В целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, защиты суверенитета и территориальной целостности государства, прав и свобод личности постановляю:
1. Образовать Министерство безопасности Российской Федерации (МБРФ).
Создание Министерства осуществить на базе упраздняемых Агентства федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности с передачей Министерству штатной численности и личного состава (военнослужащие, рабочие и служащие) указанных ведомств, выделенных на их содержание финансовых средств, а также зданий, сооружений, материально-технической базы и иного имущества.
Реорганизацию завершить до 1 июля 1992 года.
2. Утвердить Временное положение о Министерстве безопасности Российской Федерации (прилагается).
Разрешить Министерству иметь восемь заместителей Министра, в их числе одного первого заместителя Министра и заместителей Министра - начальников управлений по г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В составе Министерства образовать коллегию в количестве семнадцати человек.
Установить штатную численность военнослужащих, рабочих и служащих системы Министерства органов безопасности Российской Федерации в количестве 137,9 тыс. единиц, в том числе центрального аппарата Министерства - 2,8 тыс. единиц (без учета персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений).
При упорядочении структуры и штатов системы Министерства осуществить сокращение личного состава.
Разрешить содержать до 1 июля 1992 г. в распоряжении Министерства работников, выслуживших установленные сроки службы, а также подлежащих увольнению по сокращению штатов.
3. Правительству Российской Федерации предусмотреть в бюджете на 1992 год выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для надлежащего функционирования системы Министерства безопасности Российской Федерации.
4. Сохранить за военнослужащими, рабочими и служащими системы Министерства установленные ранее для работников органов государственной безопасности льготы, порядок и нормы выплаты денежного довольствия и заработной платы, а также материального и пенсионного обеспечения.
5. Обеспечить при реорганизации надлежащую социальную защиту военнослужащих, рабочих и служащих упраздняемых Агентства федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности.
Оставлять на службе высококвалифицированных руководящих и оперативных работников, сотрудников других категорий в интересах обеспечения государственной безопасности на территории Российской Федерации.
Сохранить военнослужащим в случае их назначения при реорганизации на должности с меньшим должностным окладом получаемые до такого назначения оклады на весь период работы в этих должностях до возникновения права на получение оклада в больших размерах. При увольнении указанных военнослужащих исчислять им пенсию из сохраненных должностных окладов.
6. Министерству безопасности Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации в шестимесячный срок представить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о безопасности и органах безопасности.
Установить, что до принятия соответствующих законодательных и правительственных нормативных актов Министерство безопасности Российской Федерации наряду с законами и иными правовыми актами Российской Федерации руководствуется правовыми актами бывшего Союза ССР, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
7. Признать утратившими силу указы Президента РСФСР:
от 30 сентября 1991 г. N 135 "О мерах по обеспечению государственной безопасности РСФСР";
от 26 ноября 1991 г. N 233 "О преобразовании Комитета государственной безопасности в Агентство федеральной безопасности РСФСР";
от 26 ноября 1991 г. N 234 "О руководителях Агентства федеральной безопасности РСФСР".
8. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент Российской Федерации |
Б. Ельцин |
Москва, Кремль
24 января 1992 г.
N 42
Временное положение о Министерстве безопасности Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 24 января 1992 г. N 42)
Раздел I. Общие положения
1. Министерство безопасности Российской Федерации (МБРФ) является органом государственного управления Российской Федерации, руководит порученной ему сферой деятельности и в пределах своей компетенции несет ответственность за обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов личности, безопасности общества и государства.
Контроль за деятельностью Министерства осуществляет в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации.
Министерство подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.
2. Министерство возглавляет систему, в которую, кроме центрального аппарата, входят:
органы безопасности республик в составе Российской Федерации;
управления и отделы (отделения) безопасности по краям, областям, автономной области, автономным округам, районам, городам, районам в городах;
органы военной контрразведки;
учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, подразделения инженерно-строительного, медицинского, материально-технического и военного обеспечения; иные учреждения, предприятия и организации, обеспечивающие решение задач, возложенных на Министерство.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами, указами Президента и иными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, а также правовыми актами бывшего Союза ССР, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
4. Деятельность Министерства и органов его системы осуществляется на основе принципов законности, демократизма, уважения прав, свобод и законных интересов личности, равенства всех перед законом, гласности, подконтрольности представительным органам власти и во взаимодействии с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Раздел II. Компетенция министерства
5. Министерство и органы его системы, осуществляя свою деятельность в пределах установленных законодательством полномочий:
обеспечивают защиту государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации, ее конституционного строя, прав, свобод и законных интересов личности;
реализуют и несут ответственность за осуществление государственной политики Российской Федерации по вопросам безопасности, отнесенным к ведению Министерства; участвуют в выполнении федеральных программ по обеспечению безопасности личности, общества, государства; определяют приоритетные направления работы органов системы Министерства, разрабатывают и реализуют комплексные программы совершенствования их деятельности;
обеспечивают Президента, высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации информацией об угрозах безопасности государству и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие социально-политические, экономические, военные, экологические последствия для интересов Российской Федерации, а также сведениями, необходимыми для решения задач по обеспечению государственной безопасности, оборонного строительства, научно-технического прогресса, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
осуществляют анализ и прогнозирование внутриполитической, социально-экономической и криминогенной обстановки в Российской Федерации и кризисных ситуаций в других государствах, затрагивающих безопасность Российской Федерации, организуют получение информации в этих целях;
организуют и осуществляют контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации; проводят совместно со Службой внешней разведки Российской Федерации с территории России работу по добыванию разведывательной информации; осуществляют координацию и взаимодействие со Службой внешней разведки Российской Федерации, Комитетом по охране Государственной границы Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главным управлением охраны Российской Федерации;
осуществляют меры по обеспечению экономической безопасности и функционирования государственных и негосударственных хозяйственных структур в республике, предотвращению попыток нанесения ущерба их интересам в сфере международного экономического сотрудничества и совместного предпринимательства;
организуют систему защиты сведений, составляющих государственную тайну, участвуют в защите государственных секретов и коммерческой тайны, оказывают в этих целях содействие предприятиям, учреждениям и организациям;
разрабатывают и осуществляют совместно с другими государственными органами меры по обеспечению безопасности Вооруженных Сил, органов внутренних дел и внутренних войск, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации воинских формирований;
обеспечивают безопасность оборонного комплекса, атомной энергетики, космоса, транспорта и связи, других стратегических объектов;
обеспечивают безопасность иностранных представительств на территории Российской Федерации, а также участвуют в осуществлении мероприятий по безопасности организаций, учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом;
организуют и осуществляют выявление, предупреждение и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов безопасности, борьбу с терроризмом и другими насильственными действиями, посягающими на конституционный строй, коррупцией в органах государственной власти и управления, в том числе - правоохранительных органах, контрабандой, наркобизнесом и другими преступлениями, носящими международный характер и затрагивающими интересы безопасности Российской Федерации;
принимают в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия меры по предупреждению, раскрытию и пресечению тяжких, особо тяжких преступлений; оказывают в установленном порядке необходимое содействие оперативно-техническими средствами органам внутренних дел и прокуратуры;
осуществляют меры по обеспечению государственной безопасности при проведении на территории Российской Федерации общественно-политических мероприятий федерального, межгосударственного или международного характера;
участвуют в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного и военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению готовности к функционированию в военное время пунктов управления государством и Вооруженными Силами, организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку органов системы Министерства;
обобщают практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к ведению Министерства, вносят предложения по его совершенствованию; осуществляют в пределах своей компетенции нормотворческую деятельность; участвуют в подготовке проектов законов и иных правовых актов; оказывают подведомственным органам методическую помощь в организации правовой работы;
организуют и проводят научные исследования проблем обеспечения безопасности личности, общества, государства, а также опытно-конструкторские работы, обеспечивают внедрение достижений науки, техники и передового опыта в деятельность органов системы Министерства;
организуют и осуществляют меры по обеспечению собственной безопасности, принимают участие в обеспечении безопасности шифровальной и дешифровальной работы и специальных видов связи (правительственной, шифрованной, засекреченной);
создают информационные системы, определяют в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок учета, хранения и использования оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности Министерства;
разрабатывают и реализуют программы кадрового обеспечения системы Министерства, организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляют защиту социальных прав и законных интересов работников системы Министерства;
осуществляют капитальное строительство и централизованное обеспечение органов системы Министерства боевой и специальной техникой, вооружением, а также другими материально-техническими и финансовыми ресурсами, контролируют их использование;
создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке предприятия, образуют централизованные фонды и резервы за счет средств и имущества подведомственных Министерству предприятий;
координируют в системе Министерства работу по стандартизации, метрологии, изобретательству и рационализации, устанавливают в соответствии с действующими в Российской Федерации стандартами единые требования по организации делопроизводства и архивного дела в органах системы Министерства;
осуществляют в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации сотрудничество с правительственными и правоохранительными органами других государств, а также с международными организациями; участвуют в подготовке международных договоров и организуют их выполнение в пределах компетенции Министерства; обеспечивают взаимодействие с органами безопасности суверенных государств на территории бывшего СССР и осуществляют контакты со специальными службами иностранных государств;
осуществляют иные обязанности в интересах обеспечения государственной безопасности по решениям высших органов законодательной власти, Президента и исполнительной власти Российской Федерации.
Раздел III. Организация деятельности министерства
6. Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом России.
7. Министр безопасности Российской Федерации:
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и обязанностей;
организует работу Министерства и руководит деятельностью органов системы Министерства; устанавливает компетенцию должностных лиц системы Министерства по самостоятельному решению организационных, структурно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов; утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях Министерства;
издает на основании и во исполнение действующего законодательства приказы и иные правовые акты, организует проверку их исполнения; принимает в необходимых случаях нормативные акты совместно или по согласованию с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
приостанавливает действие противоречащих законодательству Российской Федерации приказов и иных правовых актов руководителей республиканских в составе Российской Федерации органов безопасности, вносит предложения об их отмене на рассмотрение высших органов исполнительной власти соответствующей республики;
вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты правовых актов и предложения по совершенствованию действующего законодательства по вопросам обеспечения безопасности;
вносит предложения Президенту Российской Федерации о назначении первого заместителя Министра, а Правительству Российской Федерации - о назначении заместителей Министра;
осуществляет в пределах своей компетенции назначение на должности и освобождение от должностей руководящего состава органов системы Министерства;
зачисляет военнообязанных запаса на действительную военную службу в системе Министерства, присваивает воинские звания до полковника включительно, в порядке исключения принимает решения о зачете в выслугу лет трудового стажа до зачисления на действительную военную службу;
представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении воинских званий высшего офицерского состава;
устанавливает численность военнослужащих, рабочих и служащих научно-исследовательских, медицинских подразделений системы Министерства и персонала (включая военнослужащих) по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных помещений и зданий в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели Министерству безопасности Российской Федерации;
увольняет военнослужащих с действительной военной службы в запас или отставку, кроме лиц высшего офицерского состава, назначаемых (освобождаемых) указами Президента Российской Федерации;
поощряет, налагает дисциплинарные взыскания на военнослужащих системы Министерства в полном объеме прав, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, лишает воинских званий лиц младшего офицерского состава;
определяет в соответствии с законодательством условия работы сотрудников системы Министерства по совместительству, а также порядок заключения договоров на оказание органами системы Министерства разрешенных законодательством услуг (работ) предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам;
представляет Министерство во взаимоотношениях с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, республик в ее составе, а также других государств;
является распорядителем кредитов в пределах средств, выделяемых на финансирование Министерства и органов системы Министерства, включая валютные средства.
8. В Министерстве образуется коллегия Министерства в составе Министра (Председателя коллегии), первого заместителя Министра и заместителей Министра по должностям, а также руководящих работников системы Министерства.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия Министерства рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту и Правительству Российской Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение Президенту и Правительству Российской Федерации.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии Министерства безопасности Российской Федерации и других министерств и ведомств, объявляются совместными приказами Министра и руководителей соответствующих министерств и ведомств.
9. Структура Министерства и штаты системы Министерства утверждаются Министром. Численность работников системы Министерства определяется Правительством Российской Федерации, кроме численности научно-исследовательских и медицинских учреждений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий.
10. Военнослужащие Министерства безопасности Российской Федерации (включая органы системы Министерства) проходят службу в соответствии с положениями о прохождении военной службы соответствующими категориями военнослужащих Вооруженных Сил, воинскими уставами и другими актами законодательства, если иное не предусмотрено законодательством.
Условия труда рабочих и служащих системы Министерства регулируются действующим законодательством о труде.
Раздел IV. Контроль и надзор за деятельностью министерства
11. Контроль за деятельностью Министерства осуществляют в установленном порядке комитеты Верховного Совета Российской Федерации.
12. Органы безопасности республик в составе Российской Федерации подотчетны высшим органам власти и управления соответствующих республик, а также Министерству.
13. В системе Министерства могут создаваться советы из представителей общественности, других правоохранительных органов для осуществления функций, направленных на совершенствование деятельности системы Министерства.
14. Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности Министерства, органов системы Министерства осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами республик в составе Российской Федерации и подчиненными им прокурорами.
Раздел V. Заключительные положения
15. Министерство является юридическим лицом, имеет печать Министерства с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента РФ от 24 января 1992 г. N 42 "Об образовании Министерства безопасности Российской Федерации"
Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания
Текст Указа опубликован в "Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" от 30 января 1992 г. N 5 ст. 229
Указом Президента РФ от 5 января 1994 г. N 19 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 15 октября 1993 г. N 1636
Указ Президента РФ от 23 декабря 1992 г. N 1575
Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 789