФК", не согласившись с судебным актом в части неудовлетворенных требований, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решения суда изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ООО "АФК" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное ходатайство.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционных жалоб и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 19.04.2010 ООО "АФК" обратилось в Министерство имущественных отношений Амурской области (далее - Министерство) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, не связанного с проживанием населения (бизнес - центр) размером 53м.х 126 м. в квартале 168 г. Благовещенска.
Письмом от 02.06.2010 N 07-17/4839 Министерство сообщило ООО "АФК" о направлении 11.05.2010 заявления общества в администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
Письмом от 09.07.2010 N 07-17/6595 министерство сообщило ООО "АФК" о том, что в связи с вступлением в силу Закона Амурской области от 25.06.2010 N 347-03 "О внесении изменений в Закон Амурской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" заявление от 20.04.2010 N 5117з направлено для рассмотрения в администрацию г. Благовещенска по акту приема-передачи от 29.06.2010 N1.
Письмом от 07.10.2010 N 1669/19 администрация отказала в размещении объекта, не связанного с проживанием населения (бизнес - центр) в квартале 168 г. Благовещенска по следующим основаниям:
- при обследовании запрашиваемого земельного участка установлено, что в его границах расположены жилые дома, гаражи, строения.
- в соответствии с п. 2.3 Порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от 09.06.2009 N 941, в случае наличия на запрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, объектов движимого имущества, хозяйственных построек, площадок для сбора бытовых отходов и других элементов благоустройства дворовых территорий принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке (заключение управления организации городского строительства администрации г. Благовещенска от 20.09.2010 N 1480/19);
- в границах запрашиваемого земельного участка расположены (заключение земельного управления администрации г. Благовещенска от 23.07.2010 N 4955): частично территория, согласно неутвержденным материалам инвентаризации земель квартала 168, используемая для жилых домов по адресам: ул. Шевченко, 63; 63/1; земельный участок с кадастровым номером 28:01:130168:16, с видом разрешенного использования - многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Шевченко, 61; земельный участок с кадастровым номером 28:01:130168:17 с видом разрешенного использования - многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Шевченко, 61/1; территория, согласно неутвержденным материалам инвентаризации земель квартала 168, используемая для жилого дома по адресу: ул. Горького, 151.
Не согласившись с указанным отказом и считая, что администрацией нарушены сроки рассмотрения заявления, общество обратилось с заявлением в суд, который частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована статьей 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Следовательно, не позднее 10.06.2010 администрация обязана была уведомить общество о рассмотрении заявления, либо продлить срок на рассмотрение.
Фактически заявление рассмотрено 07.10.2010, то есть с нарушением срока рассмотрения обращения почти на 4 месяца.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
В части отказа в удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа администрации г. Благовещенска от 07.10.2010, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Порядок, условия и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьями 29-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ оформляются соответствующим актом, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Основаниями для отказа ООО "АФК" в размещении коммерческого объекта, ответчиком указано, что при обследовании запрашиваемого земельного участка установлено, что в его границах расположены жилые дома, гаражи, строения; в границах запрашиваемого земельного участка расположены (заключение земельного управления администрации г. Благовещенска от 23.07.2010 N 4955): частично территория, согласно неутвержденным материалам инвентаризации земель квартала 168, используемая для жилых домов по адресам: ул. Шевченко, 63; 63/1; земельный участок с кадастровым номером 28:01:130168:16, с видом разрешенного использования - многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Шевченко, 61; земельный участок с кадастровым номером 28:01:130168:17 с видом разрешенного использования - многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Шевченко, 61/1; территория, согласно неутвержденным материалам инвентаризации земель квартала 168, используемая для жилого дома по адресу: ул. Горького, 151.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пунктом 2 статьи 7.1. Закона Амурской области от 29.12.2008 г. N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" предусмотрено, что в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Благовещенска, являющегося административно-политическим центром области, решения о предоставлении земельных участков для строительства закрытых стоянок для хранения автотранспорта (гаражей) принимают органы местного самоуправления города Благовещенска.
Статьёй 1 Закона Амурской области от 25.06.2010 N 347-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", в Закон Амурской области от 29 декабря 2008 г. N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" внесены изменения - статья 7.1 утратила силу.
Вместе с тем, статья 7 Закона Амурской области от 29.12.2008 г. N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (в редакции действующей на момент подачи заявления и на момент его рассмотрения) устанавливает, что земельные участки на территории области предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах и в порядке, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
Статья 11 ЗК РФ, определяет, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Следовательно, в силу вышеназванных норм, орган местного самоуправления города Благовещенска, осуществляя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет предоставление гражданам и юридическим лицам земельные участки на основании решения.
Материалами дела подтверждается, наличие на запрашиваемом земельном участке жилых домов, гаражей, хозяйственных построек. Судом также установлено, что в предполагаемые границы запрашиваемого земельного участка входят земельные участки, предназначенные для многоквартирного жилого дома.
С учетом выявленных обстоятельств и в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Администрацией г. Благовещенска вынесено решение об отказе ООО "АФК" в размещении коммерческого объекта.
В соответствии со статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционных жалоб обстоятельства, проверив изложенные в них доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.03.2011 по делу N А73-5716/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5716/2010
Истец: ООО "Амурская финансовая компания", ООО "АФК"
Ответчик: Администрация г. Благовещенска, Администрация города Благовещенска