13 мая 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-6000/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарями судебного заседания Мазалецкой О.О. и Любишкиной О.А.,
при участии от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Карсаковой И.В. по доверенности от 06.04.2011 N 15, Акимова В.В. по доверенности от 15.09.2011 N 288, от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тверской области Лукиных Д.Ю. по доверенности от 13.01.2011, от общества с ограниченной ответственностью "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" Акопяна Э.А. по доверенности от 05.05.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2010 года по делу N А66-6000/20101 (судья Перкина В.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление) от 20.05.2010 N 6900/301/10-36163 об отказе в исправлении кадастровой ошибки и о возложении на управление обязанности внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300 309:0010, расположенного по адресу: город Тверь, ул. Освобождения, д. 201 (далее -спорный земельный участок), кадастровой стоимости исходя из отнесения указанного земельного участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". А также заявитель просил возложить на федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" Тверской области (далее - учреждение), привлеченное к участию в деле определением суда от 23 сентября 2010 года (том 1, листы 141-142), обязанность по внесению изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости исходя из отнесения указанного земельного участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Решением от 28 декабря 2010 года суд удовлетворил требования общества и признал недействительным оспариваемое решение управления, а также возложил на учреждение обязанность внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления в отношении спорного земельного участка кадастровый стоимости исходя из отнесения этого участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений, строений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". В удовлетворении остальной части требований заявителя судом отказано.
Управление и учреждение не согласились с данным судебным актом, поэтому обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просили отменить названное решение суда.
По мнению подателей жалоб, оснований для исправления кадастровой ошибки в сведениях, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в рассматриваемом случае не имеется. Управление ссылается на то, что каких-либо процедур и действий, связанных с изменением вида разрешенного использования спорного земельного участка, не производилось. Как указывает названный административный орган, изменение кадастровой стоимости этого участка связано исключительно с проведением процедуры актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, результаты которой утверждены постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" (далее - Постановление N 503-па).
Учреждение поддерживает доводы управления, ссылаясь при этом на то, что судом при рассмотрении дела не установлено и не выявлено, в каком документе допущена ошибка.
Общество считает доводы, приведенные управлением и учреждением, несостоятельными, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы, приведенные в жалобах, и письменные доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок в 1993 году предоставлен заявителю (его правопредшественнику - государственному предприятию "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов") в постоянное (бессрочное) пользование под объекты: административно-лабораторный корпус и стоянку спецтехники (том 1, лист 25).
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 14.03.2007 N 02-69/07-2-10017 кадастровая стоимость данного земельного участка на указанную дату составляла 2 629 694 руб. 90 коп. (том 1, лист 84). Постановлением N 503-па этот земельный участок отнесен к 7-й группе вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спора, культуры, искусства, религии) и определена его кадастровая стоимость в размере 32 293 687 руб. 83 коп.
Общество 20.03.2009 получило кадастровый паспорт земельного участка, в котором кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 32 293 687 руб. 83 коп.
По мнению заявителя, данный земельный участок не подлежит отнесению к 7-й группе вида разрешенного использования, неправильное отнесение названного участка к этому виду разрешенного использования повлекло неверное определение его кадастровой стоимости. Учитывая изложенное, общество 13.05.2010 обратилось в управление с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в части указания кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением от 20.05.2010 N 6900/301/10-36163 управление отказало заявителю в исправлении кадастровой ошибки, мотивируя это тем, что удельный показатель в отношении спорного земельного участка применен в соответствии с видом разрешенного использования этого участка: под административно-лабораторное здание, открытую стоянку спецтехники и контейнеров (том 1, лист 28).
Заявитель оспорил это решение управления в судебном порядке, а также просил возложить на указанный административный орган и на учреждение обязанность по исправлению ошибки, содержащейся в сведениях кадастрового учета данного участка.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управление неправомерно изменило разрешенное использование спорного земельного участка при отсутствии на то соответствующих документов, поскольку доказательств, подтверждающих соблюдение требований, закрепленных в части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), суду не предъявлено. При этом суд указал на то, что изменение вида разрешенного использования этого участка повлекло необоснованное увеличение его кадастровой стоимости.
Данные выводы суда, по мнению апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости и разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 2 статьи 16 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости, осуществляются, если иное не установлено этим Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 упомянутого Закона).
Из приведенных положений следует, что сведения о разрешенном использовании земельного участка (также в случае их изменения) вносятся на основании заявления (с приложением необходимых документов) в порядке, установленном статьей 22 Закона о кадастре, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 37 ГрК РФ, или на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка (также в случае их изменения) - на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Как следует из пояснений представителя управления и материалов дела, сведения об изменении разрешенного вида использования спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости не вносились, соответствующих заявления, документов органу кадастра предъявлено не было. Сведения об изменении кадастровой стоимости этого участка в государственный кадастр недвижимости внесены на основании Постановления N 503-па.
Так, в материалах дела имеется копия выписки из кадастрового паспорта названного земельного участка, в котором кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 32 293 687 руб. 83 коп., вид разрешенного использования значится "административно-лабораторный корпус и стоянку спецтехники", то есть тот, который был установлен в отношении спорного земельного участка в 1993 году (том 1, лист 85).
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается, однако общество считает, что при расчете кадастровой стоимости участка управление неправильно отнесло его к 7-й группе видов разрешенного использования.
Между тем этот довод заявителя в рассматриваемом случае не может быть принят судом.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила) на территории Тверской области в 2007 - 2008 гг. проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области. Результаты кадастровой оценки утверждены Постановлением N 503-па.
В результате проведенной кадастровой оценки спорный земельный участок, учтенный под номером 47248, по виду разрешенного использования отнесен к 7-й группе Типового перечня видов разрешенного использования, установленного в приложении N 2 к приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Типовой перечень), - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", кадастровая стоимость установлена в размере 32 293 687 руб. 83 коп.
Частью 4 статьи 15 Закона о кадастре, закрепляющей информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости, предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Данный документ в силу положений, установленных частью 3 статьи 16 названного Закона, является основанием для осуществления кадастрового учета изменения сведений, указанных в пункте 11 статьи 7 этого же Закона.
Согласно пунктам 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу приведенных положений сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка управление обоснованно внесло в государственный кадастр недвижимости на основании названного Постановления N 503-па, которое опубликовано в газете "Тверская жизнь" от 31.12.2008 N 240, от 31.01.2009 N 18 - 19 и вступило в силу с 01.01.2009.
По мнению апелляционной инстанции, правомерность данного вывода подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 21 сентября 2010 года N 7309/10 по делу N А46-9432/2009).
В рассматриваемом случае администрация Тверской области Постановлением N 503-па утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Твери в виде таблицы конкретных значений удельных показателей кадастровой стоимости земель применительно к земельному участку названного населенного пункта с указанием его адреса, кадастрового номера, площади, вида разрешенного использования земельного участка, определенного на основании Типового перечня, и его кадастровой стоимости.
Доводы заявителя о неправомерном отнесении спорного земельного участка к 7-й группе Типового перечня при расчете кадастровой стоимости этого участка, по мнению апелляционной коллегии, не подлежат оценке в рамках заявленных требований, поскольку, как усматривается в материалах дела, управлением и учреждением в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка: "административно-лабораторный корпус и стоянку спецтехники" на вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" не вносилось.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в порядке, установленном частью 4 статьи 15, частью 3 статьи 16 Закона о кадастре, на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего результаты государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости. Проверка законности названного акта не входит в предмет заявленных требований.
Следовательно, оснований полагать, что в рассматриваемом случае управлением допущена кадастровая ошибка, понятие которой закреплено в статье 28 Закона о кадастре и которая может быть исправлена названным административным органом, у апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные требования общества удовлетворению не подлежат. Обжалуемое судебное решение подлежит отмене на основании пункта 3 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2010 года по делу N А66-6000/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" отказать.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6000/2010
Истец: ОАО "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7618/11
11.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7618/11
11.01.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6000/10
26.10.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8045/12
07.09.2012 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7268/12
27.07.2012 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6000/10
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17580/11
20.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17580/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17580/11
12.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7618/11
13.05.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-907/11
07.02.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-686/11
28.12.2010 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-6000/10