Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 1. Организация бухгалтерской работы и документооборота

 

Раздел 1
Организация бухгалтерской работы
и документооборота

 

1.1. Бухгалтерские операции выполняют работники, выделенные для этого, независимо от того, в каком структурном подразделении кредитной организации эти работники состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.

Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.

1.2. Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

1.3. Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня, в течение которого производится обслуживание клиентов по вопросам бухгалтерского учета, приема документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего дня). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

1.4. Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

1.5. При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее.

1.5.1. Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

1.5.2. Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в учреждениях Банка России и других кредитных организациях, то такие документы учитываются внесистемно (каждым работником ведется реестр этих документов с указанием в нем даты и времени (часы и минуты) приема документа, даты его выписки, группы очередности, суммы, номера лицевого счета плательщика, итога суммы всех принятых документов). Реестр можно вести с использованием ЭВМ.

Оплата денежно-расчетных документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем, или в пределах суммы "овердрафта", определенной договором.

1.5.3. Не позднее утра следующего дня реестры с приложенными документами передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти платежные документы с обобщенным реестром передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов операции, указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.

1.5.4. Выписки по корреспондентским счетам кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий рабочий день до начала рабочего дня кредитной организации, обрабатывать и проводить по счетам получателей и плательщиков средств и включаться в баланс истекшего дня, т.е. эти операции на счетах отражаются днем их проводки по корреспондентским счетам. Одновременно с выпиской по корреспондентским счетам кредитная организация получает документы, на основании которых зачислены средства на корреспондентский счет.

Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.

Если в течение 5 рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются РКЦ Банка России в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.

Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.

1.5.5. Чтобы обеспечить выполнение требований, изложенных в п.1.5.2 - 1.5.4, кредитная организация должна предусмотреть в договорах банковского счета об установлении корреспондентских отношений обязанности и ответственность каждой стороны.

1.5.6. Прием документов оформляется бухгалтерскими работниками различно в зависимости от сроков оплаты документов. На документах, оплачиваемых в день приема, расписка содержит текст: "Принято и оплачено " " 199 г.", оплачиваемых на следующий рабочий день: "Принято " " 199 г.", "Оплачено " " 199 г." Расписка подписывается работником (работниками) бухгалтерии.

1.5.7. При подписании документов фамилия подписавшего работника банка должна быть также обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

1.5.8. Документы и письма, подлежащие направлению в другие банки, организации, должны быть отправлены в тот же день (оформления приема, подписания).

1.5.9. В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию с клиентами график их обслуживания.

Физические лица - вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня, при возможности и позже.

1.5.10. Оплата документов со счетов клиентов, с корреспондентских счетов производится с соблюдением установленной законодательно очередности платежей.

1.5.11. Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут передаваться в кредитные организации с применением технических средств. Кредитная организация определяет порядок приема информации по техническим средствам, ее защиты, оформления, отражения в учете, подтверждения и помещения подтверждающих документов в документы дня.

1.6. Документы по операциям, связанным с перечислением средств через учреждения Банка России, оформляются в соответствии с установленным порядком Банка России и требованиями РКЦ, принимающего документы к исполнению.

При осуществлении расчетных операций через другие кредитные организации (их филиалы), документы оформляются в порядке, установленном договором о корреспондентских отношениях, в котором должны найти обязательное отражение следующие вопросы:

- какими документами оформляются расчеты между банками-корреспондентами;

- порядок направления документов и используемые технические средства;

- способы удостоверения права распоряжения денежными средствами;

- контроль и выверка расчетов.

1.7. Прием к исполнению документов клиентов. Распоряжения клиентов на перечисление (выдачу) средств с их расчетных (текущих) счетов принимаются к исполнению на основании документов, оформленных в соответствии со следующими требованиями.

1.7.1. Представляемые клиентами документы на осуществление расчетов по их поручению в безналичном порядке должны быть заполнены в соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению расчетов.

Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с требованиями положений Банка России о порядке ведения кассовых операций.

Для осуществления валютных операций клиентами представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.

1.7.2. Клиент обязан указывать в тексте платежных (расчетных) документов, а также на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя.

Чеки и платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата фактического представления их в банк, если клиентом указана другая дата, то она исправляется на всех экземплярах документа. Исправление заверяется подписью работника банка.

Документы должны содержать четкое изложение сущности операции.

Каждый документ и каждый отдельный лист сводного документа, например, сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные отрезные части должны быть прочеркнуты.

1.7.3. При передаче распоряжений владельцев счетов электронными средствами должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. В этих случаях для совершения операции кредитная организация оформляет распечатку на бумажном носителе электронного образца документа, соответствующую бланку установленной формы, либо содержащую все реквизиты, содержащиеся в нем.

ГАРАНТ:

О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями, см. Временное Положение ЦБР от 10 февраля 1998 г. N 17-П

 

1.7.4. Кредитная организация отказывает в приеме платежного (расчетного) документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным, либо при нарушении требований по оформлению документа.

Денежно-расчетные документы с исправлениями таких реквизитов, как сумма, наименования клиентов и номера их счетов, хотя бы и оговоренными, являются недействительными и не подлежат приему банком к исполнению. Исключения допускаются в случае исправления номера счета доходов банка при уплате клиентами процентов по кредитам, комиссий и прочих доходов.

1.7.5. Если отдельная частная сумма, включенная в сводное платежное поручение не может быть зачислена на счет получателя или списана со счета плательщика, то соответствующая сумма по просьбе клиента может быть вычеркнута в момент приема документа с исправлением общей суммы сводного поручения. Каждое такое исправление оформляется подписью бухгалтерского работника и заверяется контрольной подписью главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя.

При приеме распоряжений владельцев счетов с использованием электронных средств, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.

1.7.6. При приеме денежно-расчетных документов ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов (в случае отсутствия - могут проставляться работниками банка), соответствует ли печать и подписи (их аналоги) распорядителя счетом заявленным банку образцам.

Платежные (расчетные) документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием и проверку, с указанием даты приема.

1.7.7. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на кредитную организацию или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

1.7.8. Жалобы на действия работников банка и другие претензионные письма по бухгалтерскому учету принимает от клиентов экспедиция (специально выделенные лица) банка или лично главный бухгалтер. Об этом порядке клиенты должны быть извещены путем вывешивания объявлений. Бухгалтерским работникам принимать такую корреспонденцию запрещается.

1.8. Особенности совершения кассовых операций.

1.8.1. Кассовые операции совершаются с соблюдением требований Банка России по этим вопросам.

1.8.2. Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются централизованно контролером, рабочее место которого размещается по возможности в непосредственной близости от кассы. Этот контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:

а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;

б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников и контролера банка;

в) внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

1.8.3. Кассовый журнал по расходу составляется бухгалтерским работником на соответствующих бланках в двух экземплярах.

1.8.4. При ведении бухгалтерского учета с применением ЭВМ или ПВМ для передачи информации на обработку направляются отдельные листы кассового журнала по расходу по мере их заполнения, либо, при незначительном объеме операций, одновременно все листы кассового журнала после сверки оборотов с кассой.

1.8.5. Направление расходных кассовых документов контролером в кассу для оплаты производится внутренним порядком. Передача документов в кассу оформляется в специальном журнале под расписку. Журнал ведется ежедневно по следующей форме:

 

+---------------+-------------+-----------------+-----------------------+
|  Номер чека   |    Сумма    |     Подпись     |    Расписка кассира   |
|  или ордера   |             |    контролера   |   в приеме чека или   |
|               |             |                 |      ордера           |
+---------------+-------------+-----------------+-----------------------+

 

Дата указывается в начале записей за день.

Если кассовый журнал по расходу ведется в двух экземплярах под копирку, то расходные документы можно передавать в кассу под расписку кассира на первом экземпляре журнала. При таком порядке передачи расходных документов в кассу второй экземпляр кассового журнала остается у контролирующего работника, который проверяет, не внесено ли каких-либо исправлений и дописок в первый экземпляр.

Если рабочее место лица, контролирующего кассовые расходные операции, находится рядом с кассой либо соединено с кассой предохраненным от доступа извне транспортным устройством, то по усмотрению руководителя кредитной организации может быть установлен порядок передачи кассовых расходных документов контролером кассиру, без его расписки.

1.8.6. Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег. При этом документы, подтверждающие взнос во вклад, и (или) банковская книжка выдаются вкладчику только после фактического поступления денег в кассу.

Приходный кассовый документ (объявление на взнос наличными), принятый или составленный бухгалтерским работником, подписывается им, заносится в кассовый журнал и внутренним порядком передается в кассу вместе с выписанной квитанцией за подписью бухгалтерского работника. При приеме денег от работников банка для зачисления на счет внутрибанковского значения приходный кассовый ордер выписывается в трех экземплярах, из которых один - это объявление на взнос наличными, второй - квитанция, третий - ордер.

Получив обратно из кассы ордер с подписью кассира, свидетельствующей о приеме им денег, второй экземпляр ордера, при приеме денег от работника банка бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на ордерах по ее образцу и делает в кассовом журнале условную отметку о возврате этих документов, после чего передает их на обработку по отражению операции в бухгалтерском учете.

Кассовый журнал по приходу кассы может вестись централизованно.

Суммы государственных доходов и платежей по обязательному страхованию, поступающие наличными деньгами, могут записываться в кассовый журнал на основании сводного приходного кассового ордера (ленты подсчета документов), составляемого в конце дня бухгалтерским работником (ответственным исполнителем), ведущим эти операции на основании оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.

1.8.7. Кассовый журнал по приходу по операциям вечерней кассы разрешается составлять на листе бумаги на счетной машине в двух экземплярах с выведением частных итогов по лицевым счетам и общего итога по журналу с тем, чтобы записи в лицевые счета производить итоговыми суммами. Вторые экземпляры журнала, разрезанного на ленты, после проверки записей в лицевые счета прилагаются вместе с ордерами к объявлениям о взносе денег в вечернюю кассу к выпискам по счетам клиентов. Правильность заполнения этих ордеров проверяется бухгалтером-контролером вечерней кассы, а при применении кассовых аппаратов - ответственными исполнителями утром следующего дня. Факт этой проверки удостоверяется подписью бухгалтера-контролера или ответственного исполнителя на ордере к объявлениям.

1.8.8. Неиспользованные чеки по закрываемым счетам, а также по счетам, передаваемым в другой банк, принимать от клиентов имеет право только главный бухгалтер, или его заместитель, или начальник отдела, который одновременно должен немедленно погасить каждый сданный чек путем вырезания части чека, предназначенной для подписи. Лишь после этого чеки передаются соответствующему бухгалтерскому работнику, который обязан составить ордер на закрытие счета и представить его для проверки и подписания главному бухгалтеру, или его заместителю, или начальнику отдела.

Неиспользованные расчетные чеки при наличии остатка на счете по учету задепонированных средств принимаются от клиентов и погашаются в таком же порядке бухгалтерским работником, который одновременно проверяет и подписывает платежное поручение клиента на закрытие лицевого счета по учету задепонированных оставшихся неиспользованных средств.

Сданные неиспользованные чеки, погашенные в указанном выше порядке, помещаются в документы дня.

1.8.9. По денежному чеку (именному) деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке. Передоверие права на получение денег по чеку не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

1.8.10. Объявления о взносе наличных денег в кассу банка и чеки, как денежные, так и расчетные, должны быть обязательно заполнены в один прием от руки чернилами или шариковой ручкой. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в чеках и объявлениях могут обозначаться штампами.

1.8.11. Порядок нумерации объявлений на взнос наличных денег, а также квитанций к ним, устанавливается главным бухгалтером банка или его заместителем в тех случаях, когда при приеме денег плательщику выписывается квитанция, в объявлении работником банка проставляются 3 последних знака номера выданной вносителю квитанции.

В выдаваемых банком квитанциях сумма прописью начинается обязательно в самом начале строки, свободное место в реквизите "сумма цифрами" и после суммы прописью прочеркивается двумя линиями.

Квитанции в приеме наличных денег должны заполняться только от руки чернилами или пастой шариковой ручки.

1.8.12. На денежных чеках, расходных кассовых и внебалансовых ордерах, на основании которых выдаются деньги и другие ценности, отбираются расписки получателей (чернилами или шариковой ручкой).

Кроме того, на этих документах должны делаться отметки о предъявлении паспорта или заменяющего его документа получателя. Допускается заполнение этих отметок самими получателями, причем бухгалтерский работник банка, после проверки им предъявленного получателем паспорта или заменяющего его документа, должен проверить правильность, заполнения реквизитов этого документа, сличить имеющийся в нем образец подписи с распиской получателя на чеке или расходном ордере. Правильность отметки о паспорте или другом документе, удостоверяющем личность получателя, заверяется подписью бухгалтерского работника на чеке или ордере.

ГАРАНТ:

О том, какие документы являются документами, удостоверяющими личность, см. письмо ЦБР от 5 марта 1998 г. N 18-2-6/382

 

1.8.13. Кредитная организация определяет документооборот по выдаче (продаже) чеков (чековых книжек) клиентам. При этом из кассы чеки должны выдаваться оформленные штампом банка, выдающего чеки, с указанием на каждом чеке номера счета, с которого будет оплачиваться чек, при выдаче чеков за плату - после внесения (перечисления) денежных средств. Выданные (проданные) за день чеки списываются с внебалансового счета по их учету на основании мемориального ордера, выписанного бухгалтерским работником.

Другие бланки строгой отчетности и разные документы и ценности выдаются из кассы на основании переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах делается расписка получателя бланков, ценностей и документов.

1.9. Все операции осуществляются кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и перечнем операций, установленных лицензией Банка России.

Операции совершаются и отражаются в бухгалтерском учете на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями настоящих Правил либо нормативных документов Банка России по отдельным операциям.

1.9.1. Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению и перечислению налогов, должны при этом оформляться также с учетом требований Минфина РФ и Госналогслужбы РФ.

1.9.2. Операции проводятся, как правило, на основании принятых к исполнению документов клиентов.

Операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформляются документами, составляемыми кредитной организацией согласно требованиям настоящих Правил и нормативных документов Банка России по отдельным операциям на бланках действующих форм. Сюда относятся, в частности, приходные и расходные кассовые и мемориальные ордера, распоряжения уполномоченных сотрудников и др.

1.9.3. В мемориальных ордерах на частичную оплату инкассовых или платежных поручений, в кассовых ордерах и мемориальных ордерах на оприходование и списание ценностей и документов, хранящихся в кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.

1.9.4. Для сокращения записей в лицевых счетах по ряду операций составляются сводные ордера. Если к сводному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых составлен этот ордер, в нем делается ссылка на количество приложенных документов.

1.9.5. Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должен иметь:

контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись;

дату проводки;

подпись бухгалтерского работника, оформившего документ и совершившего операцию, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, - подпись контролирующего работника.

1.9.6. Счета, операции по которым должны проводиться с контрольной подписью контролирующего работника, приведены в Приложении к настоящим Правилам (Приложение 9).

1.9.7. При совершении операций с использованием ЭВМ документ может быть оформлен путем распечатки на бумажном носителе его электронного образца соответствующем бланку установленной формы, либо содержащей все реквизиты, предусмотренные бланком. При этом могут использоваться аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, позволяющие однозначно идентифицировать ответственного исполнителя и контролера.

Дата, контировка и аналог подписи подлежат фиксации в электронном образце документа и обеспечиваться при его распечатке.

Подписями работников кредитной организации либо их аналогами оформляются как те экземпляры документов, которые предназначены для хранения в качестве оправдательных по совершенным операциям, так и экземпляры, подлежащие приложению к выпискам из счетов клиентов и к документам по межбанковским расчетам.

1.9.8. Проверка наличия на расчетно-денежных документах соответствующих подписей работников банка, уполномоченных осуществлять те или иные операции, а также, правомерности исправления номеров счетов клиентов на расчетно-денежных документах, возлагается на работников, занятых передачей документов (информации) на ВЦ. В кредитных организациях, учет которых механизирован на вычислительных машинах, эта проверка возлагается на старшего по должности работника приказом руководителя кредитной организации. Для выполнения указанной проверки составляются перечни операций, подлежащих дополнительному контролю со стороны должностных лиц банка, а также возможных изменений номеров счетов клиентов, которые могут вноситься в расчетно-денежные документы работниками банка. Перечни, а также образцы подписей работников банка, выполняющих контрольные функции, должны находиться у работников, осуществляющих указанный контроль.

1.9.9. Право подписания расчетно-денежных документов, предоставляемое банковским работникам, оформляется распоряжением руководителя банка.

Право контрольной (первой) подписи без ограничения суммой операций на расчетно-денежных документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют по должности руководители и главные бухгалтеры кредитных организаций или по их поручению доверенные лица.

Предоставление права контрольной (первой) подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками.

Работники банка, которые подписали какой-либо расчетно-денежный документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники банка, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий.

Главный бухгалтер кредитной организации обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей были идентичны и своевременно переданы под расписку в кассу, бухгалтерским и контролирующим работникам, группе переводного ключа, абонентскому телеграфу. Главный бухгалтер обязан также следить за своевременным внесением изменений в образцы подписей, которыми пользуются работники банка в своей работе, особенно в связи с увольнением работников банка.

Один комплект образцов подписей должностных лиц банка обязательно хранится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетно-денежных документах.

Для проверки соответствия подписей правомочных должностных лиц банка на принимаемых к исполнению расчетно-денежных документах утвержденным образцам, работники должны иметь образцы их подписей.

Контролирующие работники должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентурой. Этим работникам запрещается пользоваться тем же экземпляром образцов подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников банка, которым пользуются бухгалтерские работники.

1.9.10. В карточках образцов подписей и печатей клиентов у исполнителей и контролеров подлежат регистрации номера выданных банком данным клиентам денежных чеков для проверки номеров чеков, предъявляемых к оплате.