15 ноября 2010 г. |
Дело N А55-9871/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от заявителя - Зименкова Е.В. доверенность от 10.11.2010 года N 12,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ловыгина Е.В. доверенность от 12.05.2010 года N 12-2107,
от Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - Дмитриенко Е.В. доверенность от 11.01.2010 года N 5,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 сентября 2010 года по делу N А55-9871/2010 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению автономной некоммерческой организации "Образовательно-оздоровительный центр "Исток", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным сообщения об отказе N 01/027/2010-480 от 10.03.2010 года в государственной регистрации договора аренды земельного участка, обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Образовательно - оздоровительный центр "Исток" (далее - АНО "ООЦ "Исток") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просила о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 11.02.2008 N 95/12, изложенного в сообщении от 10.03.2010 N 01/027/2010-480, и об обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка от 11.02.2008 N 95/12.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с АНО "ООЦ "Исток" 11.02.2008 года не является актом нового предоставления земельного участка, а лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор N 95/12 аренды лесного участка от 11.02.2008г., относящийся к категории - земли лесного фонда, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44, заключенный с Департаментом лесного хозяйства Самарской области.
Между тем, согласно представленного на государственную регистрацию договора 195/12 аренды лесного участка от 11.02.2008г., адрес земельного участка с тем же кадастровым номером иной, а именно: Самарская область, г.Самара, Самарское лесничество, квартал N 44.
Таким образом, в представленных на государственную регистрацию документах возникают противоречия относительно адреса земельного участка, заявленного к регистрации.
Земельный участок относится к категории земли населенных пунктов, на которых расположен лес (по Лесному кодексу РФ 1997 г. "городские леса"), земли лесного фонда.
Таким образом, в представленных на государственную регистрацию документах имеется противоречие относительно категории земельного участка.
Согласно п.2.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не вязанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. N 74, полномочия по предоставлению в собственность и в аренду земельных участков осуществляются Министерством имущественных отношений Самарской области.
В данном случае договор аренды не был зарегистрирован, следовательно, не был заключен, соответственно, к нему должны применяться нормы законодательства, действующие на момент заключения такого договора.
В таком случае Департамент лесного хозяйства Самарской области является уполномоченным лицом по сдаче в аренду указанного объекта недвижимости, расположенного на территории г.о.Самара.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители АНО "ООЦ "Исток" и Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
УФРС по Самарской области сообщением от 06.11.2009 г. N 01/255/2009-145 отказало АНО "ООЦ "Исток" в государственной регистрации договора аренды от 11.02.2008 г. N 95/12 на основании абзацев 4, 6 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужило наличие противоречивых сведений в представленных документах о категории земельного участка, заключение договора аренды с неуполномоченным лицом, противоречие относительно адреса земельного участка и непредставление протокола результатов аукциона.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Право аренды АНО "ООЦ "Исток" на спорный земельный участок было приобретено на основании ст. ст. 34, 35 Лесного кодекса РФ 1997 г., ст. ст.12, 14 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" и в исполнении распоряжения Губернатора Самарской области от 17.08.2001 г. N 352-р "О проведении лесных конкурсов".
На основании протокола о результатах лесного конкурса Самарским лесхозом Агентства лесного хозяйства по Самарской области с АНО "ООЦ "Исток" был заключен договор аренды участка лесного фонда.
При этом в указанном договоре содержится указание на предоставление участка для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренного Лесным кодексом РФ 1997 г. (далее - ЛК РФ 1997 года).
В соответствии с п.5 ст.448 ГК РФ (далее ГК РФ) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорного участка является момент проведения конкурса на заключение договора аренды. На указанный момент действовал ЛК РФ 1997 г., в соответствии со ст. 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со ст. 18 ЛК РФ 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Судом верно отмечено в решении, что поскольку такой закон принят не был, правами по распоряжению указанными объектами было наделено Агентство лесного хозяйства по Самарской области.
Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 г. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.09.2007 г. N 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29-47 Лесного кодекса РФ, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 ст.72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 г. N 9, Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
11.02.2008 г. Департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 10.10.2001 г. между АНО "ООЦ "Исток" и ГУ "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44, и вида использования лесного участка в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности.
На основании вышеуказанного решения 11.02.2008 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и АНО "ООЦ "Исток" был заключен по установленной форме договор аренды лесного участка N 95/12, который затем представлен на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области.
С учетом указанных обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с АНО "ООЦ "Исток" 11.02.2008 года не является актом нового предоставления земельного участка, а лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в соответствии с которым, правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения действия закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом.
Довод подателя жалобы о наличии противоречий относительно адреса земельного участка является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Представленные в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы - договор аренды N 295, договор аренды N 95/12, выписка из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области от 11.02.2008 г. N 02-09/214, а также документы, содержащие описание объекта аренды - кадастровый паспорт земельного участка от 28.12.2009 г., схема расположения границ лесного участка, заверенная Департаментом лесного хозяйства Самарской области, содержат описание его местоположения - Самарская область, Самарское лесничество, квартал N44, площадь 2,40 га и указание на кадастровый номер лесного участка 63:01:0601001:225, что свидетельствует об однозначной идентификации объекта арендных отношений.
Управление Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе ссылается на наличие противоречия относительно категории земельного участка в связи с тем, что в соответствии с Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области от 03.05.2001г. N 30 кадастровый номер 63:01 присвоен кадастровому району - г. Самара, а согласно представленному кадастровому паспорту N 63-00-102/09-574541 от 28.12.2009 г.. адрес земельного участка с кадастровым номером 63:01:0601001:225 Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, категория земель - земли лесного фонда.
Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение границ земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В определении от 22.01.2007 г. N 15355/06 ВАС РФ указал, что по смыслу статей 7,8 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или участка к общей категории (земли поселении (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ
В соответствии со статьей 59 Лесного кодекса РФ ограничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.
Из материалов лесоустройства следует, что лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 44, является участком лесного фонда - защитные леса.
Распоряжения Правительства РФ о переводе земель лесного фонда, защитные леса, расположенных в границах городского округа Самара, в земли иных категорий не принималось.
Таким образом, наличие указания в кадастровом номере земельного участка категории земли поселений не является основанием для отказа в регистрации договора аренды лесного участка.
Согласно п. 17 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на лесные участки и сделок с ним, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007г. N 255, государственная регистрация договоров аренды лесных участков в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом, осуществляется без предоставления извещения о проведении аукциона по продаже прав на заключение договора аренды, протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды.
Кроме того на регистрацию АНО "ООЦ "Исток" были предоставлены копия выписки из протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда в Самарской области от 16.10.2001г. и выписка из протокола N 02-09/214 от 11.02.2008г. заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ.
Довод подателя жалобы о том, что в данном случае договор аренды не был зарегистрирован, следовательно, не был заключен, соответственно, к нему должны применяться нормы законодательства, действующие на момент заключения такого договора, отклоняется арбитражным апелляционным судом в связи с тем, что договор аренды после его подписания исполняется сторонами, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле документы - платежные поручения о перечислении АНО "ООЦ "Исток" арендной платы по указанному договору, которая принималась арендодателем.
Таким образом, в связи с фактическим существованием арендных отношений и исполнением договора нельзя признать договор аренды незаключенным.
Кроме того, договор приведен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в соответствии с требованием действующего законодательства в установленный законом срок и основания для отказа в его государственной регистрации отсутствовали.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 сентября 2010 года по делу N А55-9871/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9871/2010
Истец: АНО "Образовательно-оздоровительный центр "Исток"
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 5342/11
14.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5342/11
18.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5342/11
01.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5342/11
12.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5342/11
26.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5342/11
19.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5342/11
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-9871/2010
15.11.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11331/10
06.09.2010 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9871/10