г. Томск |
Дело N 07АП-868/11 |
21 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Музыкантовой М. Х., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А. П.
с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Курков А. В. по доверенности от 12.01.2011 года N 01-32/25
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: Захарова А. И. по доверенности от 09.09.2010 года (сроком по 20.06.2011 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 08 декабря 2010 года по делу N А27-12211/2010 (судья Мишина И. В.)
по заявлению Администрации города Кемерово, г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго", г. Кемерово
о признании недействительным решения от 18.01.2010 года N 4200/000/10-1901 и акта от 16.02.2010 года определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ
Администрация города Кемерово (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово от 18.01.2010 года N 4200/000/10-1901 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144; признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 от 16.02.2010 (далее по тексту - Акт, Акт от 16.02.2010 года); обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 985 763, 80 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 "под объекты энергетики (ремонтно-производственная база)", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 729 182, 82 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 675, 91 руб. за кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Кузбассэнерго" (далее по тексту - Общество).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.10.2010 года к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица (ответчика) привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2010 года и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе, по следующим основаниям:
- органом кадастрового учета оспариваемое решение об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка принято при отсутствии документов, подтверждающих установленное разрешенное использование земельного участка, в нарушение положений ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости";
- в нарушение положений п.1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органом кадастрового учета внесены сведения о виде разрешенного использования, который не предусмотрен в качестве основного или условно разрешенного вида использования градостроительным регламентом территориальной зоны К1, в которой расположен спорный земельный участок;
- учитывая отсутствие сведений о реконструкции объектов недвижимости - зданий, расположенных на земельном участке, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:2460101037:144 привело к несоответствию фактического вида использования разрешенному;
- вывод арбитражного суда о том, что вид разрешенного использования земельного участка изменен только лишь в целях кадастрового учета, основан на неверном толковании закона, так как действующее законодательство не предусматривает различных видов разрешенного использования земельного участка - для целей градостроительного зонирования и для целей кадастрового учета;
- документ, подтверждающий наличие выбираемого вида в соответствующей территориальной зоне, представлен третьим лицом в ненадлежащей форме.
- вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае нарушения прав Администрации оспариваемыми решением и Актом органов кадастрового учета не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, а также в письменных возражениях на отзыв ОАО "Кузбассэнерго".
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в дополнениях к ней, а также в письменных возражениях на отзыв ОАО "Кузбассэнерго".
ОАО "Кузбассэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению, в том числе, по следующим основаниям:
- арбитражный суд пришел к правильному выводу о соответствии выбранного собственником вида разрешенного использования "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" фактическому использованию земельного участка;
- положения статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации не исключают установление вспомогательного вида разрешенного использования спорного земельного участка при невозможности выбора основных видов разрешенного использования в связи с несоответствием их фактическому использованию земельного участка, так как осуществляемая на земельном участке с кадастровым номером 42:2460101037:144 деятельность носит вспомогательный характер к деятельности, осуществляемой на иных земельных участках;
- заявитель не доказал, что его права и законные интересы затронуты оспариваемыми решением и актом.
Письменный отзыв третьего лица и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу приобщены к материалам дела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что решение о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 18.01.2010 года N 4200/000/10-1901 вынесено без учета положений п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзывов на апелляционную жалобу и дополнений к отзыву, возражений на отзыв, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22 ноября 2002 года по договору купли-продажи N 25 ОАО "Кузбассэнерго" ( в лице правопредшественника) приобрело земельный участок с кадастровым номером 42:24:012401:06, расположенный по адресу: г.Кемерово, ул. Баумана,53 для использования под сооружения тепловой энергетики, общей площадью 18 369,33 кв.м. (л.д.91 т.1), право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (копия свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.2002 года серии 42АА N 522007 - л.д.89 т.1).
Сведения, касающиеся вида разрешенного использования данного земельного участка "земли под сооружения тепловой энергетики" внесены в кадастровый учет, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра N 1-1264 (без даты) - (л.д.82 т.1).
Следуя выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.01.2009 года N 4200/001-5122 (т.1 л.д.81), земельный участок с кадастровым номером 42024:0101037:144, расположенный по адресу Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, д.53, площадью 17 746,79 кв.м., принят к учету 24.11.2005 года, вид разрешенного использования определен - под объекты энергетики (ремонтно-строительная база). Как следует из пояснений представителя ОАО "Кузбассэнерго" в апелляционном суде, данный земельный участок был образован в результате межевания земельного участка с кадастровым номером 42:24:012401:06.
Согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", данный земельный участок отнесен к девятому виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности"; в отношении него утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5 675,91 руб. за кв.м., кадастровая стоимость исчислена в размере 100 729 182,82 руб. (т.1 л.д.12,13), данные сведения внесены в государственного кадастра недвижимости (т.1 л.д.81).
16.12.2009 года ОАО "Кузбассэнерго" обратилось с заявлением о регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42024:0101037:144, находящегося по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, д.53, площадью 17 746,79 кв.м. (регистрационный номер 4200/11/09-136708).
Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости в период принятия оспариваемых решения и акта наделено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соответствии с Положением об Управлении от 27.07.2006 N П/0228.
Согласно Уставу учреждения, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области осуществляет проверку документов, представляемых для проведения государственного учета, на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учета (пункт 2.2 Устава); проверку документов на полноту и непротиворечивость содержащихся в них сведений (пункт 2.2.3 Устава); государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков) (пункт 2.2.6 Устава).
Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 10.06.2008 г. N 113 должностным лицам ФГУ "Земельная кадастровая палата" делегированы полномочия по принятию, в числе прочих, решений о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений характеристик объекта недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "Кузбассэнерго" и приложенных к нему документов, решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 18.01.2010 года N 4200/000/10-1901 "об учете изменений объекта недвижимости" внесены сведения об изменении разрешенного использования на земельный участок, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, д.53, ранее внесенных в документы соответствующего подраздела.
На основании данного решения, Актом определения кадастровой стоимости Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 16.02.2010 года утверждена кадастровая стоимость, в том числе, спорного земельного участка, в размере 9 985 763,80 руб., исчисленная в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м., (утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N519 "Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)), на площадь земельного участка (л.д.11 т.1).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 01.03.2010 г. N 4200/001/10-67163 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры ", кадастровая стоимость 9 985 763,8 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 562, 68 руб. за кв.м., что соответствует 13 виду разрешенного использования согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (т.1 л.д.80).
Полагая, что указанные решение от 18.01.2010 года N 4200/000/10-1901 и Акт от 16.02.2010 года не основаны на законе и нарушают права и охраняемые законом интересы Администрации города Кемерово в части контроля за соблюдением Правил землепользования и застройки на территории города Кемерово, а также в части контроля за исполнением бюджета, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых решения и Акта заинтересованных лиц положениям действующего законодательства; отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1). Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов (часть 2).
Пунктом 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре определено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается (т.1 л.д.34-37), что ОАО "Кузбассэнерго" при обращении с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 ОАО "Кузбассэнерго" представило, в числе других документов, свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок от 24.12.200года серии 42АА N 52007, копию фрагмента Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 года N 75 (далее по тексту - Правила землепользования, Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, Правила), а также информацию Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово, изложенную в письме от 30.12.2009 года исх. N 5674, о нахождении земельного участока с кадастровым номером 42:24:0101037:144 в территориальной зоне К1 - коммунальная зона (подлинник которого ОАО "Кузбассэнерго" предъявлен в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области 31.12.2008 года, что следует из отзыва на исковое заявление ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (т.1 л.д.143-146) и подтверждается копией данного письма - т.1 оборотная сторона л.д. 37).
Согласно статье 41 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры предусмотрены для данной территориальной зоны в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГсК РФ), одним из основных принципов градостроительного законодательства является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Под градостроительным зонированием, в силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 ГсК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 30 ГсК РФ определяются Правилами землепользования и застройки. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 ГсК РФ, абзацем 2 части 4 статьи 17 Правил, вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, статья 7 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 37 ГсК РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся и в статьи 20 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово, в соответствии с которыми, изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, определенном частью 2 настоящей статьи.
По смыслу изложенных норм, законодатель разделяет виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, на те, которые сами по себе осуществляются землепользователем (основные и условно разрешенные), и на виды разрешенного использования, которые могут осуществляться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также предоставляется право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Отклоняя доводы Администрации о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с основного на вспомогательный вид разрешенного использования, суд первой инстанции необоснованно не применил в совокупности положения статьи 37 ГсК РФ, абзаца 2 части 4 статьи 17 и статьи 20 Правил, определяющих вспомогательные виды разрешенного использования как дополнительные к основным видам и осуществляемые только совместно с ними.
В связи с чем, вывод арбитражного суда о возможности изменения основного вида разрешенного использования на вспомогательный, о праве выбора правообладателями земельного участка и объектов капитального строительства между основным и вспомогательным видами использования не основан на нормах права как допускающий возможность изменения вида разрешённого использования земельного участка с нарушением градостроительных регламентов.
Учитывая изложенное, являются также ошибочными и выводы суда первой инстанции о том, что: принятие оспариваемых актов направлено на приведение земельных отношений в соответствие с действующим законодательством, а требования градостроительного зонирования - не нарушены; вид разрешенного использования изменен ФГУ Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области не в целях градостроительного зонирования, а в целях кадастрового учета.
Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, 7, 85 Земельного кодекса РФ, статьи 22 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется, в любом случае, в соответствии с установленным зонированием территорий градостроительным регламентом.
Доводы ОАО "Кузбассэнерго", изложенные в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, о возможности установления в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательного вида разрешенного использования спорного земельного участка при невозможности выбора основных видов (несоответствие основных видов фактическому использованию земельного участка) в связи с осуществлением на земельном участке с кадастровым номером 42:2460101037:144 вспомогательной деятельность по отношению к основной деятельности, осуществляемой на иных земельных участках, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка третьего лица, поддержанная арбитражным судом, на акт проверки Управления Росреестра по Кемеровской области от 13.09.2010 года N 1 в подтверждение соответствия фактического использования земельного участка виду разрешенного использования - линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры - несостоятельна, так как доказательств принадлежности нежилых зданий, расположенных на земельном участке и принадлежащих Обществу на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права - 42 АА N 338352 от 23.11.2001; 42 АА N 338354 от 23.11.2001; 42 АА N 338356 от 23.11.2001 - т.1 л.д.85 -87), к категории линейных объектов, объектов инженерной инфраструктуры, заинтересованными лицами в нарушение статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представлено. В то же время, в данном акте внеплановой проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 42:2460101037:144 расположены нежилые здания (АЗС, склад кислорода, АБК с гаражом и др.).
Следовательно, учитывая отсутствие реконструкции объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, является правомерным вывод апеллянта о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:2460101037:144 привело к несоответствию фактического вида использования разрешенному.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что применительно к предмету заявленных требований, в соответствии с которым оспаривается законность решения и Акта органов кадастрового учета по внесению изменений в кадастровый учет, отсутствуют основания для разрешения вопроса о виде разрешенного использования спорного земельного участка.
Между тем, по правилам части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 статьи 19 Правил землепользования, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случае, если фактический вид использования земельного участка не предусмотрен градостроительными регламентом соответствующей территориальной зоны, заинтересованное лицо вправе обратиться за внесением изменений в Правила землепользования и застройки - изменить градостроительный регламент либо границы территориальных зон (ст. 33 ГсК РФ, ст.6 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово); либо в установленном законе порядке оспорить нормативный правовой акт, которым утверждены соответствующие Правила землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах, у органов кадастрового учета отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, в связи с чем, расчет его кадастровой стоимости, а также внесение соответствующих изменений (в части вида разрешенного использования, кадастровой стоимости земельного участка, удельном показателе кадастровой стоимости) в государственный кадастр недвижимости произведены неправомерно.
Однако, учитывая отсутствие нормативного акта, регламентирующего порядок рассмотрения уведомлений о соблюдении требований технических регламентов (что не оспорено представителем Администрации в апелляционном суде), суд отклоняет довод апеллянта о несоблюдении третьим лицом требований технических регламентов по основанию не направления соответствующего уведомления в Администрацию города с приложением соответствующих документов (ст. 20 Правил землепользования и застройки).
Доводы апеллянта о представлении ОАО "Кузбассэнерго документа, подтверждающего наличие выбираемого вида в соответствующей территориальной зоне, в ненадлежащей форме (с использованием правовой системы "Консультант Плюс") правового значения не имеют, в связи с отсутствием доказательств несоответствия выписки Правилам землепользовании и застройки.
Апелляционный суд, поддерживая выводы арбитражного суда об уважительности причин пропуска заявителем трехмесячного срока на обращение в суд, не может согласиться с выводом суда первой инстанции о не нарушении оспариваемыми решением и Актом прав и законных интересов Администрации, исходя из следующего.
В силу положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой, в силу статей 5, 8 ГрК РФ, отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 ГсК РФ).
Администрация Города Кемерово, согласно пунктам 1, 9, 17 статьи 78 Устава Города Кемерово (принят Кемеровским городским Советом народных депутатов 24.06.2005г.), организует и осуществляет муниципальный контроль, исполняет полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением полномочий, отнесенных Уставом, федеральным законами, Уставом и законами Кемеровской области к полномочиям Городского Совета, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Кемеровской области, настоящим Уставом.
Подпунктом 26 пункта 2 статьи 11 Устава города Кемерово предусмотрено, что вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение у которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами городского самоуправлении, к вопросам городского значения относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель города.
Пунктом 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки г. Кемерово установлено, что требования Правил направлены на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого развития территории города, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из данных норм права, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и заявитель, предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих Правилам землепользования застройки, влечет нарушение публичных прав городского округа в лице Администрации на развитие территории в соответствии зонированием.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда и принятия в порядке п.2 ст. 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований Администрации города Кемерово.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает необходимым возложить на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 985 763, 80 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 "под объекты энергетики (ремонтно-производственная база)", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 729 182, 82 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 675, 91 руб. за кв.м.
Руководствуясь статьями 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 декабря 2010 года по делу N А27-12211/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования Администрации города Кемерово удовлетворить.
Признать недействительным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 18.01.2010 года N 4200/000/10-1901 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144.
Признать недействительным акт "об определении кадастровой стоимости" от 16.02.2010 года в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, утвержденный Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 985 763,80 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за кв.м.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 "под объекты энергетики (ремонтно-производственная база)", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 729 182,82 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 675,91 руб. за кв.м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12211/2010
Истец: Администрация г. Кемерово, Администрация города Кемерово
Ответчик: Управление Росреестра по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации, ОАО "Кузбассэнерго", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12211/10
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/11
15.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2891/11
21.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-868/11