11апреля 2011 г. |
Дело N А55-19695/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Губанеева Е.А., доверенность от 01.12.10 г., N СНГ-360/10;
от ответчика - Дмитриенко Е.В., доверенность от 11 января 2011 г., N 4;
от третьих лиц:
ТУ Росимущества в Самарской области - Камскова Е.М., доверенность от 12.01.2011 г., N 02;
ООО "Кинельский склад" - Галактионова О.А., доверенность от 01.06.2010 г.; N 2/10;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2011 года по делу N А55-19695/2010 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г. Самара,
к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Кинельский склад", г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее ответчик, Министерство) от 04 июня 2010 года об устранении нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2011 года по делу N А55-19695/2010 заявленные требования удовлетворены в части. Предписание Министерства природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 04.06.2010 года в части: обязания заявителя провести противопожарные мероприятия на лесном участке Красносамарского участкового лесничества квартал 62,выдел 55 очистить территорию от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов (п.2 Предписания); в части проведения мероприятий по выполнению санитарных требований к использованию лесов на объектах ОАО "Самаранефтегаз" путем устранения на лесном участке Богдановского участкового лесничества квартал 13,выдел 26 на площади 215 кв.м., Советского участкового лесничества квартал46, выдел 35 на площади 10 кв.м.; на участке Красносамарского участкового лесничества квартал 73, выдел 53 на площади 15 кв.м. загрязнения почвы нефтепродуктами (п.3 Предписания) ; в части обязания проведения рекультивации земель на лесных участках после завершения соответствующего этапа работ в соответствии с проектом рекультивации (п.4 Предписания) признано недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части в которой отказано в удовлетворении заявленных требований и удовлетворить заявленные требования полностью, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения
Третьи лица поддерживают доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.08.2007 г. N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе, форма предписания.
В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом предписании от 04.06.2010 г. существо нарушения лесного законодательства РФ описано, имеется указание на отнесение лесных участков к землям лесного фонда, нарушенные нормы лесного законодательства приведены, срок устранения нарушения установлен. В связи с чем арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о несостоятельности довода заявителя о том, что предписание вынесено в нарушение требований ст. 7, 92 Лесного Кодекса.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
При этом, исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Из вышеизложенного следует, что субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Доказательств того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на размещение линейных объектов, в том числе и трубопроводов (объекты нефтедобычи) на участках лесного фонда и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, заявитель заключил с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области для размещения и строительства коммуникаций от Западно-Коммунарского месторождения нефти до Широкинского купола на Западно-Коммунарском месторождении, на котором имеются сооружения - воздушные линии 35 кВ от опоры до трансформаторной подстанции; для размещения технологически обособленного объекта на Алакаевском месторождении; для размещения технологически обособленного объекта на Новозапрудненском месторождении; для размещения объектов эксплуатации и строительства скважин добычи нефти и газа на Западно- Коммунар ком месторождении; для размещения объектов эксплуатации и строительства скважин добычи нефти и газа на Криволукском месторождении; для размещения коридора коммуникаций от Мало-Малышевского купола до Коммунарского месторождения, на котором имеется нефтесборный трубопровод заявителя договоры аренды на земельные участки, расположенные на территории Кинельского района. Право аренды зарегистрировано в Управлении Росреестра.
Между тем у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены выше названные объекты, сооружения, коммуникации, в том числе и линии электропередачи, трубопроводы. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что земельные участки под вышеназванными объектами в Кинельском районе поставлены на кадастровый учет, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, право аренды зарегистрировано в Управлении Росреестра не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые заявителем линии электропередачи, объекты, сооружения находятся на территории Кинельского лесничества. Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 года N 377 определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а так же для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Принадлежность участков, на которые заявителю необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а так же свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской федерацией, как земли лесного фонда (свидетельства от 2005 года серия 63-АБ 825945, 825944,825023, 825945, 349053).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 года N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 года N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают. Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам Кинельское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требование ответчика, изложенные в оспариваемом предписании о заключении договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8, 9, 45, 82, 83, 96 ЛК РФ.
Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Представленными в материалы дела документами опровергается довод заявителя о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения объектов, в том числе и линейных в лесной зоне. К тому же, из акта проверки N 1 от 04.06.2010 года следует, что проверка проведена по адресу: Самарская область, Кинельский район, Кинельское лесничество Советское участковое лесничество, Богдановское участковое лесничество, Красно-самарское участковое лесничество. При проверке принимало участие должностное лицо заявителя - Серпуховитова С.Ю., действовавшая на основании доверенности от 21.05.2010 года и этим же лицом были представлены проверяющим договоры аренды. Изложенное опровергает довод заявителя, что из оспариваемого предписания не следует по какому участку необходимо заключить договор аренды лесного участка.
Заявителем не опровергнут довод ответчика о том, что объекты расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов, участков заявитель вынужден осуществлять вырубку и опиловку деревьев и кустарников в пределах минимально необходимых расстояний от охранных зон объектов, находящихся у заявителя, допустимых расстояний до их крон, а также вырубку деревьев, угрожающих падением в соответствии с п. 2.2 ст. 45 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Таким образом, заявителем в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
То обстоятельство, что права заявителя на земельные участки, занятые линейными объектами, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Этот вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-12247/2009.
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании.
С учетом изложенного, в соответствии со ст.65, 200 АПК РФ суд приходит к выводу, что Оспариваемое предписание соответствует требованиям Лесного Кодекса РФ, вынесено уполномоченным лицом, поэтому суд не находит оснований для признания его недействительным и удовлетворения требований заявителя в этой части.
Требования заявителя о признании недействительным оспариваемого предписания в части обязания провести противопожарные мероприятия на территории объектов, находящихся в Кинельском лесничестве также являются необоснованными.
В предписании об устранении нарушения лесного законодательства от 04.06.2010 г.. ОАО "Самаранефтегаз" предписано провести противопожарные мероприятия на территории объектов, находящихся в лесном фонде Кинельского лесничества.
В соответствии с пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Пункты 34 и 35 Правил предусматривают, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Как установлено судом, заинтересованным лицом в предписании отражено, что необходимо очистить территорию от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов. Их наличие свидетельствует о том, что заявителем не соблюдены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах и нарушены указанные выше нормы Правил.
В акте проверки N 01 от 04.06.2010 г., на основании которого, ОАО "Самаранефтегаз" выдано предписание, изначально отражено, что заявителем не выполнены противопожарные требования. В Предписании указано, что необходимо заявителю очистить территорию от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов. Представитель заявителя участвовал при осмотре территории и не возразил об отсутствии обстоятельств, указанных как нарушение, подлежащее устранению. Поэтому доводы заявителя об отсутствии документальных доказательств, подтверждающих невыполнение противопожарных требований не обоснованны.
В то числе заявителем не опровергнут довод ответчика и о том, что на территории земельных участков, используемых заявителем не осуществлена очистка и обработка до минерального слоя почвы и что отсутствует минерализованная полоса.
В соответствии с п. 39 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии со статьей 53 Лесного Кодекса Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лес ах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, лесопользователи обязаны проводить мероприятия по охране лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности в лесах.
Следовательно, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417, в связи с чем, предписание от 04.06.2010 г. в части п. 2 выдано уполномоченным органом.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности оспариваемого предписания в указанной части и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в этой части.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2011 года по делу N А55-19695/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19695/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: ООО "Кинельский склад", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5567/13
19.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1454/13
25.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19695/10
13.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19695/10
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16398/11
20.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16398/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16398/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16398/11
08.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16398/11
02.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6352/11
11.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2879/11
02.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19695/10
02.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19695/10