г. Самара |
|
05 мая 2011 г. |
Дело N А55-33729/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" - Танаева Л.В., доверенность от 20 декабря 2010 года,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Тимоханова Е.Г., доверенность от 25 мая 2010 года N04-06/14088,
от Управления ФНС России по Самарской области - Селянская Т.А., доверенность от 13 декабря 2010 года N 12-21/315,
от открытого акционерного общества "Роснефть" - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года
по делу N А55-33729/2009 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот", (ИНН 6367039363, ОГРН 1036302406524), г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
Управлению ФНС России по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: открытое акционерное общество "Роснефть", г. Москва,
открытое акционерное общество "ТАИФ-НК", Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
о признании недействительными решений N 10067 от 10.07.2009, N 20 от 10.07.2009, возмещении НДС; N 03-15/20885 от 01.09.2009 и обязании вынести решение о возмещении налога,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - ответчик) от 10 июля 2009 г. N 10067 об отказе в привлечении к налоговой ответственности об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г. на сумму 1 820 275 руб. 00 коп., решения N 20 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в сумме 1 820 275 руб. 00 коп.; решения Управления ФНС России по Самарской области (далее - УФНС, управление) N 03-15/20885 вынесенного 01.09.2009 г по апелляционной жалобе ООО "Транс-Флот".
Заявленные требования решением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2010 удовлетворены полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 решение от 09.03.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2010 решение суда первой инстанции от 09.03.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.06.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 20.10.2010 г указал, на то, что при новом рассмотрении суду необходимо для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при налогообложении операций по реализации услуг по транспортировке соотнести даты оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года заявленные требования удовлетворены. На Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области возложена обязанность области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возместив Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" из федерального бюджета налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г. в размере 1 820 275 руб. 00 коп. в порядке, установленном ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку услуга по перевозке нефтепродуктов была оказана до помещения товара под таможенный режим экспорта.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
ОАО "ТАИФ-НК", ОАО НК "Роснефть" отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с 30 марта 2011 года на 27 апреля 2011 года. О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства. Информация об отложении была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 27 апреля 2011 года, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2011 года произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е. На данное обстоятельство указано в протоколе судебного заседания. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Юдкина А.А. на судью Кувшинова В.Е. рассмотрение дела начато сначала.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей ОАО НК "Роснефть" и ОАО "ТАИФ-НК", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, пояснений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 г. в которой в разделе 5 отражена реализация услуг по перевозке экспортированных за пределы России товаров в размере 7071079 руб., заявлен к возмещению из бюджета НДС в размере 3 199266 руб.
ИФНС провела камеральную проверку представленной ООО "Транс-Флот" уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 г..
По результатам проверки 10 июля 2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области принято решение N 10067, которым налоговый орган, в частности, предложил ООО "Транс-Флот" уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 1 квартал 2008 г. на сумму 2 042 934 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Одновременно с решением N 10067 было вынесено решение N 20 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 042 934 руб.
УФНС по Самарской области своим решением N 03-15/20885 от 01.09.2009 г. , отказало ООО "Транс-Флот" в удовлетворении апелляционной жалобы на решение ИФНС от 10 июля 2009 г. N 10067, а решение инспекции - утвердило.
В качестве основания для принятия оспариваемых решений ответчики указали на неправомерное применение ставки 0% на услуги по транспортировке груза до момента помещения его под таможенный режим экспорта, отсутствие в составе документов, необходимых для возмещения налога, поручений на погрузку товара на суда, следовавшие по территории Российской Федерации, с отметками таможенных органов.
Между тем выводы налоговых органов не основаны на нормах налогового и таможенного законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Транс-Флот" оказывало услуги по транспортировке грузов в соответствии с договорами: чартер-партия N 20/06-07 от 17.08.2007 г. с "Avest International Inc", Англия, чартер-партия б/н от 17.08.2007 г. с "Avest International Inc", Англия.
По смыслу понятия договора перевозки груза, данного в ст.785 ГК РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст.115 КТМ РФ, моментом оказания услуг по перевозке груза является доставка груза и выдача его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя.
В соответствии со ст. 117 КТМ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя после приема груза для перевозки (ст. 142 КТМ), что свидетельствует о реальном характере договора морской перевозки по коносаменту.
Договор морской перевозки груза является возмездным договором, поэтому перевозчику уплачивается фрахт. О том, что стороны договора перевозки возлагают уплату фрахта на получателя должна быть сделана запись в коносаменте, и она имеется в коносаментах, выдаваемых на суда ООО "Транс-Флот". В соответствии со ст. 165 КТМ за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается, (если он не входит в стоимость груза, конечно). Обычно, для уточнения вопроса о том, входит ли фрахт в стоимость груза, обращаются к условиям договора купли-продажи товара. Так, согласно условию FCA (франко-перевозчик) Инкотермс 2000 г., (а именно такие условия в данном случае в соответствии с декларациями), продавец не несет расходов по перевозке, поскольку договор перевозки заключается покупателем за свой счет. Таким образом, обязанности покупателя оплатить фрахт перевозчику (перевозчикам) корреспондирует обязанность последних доставить груз до места назначения, указанного в коносаментах. В соответствии п. 4 ст. 173 КТМ в случае, если ответственность несут перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной.
При перевозках груза по чартеру, так же как и в остальных случаях, составляется коносамент. Вопрос о соотношении этих двух документов - чартера и коносамента решается в ст. 119 КТМ. Согласно ей отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. В перечне требований к содержанию коносамента статьей 144 КТМ РФ установлена необходимость указания наименования получателя груза.
В соответствии с пунктом 3.6 контракта, заключенного между ОАО НК "Роснефть" и компанией "Гунвор Интернэшнл Б.В.", товар считается поставленным на экспорт и принятым покупателем с момента его передачи речному перевозчику в портах Самара, Сызрань ( т.1., л.д.59).
В имеющихся в материалах дела коносаментах получателем груза указаны либо компания "Уотервей Петролеум ЛТД", Британские Виргинские острова, либо Компания "ИПКО Трейдинг С.А.", Швейцария (ПОКУПАТЕЛЬ).
Следовательно, услуги по перевозке груза на основании выдаваемых ООО "Транс-Флот" коносаментов, считаются оказанными в момент передачи груза его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя (BNP PARIBAS S.A.). Документом, подтверждающим принятие груза для перевозки таким перевозчиком является соответствующий коносамент. Заявителем в материалы дела, так же как и налоговому органу при сдаче отчетности, были представлены такие коносаменты. Ссылки на них имеются в поручениях на отгрузку.
Как следует из представленных заявителем документов по коносаменту N 74314 S от 22.08.2007 г. услуги по перевозке нефтепродуктов оказаны компанией в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "EAGLE COLUMBUS" 21.09.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N K216/07-Y-R-KUI. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "EAGLE COLUMBUS" от 21.09.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Медведица" и в каком поручении на погрузку m/t "EAGLE COLUMBUS" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/190907/0016375 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "EAGLE COLUMBUS" (коносамент N K216/07-Y-R-KUI) произведено 19.09.2007г., услуги по перевозке были оказаны в соответствии с условиями коносамента 21.09.2007 г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 64313 S от 22.08.2007 г. услуги оказаны компанией в момент перегрузки этих нефтепродуктов на суда
1) "EAGLE COLUMBUS" 21.09.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N K217/Q7-Y-R-NKU, ведомостью погрузки m/t "EAGLE COLUMBUS" от 21.09.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "EAGLE COLUMBUS" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/190907/0016375 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "EAGLE COLUMBUS" (коносамент N K217/07-Y-R-NKU) произведено 19.09.2007 г. А услуги по перевозке были оказаны в соответствии с условиями коносамента 21.09.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим
2) "AMBA BHAKTI" 29.09.2007 г., что подтверждается танкерными коносаментами N A244/Q7-Y-R-NKU и N A244/07-Y-R-NKU. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "AMBA BHAKTI", датированной 29.09.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "AMBA BHAKTI" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/190907/0016375 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "AMBA BHAKTl" (коносамент N K217/07-Y-R-NKU) произведено 19.09.2007 г., услуги по перевозке исполнены в полном объеме в соответствии с условиями коносамента 29.09.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим
По коносаменту N 74371 S от 09.09.2007 г. услуги по перевозке оказаны заявителем в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "EAGLE CHARLOTTE" 06.10.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N KA247/07-R-KUI-RN, ведомостью погрузки m/t "EAGLE CHARLOTTE" от 06.10.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Медведица" и в каком поручении на погрузку m/t "EAGLE CHARLOTTE" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/021007/0017410 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "EAGLE CHARLOTTE" (коносамент N KA247/07-R-KUI-RN) произведено 02.10.2007 г., услуги по перевозке были исполнены заявителем в полном объеме в соответствии с условиями коносамента 06.10.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 74369 S от 08.09.2007 г. услуги были оказаны компанией в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "EAGLE CHARLOTTE" 06.10.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N KA247/07-R-KUI-RN. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "EAGLE CHARLOTTE" датированной 06.10.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "EAGLE CHARLOTTE" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/021007/0017410 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "EAGLE CHARLOTTE" (коносамент N KA247/07-R-KUI-RN.) произведено 02.10.2007 г., услуги в полном объеме в соответствии с условиями коносамента оказаны заявителем 06.10.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 07W-0154 от 10.10.2007 г. услуги оказаны заявителем в момент перегрузки нефтепродуктов на судно "SPT CONQUEROR" 04.11.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N K321/07-TAI и K326/Q7-TAI, ведомостью погрузки m/t "SPT CONQUEROR", датированной 04-05.11.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Медведица" и в каком поручении на погрузку m/t "SPT CONQUEROR" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/011107/0020209 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "SPT CONQUEROR", коносамент N К321/07-ТА1 и К326/07-ТАП, было произведено 01.11.2007 г. Оказываемые компанией услуги по перевозке исполнены в полном объеме надлежащим в соответствии с условиями коносамента образом 05.09.2008г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 07W-0135 от 26.09.2007 г. услуги оказаны компанией в момент перегрузки этих нефтепродуктов на суда
1) "SPT CONQUEROR" 04.11.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N А315/07-ТАI, ведомостью погрузки m/t "SPT CONQUEROR" от 04-05.11.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Медведица" и в каком поручении на погрузку m/t "SPT CONQUEROR" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни, на ВГТД N 10216020/ 011107/0020209 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "SPT CONQUEROR" (коносамент N А315/07-ТА) произведено 01.11.2007г., услуги по перевозке исполнены заявителем в полном объеме в соответствии с условиями коносамента 04.11.2007 г., т.е. после помещения под таможенный режим.
2) "PROMITHEAS" 22.10.2007 г., что подтверждается танкерными коносаментами N K285/07-TAI и A299/07-TAI, ведомостью погрузки m/t "PROMITHEAS", датированной 22-23.10.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "PROMITHEAS" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/181007/0018802 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "PROMITHEAS" (коносаменты N K285/07-TAI и А299/07-ТАП) произведено 18.10.2007 г., оказываемые компанией услуги по перевозке исполнены в полном объеме надлежащим в соответствии с условиями коносамента образом 22.10.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 07W-0148 от 07.10.2007 г. услуги оказаны компанией в момент перегрузки этих нефтепродуктов на суда
1) "PROMITHEAS" 22.10.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N K285/07-TAI, ведомостью погрузки m/t "PROMITHEAS" от 22-23.10.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "PROMITHEAS" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/181007/0018802 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "PROMITHEAS" (коносамент N K285/07-TAI) произведено 18.10.2007. Услуги по перевозке исполнены заявителем в соответствии с условиями коносамента 22.10.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим.
2)"ALTAI" 15.11.2007г., что подтверждается танкерным коносаментом N AK332/07-TAI, ведомостью погрузки m/t "ALTAI", датированной 15.11.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "АLТАI" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/011107/0020209 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "ALTAI" (коносамент N AK332/07-TAI) произведено 01.11.2007, услуги оказаны заявителем в соответствии с условиями коносамента 15.11.2007 г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 07W-0132 от 24.09.2007 г. услуги оказаны компанией в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "PROMITHEAS" 23.10.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N K299/Q7-TAI, ведомостью погрузки m/t "PROMITHEAS" от 22-23.10.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "PROMITHEAS" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/181007/0018802 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "PROMITHEAS" (коносамент N К285/07-ТАП произведено 18.10.2007. Услуги по перевозке исполнены в полном объеме надлежащим в соответствии с условиями коносамента образом 23.10.2007г., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 64490 S от 21.10.2007 г. услуги оказаны компанией в момент перегрузки нефтепродуктов на судно "KALUGA" 15.11.2007 г., что подтверждается танкерным коносаментом N AK329/07-R-NKU-RN, ведомостью погрузки m/t "KALUGA", датированной 15.11.2007 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Агидель" и в каком поручении на погрузку m/t "KALUGA" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/011107/0020252 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "KALUGA" (коносамент N AK329/Q7-R-NKU-RN) произведено 01.11.2008г. А оказываемые компанией услуги по перевозке исполнены в соответствии с условиями коносамента 15.07.2008г., т.е. после помещения под таможенный режим.
Таким образом, все документы, требуемые законодательством (коносамент на суда Заявителя, коносаменты и поручения на погрузку на судно, непосредственно доставляющее груз до получателя) были представлены заявителем по всем рейсам судов ООО "Транс-Флот" за 1 квартал 2008 г.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, в том числе при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Отмечая специфику обложения налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 января 2005 года N 41-О отметил, что при этом происходит не только освобождение налогоплательщика от уплаты НДС по операциям реализации соответствующих товаров (работ, услуг), но и возмещение из бюджета сумм НДС, перечисленных налогоплательщиком своим поставщикам (возврат "входного" НДС). Применение такого порядка в отношении экспортируемых товаров способствует усилению конкурентоспособности товаров, экспортируемых из Российской Федерации, на мировом рынке, поскольку по общему правилу обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения.
Перечень товаров, работ и услуг, налогообложение по которым производится по ставке 0 процентов, установлен пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Данное положение распространяется, в том числе, на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте). Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 165 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе, поэтому основной признак экспортной операции - факт вывоза продукции за пределы территории Российской Федерации.
Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы, содержится в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 360 ТК РФ российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Под вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, в том числе сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Причем днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (статья 157 ТК РФ).
Из буквального толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что условием применения ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, является факт вывоза указанных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и представление необходимых документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а не момент их помещения под таможенный режим экспорта.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 8133/09.
По смыслу названной нормы одним из необходимых условий наличия права на применение ставки 0% по НДС у налогоплательщика, оказывающего услуги по транспортировке продукции, является принадлежность этих услуг к единой экспортной операции по поставке продукции.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в т.ч. и в постановлении ФАС Поволжского округа от 10.02.2010 по делу N А55-15001/2009.
При этом подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит в качестве условия его применения требования об обязательном помещении товара под таможенный режим экспорта до момента начала оказания рассматриваемых услуг. Данный вывод суд основан на сложившейся по данному вопросу судебной практике, нашедшей свое выражение, в частности в постановлении ФАС Поволжского округа от 12 августа 2010 г. по делу N А55-39776/2009.
Материалами дела подтверждается и налоговыми органами не оспаривается, что в целях возмещения НДС по указанным хозяйственным операциям ООО "Транс-Флот" представило все документы, предусмотренные подпунктами 2, 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ, и перечисленные выше.
Как указано ранее, таможенное оформление указанных товаров произведено Балтийской таможней с проставлением соответствующих отметок на грузовых таможенных декларациях, коносаментах и поручениях на погрузку. При этом, поручения на погрузку с отметкой таможенного органа содержат указания на то, с каких именно судов товар был перегружен по пути следования в порт Санкт-Петербург для дальнейшего следования за пределы таможенной территории Российской Федерации. Тот факт, что товар был перегружен именно с судов, следовавших по территории Российской Федерации, подтверждается актами приема нефтепродуктов на хранение, в которых в качестве отправителя/грузовладельца указано ОАО "НК "Роснефть", а в качестве грузополучателя - компания "Гунвор Интернэшнл Б.В.", а также накладными на перевозку нефтепродуктов наливом, оформленных при перегрузке нефтепродуктов на суда, следовавшие рейсом до порта Санкт-Петербург, где указано, с каких судов осуществлена перегрузка нефтепродуктов.
Утверждение налогового органа о необходимости проставления отметки таможенного органа о разрешении на поручениях на погрузку, оформленных в портах Самара и Ярославль, является безосновательным, поскольку в указанных портах отсутствует пограничный таможенный пост. В соответствии с Приказом ФТС России от 24 августа 2006 г. N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" (в редакции приказа от 23 октября 2007 г. N 1305, действовавшей в рассматриваемый период) местами декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 ТН ВЭД России и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в случае перевалки груза с речных судов, являются таможенные посты, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации (за исключением таможенных постов, в регион деятельности которых входят Выборгский район Ленинградской области, г. Новороссийск и Туапсинский район Краснодарского края). Данный приказ принят ФТС России в соответствии с п. 2 ст. 125 ТК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами осуществляется вне региона деятельности пограничного таможенного поста, для подтверждения вывоза товаров за пределы итоженной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговый орган представляется, в частности, копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой "погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации, копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экпортируемого товара документа, в котором в графе "порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на момент оказания услуг по перевозке общество располагало товаросопроводительными документами на груз, указывающими, что получателем груза (товара) является иностранная фирма, доставка груза (товара) до получателя осуществляется через танкер-накопитель, местом конечной доставки груза является место, расположенное за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, как отмечено ранее, на момент доставки и выгрузки заявителем груза (товара) в танкер-накопитель товар был помещен под таможенный режим экспорта.
Услуги, оказанные заявителем, также являются составной частью единой экспортной операции по поставке нефтепродуктов и поэтому подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Факт осуществления экспортной операции налоговым органом не опровергнут и полностью подтвержден всеми необходимыми документами.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемые решения ответчиков не соответствуют нормам НК РФ и нарушают законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-33729/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33729/2009
Истец: ООО "Транс-Флот"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области
Третье лицо: ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ТАИФ-НК"
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7015/11
05.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2567/11
20.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-33729/2009
21.06.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4149/10