Российские IТ на пути к мировым стандартам
День принятия России в ВТО очень близок, его наступление уже неизбежно. Все опасности, связанные с выходом в открытое море свободной конкуренции, совсем скоро станут реальностью для отечественного IT-сектора. Готовы ли российские IT-компании конкурировать с международными корпорациями, чьи продукты и услуги соответствуют самым высоким стандартам качества?
Организации, выбирая подходящий для них IT-продукт, руководствуются двумя основными факторами: ценой и качеством. Между тем сориентироваться среди предлагаемых на рынке проектов автоматизации очень непросто. Существуют проверенные западные IT-решения, надежность которых подтверждается соответствием международным стандартам качества. Правда, и стоят такие "игрушки" недешево. Есть и отечественные автоматизированные системы, на базе российских программных продуктов, порой существенно выигрывающие по стоимости по сравнению со своими зарубежными конкурентами. Однако вступление России в ВТО и сопутствующие этому либерализация рынка и отмена таможенных барьеров, очевидно, быстро нивелируют это преимущество. Поэтому уже сегодня отечественным IT-компаниям необходимо укреплять бизнес, повышать качество своей продукции и готовиться к приходу нерезидентов. А какими критериями качества руководствуются разработчики программных продуктов в своем весьма специфическом и далеко не прозрачном для заказчика производстве?
Нам не страшен конкурент
Условно весь отечественный IТ-бизнес можно разделить на три большие группы:
1. производителей аппаратного обеспечения;
2. компании, создающие программные продукты и услуги для реализации преимущественно на внутреннем рынке;
3. организации, ориентированные на экспорт.
С точки зрения конкурентоспособности и готовности к ВТО каждый из этих секторов обладает четко выраженными особенностями.
Компании, представляющие рынок электронной аппаратуры, вступление в ВТО и сопутствующее этому снижение таможенных пошлин воспримут, скорее всего, на ура - подавляющее большинство товаров на этом рынке ввозится из-за границы, а немногочисленные сборочные производства порадуются притоку дешевых комплектующих. Что касается отечественного электронного машиностроения, то реальных шансов выжить после массового выхода на российский рынок высокоорганизованных западных IT-компаний у них практически нет (производительность труда у наследников отечественной "оборонки" уступает зарубежным компаниям в 15-20 раз).
В свою очередь, экспортно-ориентированный сектор, несмотря на свою малочисленность (около 1 млрд долларов годового оборота против 14 млрд на внутреннем рынке), при правильном стратегическом планировании готов взять на себя роль локомотива, способного вытянуть весь отечественный high-tech. Компании, вовлеченные в международное разделение труда (в форме аутсорсинга, оффшорного программирования и, в меньшей степени, торговли ПО), уже в достаточной степени владеют всеми приемами повышения конкурентоспособности, начиная от передовых бизнес-технологий и заканчивая стандартами обеспечения качества. Единственная проблема, которая встанет перед экспортерами IТ-продуктов и услуг с приходом на отечественный рынок международных корпораций, - это острая нехватка квалифицированных кадров всех уровней, впрочем, она ощущается и осознается уже сейчас. А вот внутренний рынок программных продуктов и услуг, в свою очередь, разделится на две большие части. Компании, обеспечивающие исполнение госзаказа (объем государственных контрактов составляет до 40% оборота отрасли), до предела активизируют свой главный козырь - административный ресурс - и пронесут свои самобытные неконкурентоспособные решения сквозь годы и десятилетия. Те же, чей бизнес не связан с "кормушками" госконтрактов, уже сейчас понимают уровень потенциальной угрозы и озаботились внедрением современных управленческих технологий и стандартов качества.
"Стандартная" эволюция
Что же это за технологии и стандарты? Долгое время считалось, что "золотым ключиком" в мир большого бизнеса являются стандарты качества серии ISO 9000. Однако в сфере IТ-продуктов и услуг (и в первую очередь разработки программного обеспечения) более высоко ценятся специализированные стандарты группы СММ (сapability мaturity мodel) - "Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем" (ISO/ITC TR 15504). Стандарт СММ 15504 предоставляет основу для аттестации процессов жизненного цикла программных средств (ПС), которая может быть использована организациями, занимающимися планированием, управлением, наблюдением, контролем и совершенствованием приобретения, поставки, разработки, эксплуатации, развития и поддержки ПС.
Стандарт СММ 15504 преследует ту же цель, что и серия стандартов ISO 9000, - обеспечение уверенности потребителя в системе управления качеством продукции поставщика. Одновременно он предоставляет пользователям основу для оценки того, обладают ли потенциальные поставщики производственными возможностями, отвечающими их потребностям. Аттестация процессов на соответствие стандарту СММ 15504 позволяет пользователю ПС определить уровень их зрелости по непрерывной шкале таким образом, что полученные показатели можно сравнивать и при необходимости повторять их оценку. Например, аудиты качества, основанные на ISO 9001:1994 и аттестующие процессы жизненного цикла ПС по принципу "зачет/незачет", такой возможности не предоставляют. Кроме того, модель, описываемая стандартом СММ 15504, позволяет подобрать объем аттестации так, чтобы он охватывал не все процессы, используемые организационной единицей, а лишь те, которые вызывают интерес.
Части "Процессный подход" и "Системный подход к административному управлению" стандарта СММ 15504 отвечают концепции ISO 2000 года в области системы качества. Эталонная модель описания, оценки и аттестации зрелости процессов жизненного цикла продукции, проекта или системы в СММ 15504-2 согласована с ISO 12207:1995 "Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств". Представленные в стандарте CMM 15504 рабочие продукты, процессы и их характеристики можно также использовать в качестве основы в целях разработки модели оценки уровня зрелости и усовершенствования процессов любого другого вида деятельности. Более того, СММ 15504 предоставляет механизм включения в изначально установленный перечень дополнительных рабочих продуктов и процессов, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности и, следовательно, для оценки уровня зрелости "нововведений" и этой области в целом.
Волшебные принципы успеха
Концептуальные основы системы административного управления качеством определены в восьми принципах, на которых базируется все семейство стандартов ISO 9000. В ISO 9000:2000 они прописаны как "всеобъемлющее и фундаментальное правило или убеждение, применяемое при руководстве и управлении организацией, направленное на непрерывное и долгосрочное улучшение ее производительности путем ориентации на потребителей одновременно с удовлетворением потребностей остальных участвующих сторон". Вот эти восемь принципов:
1. Ориентация организации на потребителя (customer-focused organization). Производители должны понимать текущие и будущие потребности своих покупателей и не только удовлетворять желания потребителей, но и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство (leadership). Руководство организации обеспечивает создание и поддержание внутренней окружающей среды, которая позволяет сотрудникам в полной мере участвовать в достижении стратегических целей компании.
3. Вовлечение персонала (involvement of people). Полная вовлеченность в деятельность компании сотрудников всех уровней способствует использованию их способностей на благо организации.
4. Процессный подход (process approach). Желаемый результат достигается более быстро, когда связанные ресурсы и деятельность управляются как процесс.
5. Системный подход к административному управлению (system approach to management). Административное управление системой взаимосвязанных процессов в рамках достижения заданной стратегической цели повышает эффективность и результативность работы организации в целом.
6. Непрерывное усовершенствование (continual improvement). Одной из обязательных стратегических задач компании должно быть непрерывное совершенствование.
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах (factual approach to decision making). Эффективные решения базируются на анализе данных.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (mutually beneficial supplier relationship). Организация и ее поставщики зависимы друг от друга, и взаимовыгодные отношения повышают их способность производить ценности.
Следование этим принципам способствует развитию управленческой культуры, проникновению системы административного управления качеством во все виды деятельности организации (TQM - total quality management) и, значит, обеспечению конкурентоспособности продукции, проектов, систем и услуг компании.
"Повзрослевшая" система
Стадия развития, или, по-другому, уровень зрелости компании характеризуется определенным набором атрибутов, которые в совокупности позволяют реализовать тот или иной бизнес-процесс более эффективно. Поэтому переход предприятия на более высокий уровень зрелости представляет собой рациональный путь прогрессивного улучшения любого процесса. Согласно стандарту СММ 15504, все организации в зависимости от стадии их развития можно отнести к одному из шести установленных уровней зрелости:
Уровень 0. Неполный (incomplete). Процесс не соответствует своему назначению. Рабочие продукты и результаты процесса отсутствуют или их невозможно выявить. Успех проекта, как правило, зависит от энергичности, таланта и опыта нескольких руководителей и исполнителей. Процессы на нулевом уровне характеризуются своей непредсказуемостью по срокам в связи с тем, что их состав, назначение и последовательность выполнения могут меняться случайным образом в зависимости от текущей ситуации.
Уровень 1. Выполняемый (performed). В целом процесс соответствует своему назначению, однако невозможно строго запланировать и отследить его выполнение. Между сотрудниками организации действует договоренность о том, как и когда этот проект должен быть реализован. Также существуют выявляемые рабочие продукты процесса, что, в свою очередь, свидетельствует о достижении поставленных целей.
Уровень 2. Управляемый (managed). Основное отличие от первого уровня состоит в том, что теперь результатом процесса являются рабочие продукты, которые соответствуют требованиям к качеству при заданных ограничениях по времени и ресурсам. Кроме того, сам процесс уже можно спланировать и отследить.
Уровень 3. Устоявшийся (established). Процессы жизненного цикла ПС на этом уровне стандартизированы, они представляют собой единую технологическую систему, обязательную для всех подразделений. На основе единой технологии поддержки и обеспечения качества жизненного цикла ПС для каждого проекта могут разрабатываться дополнительные процессы последовательной оценки качества продуктов с учетом их особенностей. Руководство к каждому процессу должно содержать условия, рекомендации и процедуры его выполнения, входные и выходные данные, описание механизмов проверки качества результатов, условия и документы завершения процессов, а также сведения о роли, ответственности и квалификации специалистов.
Уровень 4. Предсказуемый (predictable). Этот уровень свидетельствует о способности поставщика реализовывать крупномасштабные сложные проекты в жестко ограниченные сроки и с гарантированно высоким качеством. Разработаны меры для того, чтобы выявлять и предотвращать дефекты и ошибки на всех этапах жизненного цикла ПС. Управление обеспечивает выполнение процессов в соответствии с текущими требованиями к характеристикам качества компонентов и ПС в целом. На этом уровне применяется система детальной поэтапной оценки как технологических процессов жизненного цикла, так и самого создаваемого программного продукта и его компонентов. Разрабатываются и применяются универсальные методики количественной оценки реализации процессов и их качества. Одновременно с повышением сложности ПС и требований к ним совершенствуется управление проектами, за счет того что при выполнении процессов сокращаются текущие корректировки и устраняются дефекты. Результаты процессов становятся предсказуемыми по срокам и качеству в связи с тем, что они измеряются в ходе выполнения и реализуются в рамках заданных ресурсных ограничений.
Уровень 5. Оптимизируемый (optimizing). Это высший уровень зрелости. Приоритетным становится сокращение потерь от случайных дефектов и ошибок путем выявления сильных и слабых сторон используемых процессов, а также анализ рисков и отклонений от заданных требований заказчика. Эти данные используются для снижения себестоимости жизненного цикла сложных ПС. Устанавливаются количественные ориентиры по эффективности выполнения процесса в соответствии с бизнес-целями организации. Оптимизация включает апробирование инновационных идей и технологий и изменение неэффективных процессов для приведения в соответствие с заданными целями и ориентирами.
Исходя из приведенной классификации, большинство российских компаний по уровню зрелости процессов относятся к уровням 2 и 3. Среди фирм, обслуживающих госсектор, увы, встречаются представители и уровня 1, и даже уровня 0. Организации, имеющие за плечами успешные международные проекты, могут претендовать на уровень 3, а реальные лидеры рынка проходят (или уже прошли) сертификацию на соответствие четвертому и пятому уровням. Однако следует учитывать, что данная эталонная модель сама по себе не может быть использована для проведения надежных и воспроизводимых аттестаций зрелости процессов из-за ее недостаточной детализации. Она должны быть дополнена всеобъемлющим набором соответствующих показателей.
На полпути к вершине
Сейчас все больше участников рынка разработки программного обеспечения осознают необходимость соответствия международным стандартам качества, и в первую очередь стандарту CMMI (CMM Integrated) - последнему слову в эволюции стандартов серии СММ. Первой из российских организаций сертификацию по стандарту CMMI прошла компания Digital Design, это произошло еще в январе 2003 года. А отечественная компания LUXOFT стала единственной в мире IT-корпорацией, система управления качеством которой прошла сертификацию на соответствие требованиям моделей SEI SW-CMM и SEI CMMI SW/SE пятого уровня одновременно.
Если еще в 2006 году количество российских компаний, сертифицированных по CMMI, не превышало и двух десятков, то сейчас практически еженедельно появляются сообщения о сертификации все новых и новых организаций. И эти усилия оправданны - на открытом конкурентном рынке побеждает тот, кто лучше организован, оснащен и обучен.
Игры на высшем уровне
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ (предшественнику ВТО), а с 1 января 1995 года (момента образования ВТО) переоформила ее как заявку на вступление в ВТО. Таким образом, стаж пребывания России "у парадного подъезда" Всемирной торговой организации насчитывает уже 14 лет.
У других бывших союзных республик отношения с ВТО развивались быстро и динамично, в стиле игры "Кто хочет стать миллионером?". Часть игроков воспользовалась возможностью "звонок другу" и въехала в ВТО на зеленый свет. В настоящее время участниками ВТО являются семь бывших республик СССР, а самой предприимчивой из них оказалась Киргизия, получившая членский билет ВТО еще в декабре 1998 года. Остальные же республики (кроме Туркмении - единственной, оставшейся за бортом) воспользовались подсказкой "50 на 50" и получили статус стран-наблюдателей ВТО. А Россия, наконец перешедшая в активную фазу переговоров о вступлении в эту организацию, сейчас старается получить "помощь зала".
Мощная поддержка
CMM 15504 дополнительно поддерживается группой стандартов, детализирующих отдельные этапы и процессы жизненного цикла, которые целесообразно применять для обеспечения функциональной безопасности и высокого качества сложных программных средств:
ISO 12182:1998 "ИТ. Классификация программных средств";
ISO 9126:1991 "ИТ. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению";
ISO 14598-1-6:1998-2000 "Оценка программного продукта";
ISO 14756: 1999 "ИТ. Измерение и оценка производительности программных средств компьютерных вычислительных систем";
ISO 12119:1994 "ИТ. Требования к качеству и тестирование";
ISO 15846:1998 "ТО. Процессы жизненного цикла программных средств. Конфигурационное управление программными средствами";
ISO 14764: 1999 "ИТ. Сопровождение программных средств";
ISO 15910:1999 "ИТ. Пользовательская документация программных средств";
ISO 6592:2000 "ОИ. Руководство по документации для вычислительных систем";
ISO 9294:1990 "TO. ИТ. Руководство по управлению документированием программного обеспечения".
Почувствуйте разницу
Аттестация процессов жизненного цикла ПС позволит покупателям и заказчикам:
выявлять риски, связанные с реальной зрелостью подрядчика, еще до заключения договора;
заранее предусмотреть необходимые меры на случай возникновения рискового события;
с помощью количественных критериев оценить соответствие зрелости потенциальных поставщиков потребностям бизнеса, установленным требованиям и оценочной стоимости проекта ПС.
А. Масалович,
президент консорциума "Инфорус"
"Консультант", N 5, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.