г. Хабаровск
12 мая 2011 г. |
N 06АП-1360/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.
при участии в заседании:
от Федерального бюджетного учреждения "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области": не явились;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области: Ткаченко Ольга Юрьевна, представитель по доверенности от 15.04.2011 N 17;
Красовский Станислав Евгеньевич, представитель по доверенности от 15.04.2011 N 16;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области"
на решение от 30.11.2010
по делу N А37-1763/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Комаровой Л.П.
по заявлению Федеральное бюджетное учреждение "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области"
к Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области
о признании незаконным и отмене постановления N 07023/10 от 23.08.2010 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - ФБУ "КП N 2 УФСИН по Магаданской области", Учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Магаданской области об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области (далее - Управление Россельхознадзора по Магаданской области, административный орган) от 23.08.2010 N 07023/10 о назначении административного наказания.
Решением суда от 30.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
ФБУ "КП N 2 УФСИН по Магаданской области" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, но представителей в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Представители административного органа отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения заместителя руководителя Управление Россельхознадзора по Магаданской области, административным органом в отношении учреждения проведена проверка соблюдения земельного законодательства по использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения с составным кадастровым номером 49:07:000000:19 (49:07:000001:471, 49:07:000001:472, 49:07:080101 21, 49:07:080101:11,49:07:080101:13, 49:07:000001:48, 49:07:080101:17), расположенных - Магаданская область, Хасынский район, с. Сплавная
Указанные земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 325 га, переданы учреждению в постоянное бессрочное пользование Постановлением главы администрации Хасынского округа города Магадана N 171 от 01.07.2002 для ведения сельскохозяйственного производства, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним АА N 053811 от 27 марта 2009 г.
Из 325 га заявителю предоставлено:
-60 га пашни под выращивание овощей и картофеля и 172 га пашни для производства кормов;
- 3 5 га под пастбище и 3 5 га под сенокосы;
- 9 га для размещения подсобных и хозяйственных построек и 16 га для размещения объектов производственного, социально-культурного и вспомогательного назначения, размещение спецконтингента и обслуживающего персонала.
В ходе проверки установлено, что: на земельном участке с кадастровым номером 49:07:000001:472 снят плодородный слой почвы (0,4 га); из переданного в постоянное бессрочное пользование 232 га пашни, из которых ориентировочно используется для выращивания картофеля - 14,5 га, а остальная часть пахотных земель заросла сорными растениями, частично используется под сенокошение. То есть выявлена трансформация более ценного сельскохозяйственного угодья - пашни в менее ценное - сенокос; часть земельных участков с кадастровыми номерами N 49:07:08010121 и N 49:07:000001:472 используется под складирование отходами производства и потребления, что привело к захламлению земельных участков, о чем составлен акт от 10.08.2010 N 72 (л.д. 8-10).
По данному факту Управлением Россельхознадзора по Магаданской области 10.08.2010 составлен протокол N 07023/10, а 23.08.2010 вынесено постановление по делу N 07023/10 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФБУ "КП N 2 УФСИН по Магаданской области" обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях сохранности земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки только в строгом соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 42 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" установлено, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения является обязательным соблюдение требований в части охраны окружающей среды, проведение мероприятий по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
В соответствии с межгосударственным стандартом "Земли. Термины и определения" ГОСТ 26640-85, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.1985 N 3453 под пашней понимается сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое для посевов сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары.
Согласно ГОСТу 16265-89 "Земледелие. Термины и определения" под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.
При этом рациональным использованием земель является обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами, что установлено ГОСТом 26640-85.
ГОСТом 26640-85 "Земли. Термины и определения" закреплено, что охрана земель включает комплекс организационно - хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Пашня является объектом производства сельскохозяйственной продукции, для возделывания которой предусматривается проведение ряда агрономических операций, складывающихся в определенный технологический процесс. Одним из основных звеньев которого является поверхностная обработка почвы, а также проведение ряда мероприятий, направленных на борьбу с сорной растительностью, так как выращивание сельскохозяйственных культур невозможно без уничтожения сорных растений.
Сорные растения (сорняки) - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество; благодаря хорошо развитой коневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений (ГОСТ 16265-89).
Вина учреждения выражается в невыполнении заявителем, законодательно установленных требований к использованию земель в соответствии с их целевым назначением, а также не проведением обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства, что повлекло к зарастанию пашни сорными растениями и в захламлении земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления.
Установленные нарушения, допущенные заявителем подтверждены материалами дела (протоколом об административном правонарушении, объяснениями заявителя, списком основных средств, кадастровыми выписками, кадастровым паспортом земель, материалами фотосъёмки (л.д. 85-90, 97-127).
Таким образом, административным органом правомерно сделан вывод о допущенном заявителем административном правонарушении, состав которого установлен и доказан материалами дела.
Таким образом, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления N 07023/10 от 23 августа 2010 года.
Наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. определено административным органом в пределах санкции, установленной частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в минимальном размере.
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
По совокупности выявленных нарушений, негативных последствий, вызванных порчей земель сельскохозяйственного назначения и представленных в дело доказательств, суд не находит правовых оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 30.11.2010 по делу N А37-1763/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1763/2010
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", ФКУ "Колония-поселение N 2 УФСИН России по Магаданской области"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по МО, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области