г. Хабаровск
04 мая 2011 г. |
N 06АП-1487/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром Лидер" (ИНН 2721159947,ОГРН 1082721005872): Чумаков А.С., представитель по доверенности от 11.01.2011 N Ю-9/01;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Маковееев Д.И. - представитель по доверенности от 19.08.2010 N 7-15/2873;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамент Росприроднадзора по ДФОДепартамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 21.03.2011
по делу N А73-561/2011
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Мильчиной И.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром Лидер"
об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 07.12.2010 N 9/08-416
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальлеспром Лидер" (далее - ООО "ДЛП Лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 07.12.2010 N 9/08-416 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 21.03.2011 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и признать законным постановление административного органа о привлечении общества к ответственности.
По мнению Департамента, судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что Федеральным законом от 24.06.1988 N 89 "Об отходах производства и потребления" не предусмотрен вид деятельности "складирование отходов". Заявитель жалобы считает ошибочными выводы суда о необходимости наличия лицензии на всю деятельность по обращению с отходами, что ООО "ДЛП Лидер" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Ссылаясь на положения пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Департамент указывает, что лицензия на деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности не требуется. По мнению заявителя жалобы, административным органом доказан факт нарушения обществом требований законодательства при обращении с отходами.
ООО "ДЛП Лидер" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также отсутствие в деле доказательств, подтверждающих осуществление обществом деятельности по обращению с отходами и совершение им вменяемого правонарушения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента и общества доводы жалобы и отзыва на нее поддержали в полном объеме.
Из материалов дела видно, что 29.11.2010 в Де-Кастринский ТПМ ОВД по Ульчскому муниципальному району поступило сообщение о нарушении требований экологического законодательства ООО "ДЛП Лидер".
По данному факту прокуратурой Ульчского района проведена проверка. Установлено, что общество произвело складирование отходов (снег, древесная кора, древесная щепа) на участке местности, расположенном в 600 метрах на запад от ул. Бошняка, 1 "в" п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, в 100 метрах с правой стороны от автодороги "Селехино - г. Николаевск-на-Амуре", в районе водного объекта залива "Чихачева", расположенного на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района. Данный участок местности является водоохраной зоной водного объекта морской акватории лагуны Сомон залива Чихачева.
По результатам проверки 17.12.2010 прокурором Ульчского района в отношении общества в присутствии его законного представителя вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела переданы на рассмотрение по существу в Департамент.
Посчитав, что обществом нарушены требования законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами, установленные статьями 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Департаментом 27.12.2010 вынесено постановление N 9/08 о назначении ООО "ДЛП Лидер" административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по статье 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, посчитал не доказанным факт осуществления обществом деятельности по складированию и размещению отходов производства в том значении, которое указано в статье 8.2 КоАП РФ, статье 1 Закона об отходах и недоказанности того, что общество является субъектом ответственности по данному правонарушению. Также судом указано, что Законом об отходах не предусмотрен такой вид деятельности при обращении с отходами как их складирование.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Экологические требования при обращении с отходами производства и потребления закреплены в статье 51 Закона об охране окружающей среды и главе III Закона об отходах производства и потребления.
Согласно статье 51 Закона об охране окружающей среды запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В статье 1 Закона об отходах производства и потребления содержится перечень основных понятий, используемых в данном Законе, в том числе: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Из содержания названной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
В силу статьи 4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и других объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Между тем, из постановления о привлечении к административной ответственности от 07.12.2010 N 9/08-416 не усматривается, что обществом осуществляется деятельность, связанная с обращением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
Перечень отходов, образующиеся в ходе производства и потребления, и класс их опасности определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Департаментом не доказан факт осуществления ООО "ДЛП Лидер" деятельности по складированию и размещению отходов производства в том значении, которое указано в статье 8.2. КоАП РФ и статье 1 Закона об отходах, соответственно не доказано, что общество является субъектом ответственности по правонарушению и наличие в действиях ООО "ДЛП Лидер" состава вменяемого ему административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление от 27.12.2010 N 9/08 о назначении обществу административного наказания.
Данный вывод соответствует нормам права и материалам дела.
В апелляционной жалобе Департамент со ссылкой на статью 1 Закона об отходах производства и потребления оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что данным законом не предусмотрен такой вид деятельности, как "складирование отходов".
Статьей 1 указанного Закона к основным понятиям отнесено и "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.
Временное складирование отходов, исходя из положений указанной нормы Закона, должно осуществляться в специально обустроенном месте, предназначенном исключительно для осуществления специализированной деятельности по обращению отходов.
Согласно пункту 5.31 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001, на который в апелляционной жалобе ссылается Департамент, под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
Между тем, доказательств осуществления обществом деятельности по накоплению отходов или временному складированию отходов в специально обустроенных местах, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки, Департаментом не представлено.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемый вывод суда первой инстанции не повлек принятия незаконного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2011 по делу N А73-561/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-561/2011
Истец: ООО "Дальлеспром лидер"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу, Отдел по надзору на море по Хабаровскому краю Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7255/11
05.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7255/11
08.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7255/11
27.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7255/11
04.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1487/11