г. Чита |
дело N А78-7417/2010 |
17 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года
председательствующего судьи Стрелкова А.В.,
судей Даровских К.Н., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 февраля 2011 года по делу N А78-7417/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" к Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края и муниципальному образованию городскому поселению "Забайкальское" о взыскании 29 260 117,68 руб., третье лицо - Региональная служба по тарифам Забайкальского края (суд первой инстанции: судья Стремецкая Т.Ф.),
с участием в судебном заседании представителей:
от истца - Федотова И.А., доверенность от 15.09.2010, Ивановой С.В., доверенность от 15.01.2011
от ответчика Забайкальского края - не явился,
от ответчика Министерства финансов Забайкальского края - Гудковой Н.Г., доверенность N 10 от 16.01.2009,
от ответчика Муниципального образования Городского поселения "Забайкальское" - Чипизубовой А.С., доверенность от 04.04.2011,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам - не явился,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (ООО "Коммунальник", истец, ИНН 7536004377, ОГРН 1087536002498) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к муниципальному образованию Городскому поселению "Забайкальское" в лице Администрации городского поселения "Забайкальское", Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании 29 260 117,68 руб. убытков, возникших в результате оказания истцом в период с 01.05.2008 по 01.07.2010 городскому поселению "Забайкальское" услуг по водоотведению по ценам, не покрывающим реальные затраты общества.
Определением суда от 20.12.2010 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Забайкальский край, Министерство финансов Забайкальского края (Минфин) и муниципальное образование городское поселение "Забайкальское", к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Региональная служба по тарифам Забайкальского края (РСТ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд пришёл к выводу, что истцом не доказано наличие состав правонарушения в действиях ответчиков для наступления гражданско-правовой ответственности.
Принятый судебный акт ООО "Коммунальник" обжаловало в апелляционном порядке, просило его, как незаконный и необоснованный, отменить. Полагает, что установленный уровень тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения не позволяет даже при 100% сборе денежных средств компенсировать затраты истца, связанные с его деятельностью по обеспечению услуг потребителей.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район принятый судебный акт находит законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Представитель ответчика Министерства финансов на жалобу возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Стороны и третье лицо о времени и месте заседания апелляционного суда извещены надлежащим образом, третье лицо своих представителей в суд не направило. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в суд представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав оспоренный судебный акт, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании такого вреда истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения судебного пристава-исполнителя и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов деликтной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктами 1, 6, 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В качестве одного из принципов, обозначенных в пункте 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является принцип регулирования тарифов и надбавок является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения и водоотведения являются установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры; установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса.
Из материалов дела следует, что 01.05.2008 между ООО "Коммунальник" (арендатором) и Администрацией городского поселения "Забайкальское" (арендодателем) заключен Договор N 2 аренды объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальной собственностью, по условиям которого арендодателем предоставлены арендатору за плату во временное пользование объекты водоснабжения и водоотведения для использования в целях бесперебойного и качественного водоснабжения потребителей городского поселения "Забайкальское", как единого административно-территориального образования.
ООО "Коммунальник" заключило договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями и с потребителями.
Порядок и механизм предоставления средств из бюджета городского поселения, либо субсидий из бюджета вышестоящего уровня для покрытия каких-либо затрат при оказании услуг водоснабжения и водоотведения между муниципальным образованием городское поселение "Забайкальское" и ООО "Коммунальник" не определялся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждён перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является органом исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия в области государственного регулирования тарифов.
Решениями Региональной службы по тарифам Читинской области для оказания ООО "Коммунальник" услуг по водоснабжению и водоотведению для потребителей городского поселения "Забайкальское" в спорный период были утверждены тарифы: на 2008 год решением РСТ Читинской области N 230 от 21.11.2007 и N 17 от 11.03.2008; на 2009 год решением РСТиЦ Забайкальского края N 209 от 20.11.2008; на 2010 год решением РСТиЦ Забайкальского края N 479 от 21.12.2009.
Утверждённые тарифы для ООО "Коммунальник" согласованы с городским поселением "Забайкальское".
Согласно частям 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
Государственное регулирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ, согласно которому основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 расчёт тарифов осуществляется исходя из производственных программ предприятия и финансовых потребностей для реализации данных программ.
Между тем, ООО "Коммунальник" для утверждения тарифов на оказание коммунальных услуг потребителям городского поселения "Забайкальск" в 2008 году не представило в РСТиЦ Забайкальского края своей производственной программы водоснабжения и водоотведения.
На 2009 и 2010 годы для утверждения тарифов ООО "Коммунальник" были представлены производственные программы на водоснабжение и водоотведение, которые не были согласованы с органами местного самоуправления.
На 2008 год РСТиЦ Забайкальского края был установлен для ООО "Коммунальник" тот же экономически обоснованный тариф, который был установлен на начало года для МП "Служба заказчика ЖКУ" на основании согласованной с городским поселением производственной программы водоснабжения и водоотведения.
На 2009 год ООО "Коммунальник" в РСТиЦ Забайкальского края была представлена производственная программа водоснабжения и водоотведения, не согласованная с городским поселением.
Поскольку РСТиЦ не располагала средними данными за последние три года по ООО "Коммунальник", то были приняты данные по расчётам потребителей с согласованной с городским поселением производственной программе на предыдущий год.
На 2010 год ООО "Коммунальник" в РСТиЦ Забайкальского края была представлена производственная программа водоснабжения и водоотведения, не согласованная с городским поселением, в связи с чем был утверждён тариф с учётом результатов 2009 года.
Решения РСТи Ц истцом, ООО "Коммунальник", в установленном законом порядке не обжаловались, а установленные тарифы им не оспаривались, поэтому должны применяться.
В спорный период брался один и тот же экономически обоснованный тариф, межтарифная разница отсутствует.
Выводы финансовой экспертизы фактических затрат на водоснабжение и водоотведение, выполненной Аудиторской фирмой "Байкалинвестаудит", в ходе которой выявлено, что фактические затраты ООО "Коммунальник" значительно превысили полученные доходы, - не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности ответчиков по статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о недоказанности истцом наличия состава правонарушения в действиях ответчиков, являющегося основанием для наступления гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса РФ, и обоснованно отказал в иске.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 февраля 2011 года по делу N А78-7417/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.В. Стрелков |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7417/2010
Истец: ООО "Коммунальник"
Ответчик: городское поселение "Забайкальское" в лице администрации городского поселения "Забайкальское", Администрация ГП "Забайкальское", Министерство финансов Забайкальского края
Третье лицо: Забайкальский край (Правительство Забайкальского края), Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16369/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16369/12
13.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3207/12
21.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-972/11
11.03.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7417/10
19.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3656/11
17.05.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-972/11