г. Вологда
04 мая 2011 г. |
Дело N А66-11875/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от заявителя Беляковой Е.Л. по доверенности от 28.04.2011, Каташовой С.Е. по доверенности от 27.01.2011, от ответчика Полянина А.А. по доверенности от 01.12.2010 N 04-136,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 февраля 2011 года по делу N А66-11875/2010 (судья Рощина С.Е.),
установил
открытое акционерное общество "Тверской экскаватор" (далее - общество, ОАО "Тверской экскаватор") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 10.09.2010 N 18-26/51 в части доначисления и уплаты 273 888 руб. транспортного налога, 72 512 руб. пеней за несвоевременную уплату названного налога и взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в сумме 54 778 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.02.2011 по делу N А66-11875/2010 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что поскольку сумма транспортного налога исчисляется в отношении конкретного транспортного средства, то льготу по налогу при его исчислении следует применять также по конкретному транспортному средству. Считает, что поскольку только 35 автомобилей общества включены в состав "средства транспортные" Сводного перечня имущественного мобилизационного назначения, то льгота должна применяться только в отношении указанных автомобилей.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в жалобе, не согласилось, просило решение оставить без изменения.
Заслушав объяснения представителей ОАО "Тверской экскаватор" и налогового органа, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 инспекцией составлен акт от 30.08.2010 N 18-26/44ДСП (том 1, листы 21-41), а также с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 30.09.2006 N 18-26/51 (том 1, листы 43-53).
В ходе проверки инспекция пришла к выводу, в частности, о занижении обществом за 2007 и 2008 годы на 273 888 руб. транспортного налога, в связи с этим привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 54 778 руб. за неуплату этого налога, начислила 72 512 руб. пеней по транспортному налогу и предложила уплатить выявленную недоимку.
В ходе проверки налоговый орган установил и отразил в своем решении, что решением Суженного заседания администрации Тверской области от 16.03.2007 N 5-см ОАО "Тверской экскаватор" с 2007 года утверждено выполнять мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа для Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ). Из ответа Департамента транспорта и связи Тверской области от 22.07.2010 N 07064 дсп также следует, что общество входит в число предприятий, выполняющих мобилизационное задание для ВС РФ.
Согласно сводному наряду от 2007 года Военного комиссариата Тверской области в состав "средства транспортные" Сводного переченя имущества мобилизационного назначения включены 35 (тридцать пять) транспортных средств ОАО "Тверской экскаватор".
Вместе с тем, ОАО "Тверской экскаватор" в нарушение статьи 356 НК РФ пункта 1 статьи 3 Закона Тверской области от 06.11.2002 N 75-30 "О транспортном налоге в Тверской области" в 2007 году по 87 (восьмидесяти семи) транспортным средствам, а в 2008 году по 89 (восьмидесяти девяти) транспортным средствам применило льготу по транспортному налогу как налогоплательщик, выполняющий согласно перечню, утверждаемому администрацией Тверской области, мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа для ВС РФ, при условии направления высвободившихся средств на содержание этих автоколонн, и уплачивало налог в размере 30% от суммы налога, исчисленного по ставкам установленным статьей 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 N 75-З0 "О транспортном налоге в Тверской области" (далее - Закон N 75-ЗО, областной закон), вместо 35 (тридцати пяти) транспортных средств, включенных в состав "средства транспортные" Сводного перечня имущества мобилизационного назначения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 10.11.2010 решение инспекции в указанной части оставлено без изменения.
Не согласившись в решение налогового органа в указанной выше части, общество обжаловано его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На территории Тверской области в развитие данной нормы НК РФ принят Закон N 75-ЗО.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 75-ЗО (в редакции Закона Тверской области от 14.07.2003) уплачивают налог в размере 30 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным статьей 1 настоящего Закона, налогоплательщики - юридические лица, выполняющие согласно перечню, утверждаемому администрацией Тверской области, мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа для ВС РФ при условии направления высвободившихся средств на содержание этих автоколонн.
Из буквального толкования указанной нормы областного закона следует, что льгота по уплате транспортного налога предоставлена именно налогоплательщику, выполняющему мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа для ВС РФ. В ней не содержится положения о применении льготы только при исчислении налога в отношении транспортных средств, направляемых на содержание вышеуказанных автоколонн.
Факт выполнения мобилизационного задания и направления высвободившихся средств на содержание автоколонны не оспаривается налоговым органом и подтверждается материалами дела.
Из письма Военного комиссариата Тверской области от 07.07.2007 следует, что ОАО "Тверской экскаватор" включено в число организаций, утвержденных выполнять мобилизационное задание по формированию и содержанию автоколонн войскового типа (том 1, лист 129), утвержден список машин и водителей общества, отобранных для в/ч 53956 (том 1, листы 122-128).
Ссылка налогового органа на Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности" была оценена судом первой инстанции.
Как правильно указал суд в своем решении, названный Указ не регламентирует порядок налогообложения и не устанавливает ограничений для него. Он принят в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Довод налогового органа о том, что законом субъекта федерации не допускается определения объекта налогообложения, а в данном случае таковым является транспортное средство, не принимается апелляционной коллегией, поскольку как уже было указано выше, в силу статьи 356 НК РФ транспортный налог вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации конструкция пункта 1 статьи 3 Закона N 75-ЗО не содержит оговорки о том, что льготированию подлежит налог, исчисленный только с автомашин, вошедших в состав автоколонны войскового типа ВС РФ.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, в силу пунктов 6 и 7 статьи 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Выводы суда, изложенные в решении от 24.02.2011, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 февраля 2011 года по делу N А66-11875/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11875/2010
Истец: ОАО "Тверской экскаватор"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области, Межрайонная ИФНС России N 10 по Тверской области