город Ростов-на-Дону |
дело N А32-36621/2009 |
03 мая 2011 г. |
15АП-1348/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Веселого В.А.: представителя Поповой В.А. (доверенность от 09.10.2009),
от третьих лиц:
от Хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска поселка Дагомыс: представителя Вайткевичуса В. А. (доверенность от 20.08.2010), представителя Свиридова И.И. (доверенность от 02.07.2010), представителя Михайленко О.В. (доверенность от 12.04.2011),
от ООО "Илиос": представителя Поповой В.А. (доверенность от 03.10.2009),
от ИП Спиридонова О.Н.: представителя Поповой В.А. (доверенность от 04.12.2009 - т. 2, л.д. 106),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска поселка Дагомыс
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25 декабря 2010 года по делу N А32-36621/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Веселого Вадима Адольфовича (ОГРН 309236603500057)
к администрации города-курорта Сочи, федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска поселка Дагомыс, общества с ограниченной ответственностью "Илиос", индивидуального предпринимателя Спиридонова Одиссея Николаевича, ДПС УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю,
о признании недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, снятии с кадастрового учета земельного участка,
принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Веселый Вадим Адольфович (далее - ИП Веселый В.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи о признании недействительным постановления главы города Сочи от 24.10.2007 N 1212, а также об обязании администрации города Сочи устранить препятствия в праве пользования зданием колбасного цеха, лит. А, общей площадью 121,5 кв.м., расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Гайдара, 3, строение 1, и земельным участком площадью 190 кв.м., кадастровый номер 23:49:0125017:178.
Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Постановлением главы города Сочи от 24.10.2007 N 1212 согласовано место размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара в Лазаревском районе г. Сочи, утвержден проект границ земельного участка площадью 4300 кв.м., образованного из части участка государственной собственности, расположенного в квартале с кадастровым номером 23:49:01 25 017. Предпринимателю с 2004 года принадлежит здание колбасного цеха общей площадью 121,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Гайдара, 3, строение 1. В июле 2009 года предпринимателю стало известно, что на расстоянии одного метра от стен здания колбасного цеха проходят границы земельного участка, выделяемого Хуторскому казачьему обществу Кубанского казачьего войска п. Дагомыс. Действия администрации г. Сочи по межеванию и последующему предоставлению обществу спорного земельного участка нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, лишают возможности использовать здание и арендуемый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:178.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Хуторское казачье общество Кубанского казачьего войска поселка Дагомыс (далее - казачье общество), общество с ограниченной ответственностью "Илиос" (далее - ООО "Илиос"), индивидуальный предприниматель Спиридонов Одиссей Николаевич, а также ДПС УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю.
ИП Веселый В.А. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет требований и просил признать недействительным постановления главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212 "О предварительном согласовании места размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара в Лазаревском районе города Сочи", а также обязать территориальный отдел по г. Сочи Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182 путем внесения записей в Единый государственный реестр земель о прекращении существования земельного участка, сформированного на основании постановления главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212.
Уточненные требования мотивированы тем, что акт выбора спорного земельного участка 2003 года и проект его границ утверждены постановлением главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212, то есть через четыре года после их оформления; на земельном участке, согласованном казачьему обществу, оказалась подъездная дорога к зданию истца с ул. Гайдара, существующая более 15 лет, проект границ спорного земельного участка оформлен для размещения рынка "Казачий", а постановление от 24.10.2007 N 1212 согласовывает размещение другого объекта - культурно-торгового центра "Казачий" (т. 1, л.д. 87-89).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010, в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Арбитражный суд кассационной инстанции указал на следующие обстоятельства, оставшиеся невыясненными при рассмотрении дела. Проект границ земельного участка и акт выбора земельного участка казачьему обществу утвержден с указанием площади 4300 кв.м., в то же время в кадастровый паспорт земельного участка внесена площадь 4003 кв.м., в акте контроля и приемки объекта землеустройства от 22.12.2008 указано, что вычисленные площади земельного участка не соответствуют площади, внесенной в правоустанавливающий документ. Суды не выяснили, на каком праве находится земельный участок под строениями предпринимателей, выделен ли он в проекте межевания с учетом территории, необходимой для использования колбасного цеха и продовольственного магазина в производственной деятельности (наличие прохода, подъезда). Имеются противоречивые данные в назначении объекта: в проекте границ земельного участка указан рынок "Казачий", а в акте выбора земельного участка зафиксирован культурно-развлекательный центр "Казачий". При новом рассмотрении дела необходимо выяснить, какая площадь земельного участка выделена обществу - 4300 кв.м. согласно обжалуемому постановлению или 4003 кв.м., а также установить, создает ли препятствия заявителям жалобы в использовании принадлежащих им строений выделенный казачьему обществу земельный участок, имеются ли наложения земельных участков.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2009 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Территориальный отдел по городу Сочи Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (т. 3, л.д. 48-50).
Определением суда от 21.10.2010 произведена замена второго заинтересованного лица - Территориального отдела по городу Сочи Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю (т. 3, л.д. 82-84).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2010 года постановление главы города Сочи от 24.10.2007 N 1212 "О предварительном согласовании места размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара (в районе здания магазина хозтоваров) в Лазаревском районе города Сочи" признано недействительным. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю обязано снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:01:25017:182.
Суд первой инстанции указал, что предварительное согласование места размещения объекта является этапом предоставления земельных участков для строительства, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, возможна корректировка площади земельного участка, предоставляемого для строительства, по сравнению с проектом границ земельного участка, утвержденным при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Фактическая площадь выделяемого земельного участка 4003,36 кв.м., на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 4003 кв.м. В газете "Новости Сочи" N 208 от 01.11.2007 администрация города Сочи сообщила о предоставлении земельного участка площадью 4300 кв.м. для строительства культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара, 3, строение 1, в Лазаревском районе г. Сочи. Земельный участок под зданием колбасного цеха общей площадью 190 кв.м. поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 23:49:0125017:1000 (:А), права на указанный участок не оформлены. Границы земельного участка ИП Веселого В.А. налагаются на границы участка казачьего общества, 127 кв.м. участка ИП Веселого В.А. предоставляются из территории казачьего общества. На земельном участке, согласованном для строительства культурно-торгового центра "Казачий", расположены два строения - колбасный цех, принадлежащий ИП Веселому В.А., и продовольственный магазин, принадлежащий ИП Спиридонову О.Н. Территория, необходимая для использования колбасного цеха и продовольственного магазина в производственной деятельности (наличие прохода, проезда), при межевании земельного участка казачьему обществу не учтена.
Не согласившись с указанным решением, казачье общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.
Судом первой инстанции не применен пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающий трехмесячный срок на обжалование ненормативного правового акта. Предприниматель знал о прохождении границ выделяемого ему земельного участка по территории земель казачьего общества с 2004 года. Земельный участок предпринимателя проектировался более чем через год после того, как уже был запроектирован земельный участок казачьему обществу под размещение культурно-торгового центра "Казачий". Казачье общество не давало своего согласия на формирование земельного участка предпринимателя с использованием части территории земельного участка, согласованного казачьему обществу. После постановки на кадастровый учет земельного участка, предоставленного казачьему обществу, наложение земельных участков отсутствует. В постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу указано, что объекты ИП Веселого В.А. и Спиридонова О.Н. находятся за пределами границ спорного земельного участка, что суд первой инстанции не учел. Дорога к зданию колбасного цеха не предусмотрена какими-либо документами в сфере градостроительства и планирования территории города, проложена самовольно. На момент согласования проекта границ земельного участка, выделяемого казачьему обществу, ИП Веселый В.А. не являлся смежным землепользователем.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Веселый В.А., ООО "Илиос" и Спиридонов О.Н. доводы жалобы не признали, просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители казачьего общества доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, в иске отказать. Представитель ИП Веселого В.А., ООО "Илиос" и ИП Спиридонова О.Н. доводы жалобы не признал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, результаты выбора участка незастроенной территории города Сочи для проектирования культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара были оформлены актом выбора земельного участка, произведенного по заявлению Хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска п. Дагомыс. Выбранный земельный участок ориентировочной резервируемой площадью 4300 кв.м. был ограничен с севера - местным проездом с ул. Гайдара, с востока - ул. Гайдара, с юга - городскими землями, с запада - землями "Агропромэнерго" (т. 1, л.д. 126-127).
В проекте границ земельного участка рынка "Казачий" по ул. Гайдара в п. Дагомыс Лазаревского района г. Сочи для Хуторского казачьего общества, согласованном главным архитектором города Сочи (10.07.2003) и руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи (09.07.2003), в числе смежных землепользователей формируемого земельного участка по его южной границе было указано ООО "Илиос" (т. 1, л.д. 40 - 41).
Согласно акту установления и согласования границ земельного участка, утвержденному 21.05.2003 руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи, отвод земельного участка на площади 4300 кв.м. под объект - рынок "Казачий" по ул. Гайдара, п. Дагомыс в г. Сочи, произведен на основании заключения департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19.12.2002 N 09/12-15269, с согласия смежных землепользователей - ООО "Илиос" и ООО "Сочиэлектросвязь". Из чертежа границ земельного участка, отвод которого был произведен 17.04.2003, следует, что земельный участок площадью 4300 кв.м. граничит с городскими землями, а также с земельными участками ООО "Илиос" и ООО "Сочиэлектросвязь" (т. 1, л.д. 59-60).
Право собственности ИП Веселого В.А. на здание колбасного цеха, лит. А, общей площадью 121,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Гайдара, условный номер 23:49:10.2003-15, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.05.2004 (запись регистрации 23-01.46-5.2004-338) на основании договора купли-продажи от 25.03.2004 (свидетельство о государственной регистрации права серия 23-АБ N 269230 - т. 1, л.д. 15).
Проект границ земельного участка Веселого В.А. при существующем здании колбасного цеха, лит. А, по ул. Гайдара, 3, строение 1 в Лазаревском районе г. Сочи, выполненный по заказу Веселого В.А., согласован 23.12.2004 руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству, 21.03.2005 - главным архитектором г. Сочи, границы планируемого земельного участка нанесены на дежурный план города 30.06.2005. В разделе "технико-экономические показатели" проекта границ земельного участка Веселого В.А. указано, что общая площадь участка в проектируемых границах составляет 190 кв.м., при этом 127 кв.м. площади предоставляется из территории Лазаревского общества Кубанских казаков, 63 кв.м. - из городской земли (т. 1, л.д. 108).
Таким образом, казачье общество инициировало процедуру выбора земельного участка с целью его дальнейшего предоставления для строительства ранее ИП Веселого В.А. При этом ИП Веселый В.А. не предоставил доказательств того, что при установлении в 2003 году границ земельного участка, испрашиваемого казачьим обществом, были нарушены права и законные интересы правопредшественника ИП Веселого В.А. - продавца здания колбасного цеха по договору купли-продажи от 25.03.2004. На момент проведения мероприятий по установлению и согласованию границ земельного участка первоначальной площадью 4300 кв.м. ИП Веселый В.А. не являлся смежным землепользователем, в связи с чем, его права и законные интересы действиями по определению местоположения земельного участка и предварительному установлению его границ не могли быть затронуты. Из материалов дела также не следует, что при установлении границ земельного участка для эксплуатации колбасного цеха ИП Веселому В.А. был отведен также участок для устройства дороги, связывающей здание колбасного цеха с улицей Гайдара, проходящей через территорию участка, отведенного казачьему обществу. В материалы дела также не представлены доказательства, свидетельствующие, что при определении проекта границ земельного участка при существующем здании колбасного цеха органы местного самоуправления должны были включить в границы указанного земельного участка также территорию, обеспечивающую проезд от колбасного цеха к ул. Гайдара и пролегающую через земли казачьего общества.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Постановлением главы города Сочи от 24.10.2007 N 1212 "О предварительном согласовании места размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара (в районе здания магазина хозтоваров) в Лазаревском районе города Сочи" на основании заявления казачьего общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара в Лазаревском районе города Сочи утверждены проект границ земельного участка площадью 4300 кв.м., в том числе 2800 кв.м. в охранной зоне инженерных коммуникаций, расположенного во второй зоне округа санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне Д-1, категория земель - земли населенных пунктов, образованного из части участка государственной собственности, расположенного в квартале с кадастровым номером 23:49:01 25 017, из городских земель, свободных от капитальной застройки, по ул. Гайдара (в районе здания магазина хозтоваров) в Лазаревском районе города Сочи; акт выбора земельного участка для размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара в Лазаревском районе г. Сочи. Указанным постановлением казачьему обществу предварительно согласовано место размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара (в районе здания магазина хозтоваров) в Лазаревском районе г. Сочи (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 постановления от 24.10.2007 N 1212 информация о предстоящем предоставлении земельного участка подлежала размещению в средствах массовой информации. Казачьему обществу поручалось выполнить работы по межеванию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет (т. 1, л.д. 109-111).
Сообщение администрации города Сочи о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 4300 кв.м. для строительства культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара (в районе здания магазина хозтоваров) в Лазаревском районе города Сочи опубликовано в газете "Новости Сочи" N 208 от 01.11.2007 (т. 4, л.д. 22).
Постановлением главы города Сочи от 09.09.2008 N 1001, принятым по заявлению Веселого В.А., утвержден проект границ земельного участка площадью 190 кв.м. по улице Гайдара, строение 1 в поселке в Лазаревском районе города Сочи, сформированного из состава земель государственной собственности с кадастровым номером 23:49:01 25 017:1000, занятого зданием колбасного цеха. Постановлением от 09.09.2008 N 1001 Веселому В.А. было поручено обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предложено обратиться с заявлением в администрацию города Сочи для получения права на земельный участок (т. 3, л.д. 44).
Как следует из кадастрового дела N 23:49:0125017:178 (зарегистрировано 25.11.2008 ФГУ "Земельная кадастровая палата" Краснодарского края), границы земельного участка, формируемого на основании постановления главы г. Сочи от 09.09.2008 N 1001, согласованы начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи. Сочинским отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю 25.11.2008 принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Лазаревский, п. Дагомыс, ул. Гайдара, 3, строение 1 (т. 3, л.д. 130-143).
Земельный участок площадью 190 кв.м., местоположение: г. Сочи, Лазаревский р-н, п. Дагомыс, ул. Гайдара, 3, строение 1, разрешенное использование - для эксплуатации здания колбасного цеха, поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 23:49:0125017:178, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 25.11.2008 (кадастровый паспорт от 28.11.2008 N 49/08-03-30481 - т. 1, л.д. 101-107).
В целях уточнения на местности и согласования со смежными землепользователями границ земельного участка ориентировочной площадью 4300 кв.м. ООО "Геоид" по заказу казачьего общества был разработан технический проект межевания земельного участка, утвержденный 10.12.2008 его заказчиком - казачьим обществом. Как следует из указанного проекта, ранее межевание земельного участка не проводилось, его площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании; смежные участки состоят на кадастровом учете. Из акта согласования границ земельного участка казачьего общества от 18.12.2008 и схемы его границ от 18.12.2008 усматривается, что смежными с предоставленным казачьему обществу земельным участком являются земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:45 (земли в ведении администрации), земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:153 (земельный участок ТОО фирма "Сочиэлектромонтаж"), а также земли в ведении администрации города Сочи, в том числе с южной стороны участка. При этом площадь земельного участка казачьего общества по результатам межевания составила 4003 кв.м. (т. 1, л.д. 152).
Как следует из землеустроительного дела по межеванию земельного участка казачьего общества, выполненного ООО "Геоид", земельный участок, согласованный казачьему обществу, на момент проведения землеустроительных работ на декларированном кадастровом учете не состоял, смежными земельными участками являются участки под номерами 23:49:0125017:45, 23:49:0125017:153, а также земли в ведении администрации города Сочи. Границы земельного участка казачьего общества согласованы смежными землепользователями 18.12.2008. Вычисленная площадь земельного участка составила 4003,36 кв.м., абсолютное расхождение между вычисленной площадью и площадью, указанной в правоустанавливающем документе, составило -296,64 кв.м., принятое окончательное значение площадей земельного участка - 4003 кв.м. (пояснительная записка к землеустроительному делу от 22.12.2008 - т. 1, л.д. 117-120).
Согласно материалам кадастрового дела N 23:49:0125017:182 (зарегистрировано Сочинским филиалом ФГУ "Земельная кадастровая палата" Краснодарского края 29.05.2009) площадь земельного участка с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182 составила 4003 кв.м., разрешенное использование - для размещения культурно-торгового центра "Казачий", смежными земельными участками по состоянию на 18.12.2008 являются земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:45, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:153, в остальной части земельный участок казачьего общества ограничен землями, находящимися в ведении администрации города Сочи. Земельный участок площадью 4003 кв.м. с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182 поставлен на кадастровый учет на основании решения Сочинского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 29.05.2009 N 49-р/09-24409 (т. 3, л.д. 94- 129).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка для размещения культурно-торгового центра "Казачий", кадастровый номер участка 23:19:01 25 017:182 внесен в государственный кадастр недвижимости 29.05.2009, площадь участка - 4003 кв.м. (т. 1, л.д. 42-44).
В письме от 15.12.2010 департамент имущественных отношений администрации города Сочи указал, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182 является муниципальной собственностью города Сочи и учтен в составе имущества муниципальной казны города, внесен в реестр муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности от 28.12.2009 (т. 4, л.д. 10-11, 13).
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:178 площадью 190 кв.м. также является собственностью муниципального образования город Сочи, право которого зарегистрировано в ЕГРП 26.02.2010 на основании Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ (свидетельство о государственной регистрации права от 27.02.2010 серия 23-АЖ N 459063).
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:01 25 017:182 и 23:49:0125017:178 находятся в муниципальной собственности администрации города Сочи.
Обратившись к администрации города Сочи и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю с требованием о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182, ИП Веселый В.А. не привел достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов формированием земельного участка с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182 и его постановкой на кадастровый учет как объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:01 25 017:182 и 23:49:0125017:178 не являются смежными, поскольку точки границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:178 не являются одновременно точками границами земельного участка с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182; между двумя данными участками имеется определенное расстояние, не позволяющее рассматривать эти участки как смежные (т. 3, л.д. 144, т. 1, л.д. 100). Наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:01 25 017:182 и 23:49:0125017:178 предпринимателем не доказано и из материалов дела не усматривается.
Из материалов дела также не следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182 был отведен по заявлению казачьего общества из земель, ранее отведенных или предоставленных ИП Веселому В.А. или его правопредшественнику - продавцу здания колбасного цеха. Наличие конкурирующих притязаний ИП Веселого В.А. в отношении земельного участка площадью 4300 кв.м., предварительно согласованного казачьему обществу под размещение культурно-торгового центра, не подтверждается, заинтересованность предпринимателя в формировании для его колбасного цеха земельного участка, включающего, в том числе, и территорию площадью 4300 кв.м., из материалов дела не усматривается.
В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предпринимателем не доказано, что для эксплуатации здания его колбасного цеха необходим земельный участок площадью 4300 кв.м. (уточненная площадь 4003 кв.м.), в отношении которого издано оспариваемое постановление от 24.10.2007 N 1212; из представленных в материалы дела доказательств также не следует, что предпринимателем в его производственной деятельности или предыдущим собственником здания колбасного цеха фактически использовалась территория площадью 4300 кв.м., из которой был впоследствии сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:19:01 25 017:182.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (вступил в силу 01.03.2008, далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Между тем в период проведения в декабре 2008 года на основании постановления главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212 кадастровых работ в отношении земельного участка ориентировочной площадью 4300 кв.м. ИП Веселый В.А. не обладал на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:178 правом собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Постановление администрации г. Сочи от 18.11.2010 N 1830 о предоставлении Веселому В.А. в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 190 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0125017:178 с разрешенным использованием - колбасный цех предоставлено апелляционному суду; иных сведений о праве ИП Веселого В.А. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:178 суду предоставлено не было. Доказательства прав предыдущего собственника здания колбасного цеха в отношении земельного участка, используемого для размещения и эксплуатации колбасного цеха, в материалах дела также отсутствуют.
Таким образом, ИП Веселый В.А. не являлся тем лицом, с которым необходимо было проводить согласование местоположения границ земельного участка, предоставленного для размещения культурно-торгового центра "Казачий" постановлением от 24.10.2007 N 1212. Факт размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0125017:178 здания колбасного цеха, принадлежащего ИП Веселому В.А. на праве собственности, а также постановка земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:178 на кадастровый учет до проведения кадастровых работ в отношении земельного участка площадью 4300 кв.м., предварительно согласованного казачьему обществу, не означают, что согласование границ формируемого казачьему обществу земельного участка должно было производиться с участием ИП Веселого В.А.
При таких обстоятельствах предпринимателем не доказано нарушение его прав и законных интересов при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка площадью 4003 кв.м., поставленного на кадастровый учет 29.05.2009 под кадастровым номером 23:49:0125017:182.
Доводы предпринимателя об утрате подъездной дороги к зданию колбасного цеха в результате согласования казачьему обществу постановлением от 24.10.2007 N 1212 земельного участка площадью 4300 кв.м. и его последующей постановки на кадастровый учет апелляционным судом отклоняются.
Как следует из плана границ земельного участка - проекта корректировки границ земельного участка по ул. Гайдара, 3 в пос. Дагомыс Лазаревского района г. Сочи, подготовленного по заказу ООО "Илиос" в 2008 году, рядом со зданием колбасного цеха проходит проезд (т. 1, л.д. 29). Наличие подъездной дороги, связывающей здание колбасного цеха с ул. Гайдара, усматривается также из проекта границ земельного участка Веселого В.А. при существующем здании колбасного цеха, согласованного 23.12.2004 руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи (т. 1, л.д. 108, т. 3, л.д. 29). Между тем указанный выезд на ул. Гайдара в проектируемые границы земельного участка ИП Веселого В.А. включен не был. Обратившись в администрацию г. Сочи с заявлением о выдаче правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 190 кв.м. для обеспечения эксплуатации здания колбасного цеха, предприниматель тем самым подтвердил свое согласие с проектом границ земельного участка площадью 190 кв.м., впоследствии утвержденным постановлением главы г. Сочи от 09.09.2008 N 1001 (т. 3, л.д. 44).
Предпринимателем не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о нарушении при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка площадью 190 кв.м. норм землеотвода для эксплуатации колбасного цеха, правил землепользования и застройки, градостроительной документации (часть 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела не следует, что часть земельного участка ориентировочной площадью 4300 кв.м., фактически используемая для выезда на ул. Гайдара, относится к землям общего пользования (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) или находится за пределами красных линий (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предпринимателем не представлены документы градостроительного планирования, из которых бы усматривалось наличие на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 проезда (выезда) на ул. Гайдара, примыкающего к зданию колбасного цеха.
Предпринимателем не доказано и из материалов дела не следует, что выезд на ул. Гайдара через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182 является для целей эксплуатации колбасного цеха единственно возможным.
Как следует из пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие на земельном участке проезда (выезда) на городскую улицу, обеспечивающего связь с ней соседнего земельного участка, не означает, что земельный участок, по территории которого проходит проезд (выезд), не может формироваться как самостоятельный объект недвижимости и предоставляться другому лицу на определенном праве. Сохранение проезда в таком случае должно обеспечиваться посредством обременения земельного участка сервитутом в той его части, которая используется для проезда или выезда.
Требования предпринимателя о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 явно несоразмерны, поскольку предполагают прекращение учета объекта недвижимости также и в той его части, в отношении которой у ИП Веселого В.А. отсутствуют какие-либо притязания.
Для обеспечения проезда через чужой земельный участок гражданским законодательством предусмотрены специальные средства защиты, не связанные с прекращением существования спорного земельного участка как объекта кадастрового учета.
С требованием об учете изменений спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 в целях исключения из него части территории, используемой для выезда на ул. Гайдара, предприниматель к собственнику спорного земельного участка - администрации г. Сочи не обратился.
При таких обстоятельствах избранный способ защиты не направлен на восстановление прав и законных интересов ИП Веселого В.А. как собственника здания колбасного цеха, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0125017:178, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2010 года по делу N А32-36621/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Веселого Вадима Адольфовича (ОГРН 309236603500057) в пользу Хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска поселка Дагомыс (ОГРН 1022302797670) 1 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36621/2009
Истец: Веселый В А, ИП Веселый Вадим Адольфович
Ответчик: Администрация города-курорта Сочи, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю
Третье лицо: Гр.Спиридонов О. Н., ДПС УГИБДД ГУВД по КК, ДПС УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю, ИП Спиридонов О. Н., ИП Спиридонов Одиссей Николаевич, ООО "Илиос", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, Хуторское казачье общ-во Кубан.казачьего воймка п. Дпгомыс, Хуторское Казачье общество Кубанского казачьего войска п. Дагомыс, Хуторское казачье общество п. Дагомыс Кубанского казачьего войска, Администрация МО г Сочи, Представитель Вайткевичус В. А., Представитель Попова В. А., ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ГОРОДУ СОЧИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13140/10
02.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4501/11
03.05.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1348/11
25.12.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36621/09
08.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13140/10
10.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-36621/2009
16.12.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36621/09