Этапы выбора платформы для построения аналитической системы
В настоящее время руководители организаций все чаще принимают решение о внедрении аналитической системы. Основным стимулом к покупке систем данного класса является потребность руководителей в повышении оперативности и качества информационного обеспечения управления. Сегодня для решения подобных задач в российских организациях используют аналитическое программное обеспечение зарубежных производителей, такое, как Business Object, Cognos, SAS, Microstrategy, Hyperion Solutions, Microsoft, SAP, Oracle. Цель данной статьи заключается в том, чтобы помочь ответить на вопрос, какой именно продукт выбрать в каждом конкретном случае.
На первом этапе необходимо решить, кому и зачем нужна аналитическая система, т.е. сформировать функциональные требования, предъявляемые к ней. Как недостаточная, так и избыточная функциональность системы может значительно снизить полезный эффект от ее внедрения и существенно затруднить этот процесс, поэтому работы по определению оптимального набора инструментов и функций, которые будут выполняться системой, играют немаловажную роль.
Современные системы обладают широким набором инструментов, причем в разные платформы могут входить разные по своей функциональности инструменты, которые условно можно поделить на следующие группы:
для формирования готовых отчетов;
для запросов и проектирования новых отчетов;
аналитические (или многомерный анализ данных);
для исследования данных (или Data Mining).
Инструменты для формирования отчетов предназначены для подготовки форматированных отчетов по предопределенным шаблонам. Если необходимо изменить отчеты, то используются инструменты для запросов, позволяющие также исследовать базу данных в разных аспектах. Многомерный анализ данных представляет собой совокупность инструментов, обеспечивающих анализ данных по различным срезам с разной степенью детализации. При необходимости выявлять закономерности между различными значениями и прогнозировать их используется последняя группа инструментов Data Mining.
Каждый из перечисленных инструментов, с одной стороны, обладает, разной степенью глубины анализа, а с другой - предназначен для конкретной группы пользователей: высшего руководства, руководителей среднего звена, аналитиков и т.д., поэтому сбор и анализ функциональных требований должны происходить в разрезе типов потенциальных пользователей и их потребностей.
В качестве примеров для выявления требований потенциальных пользователей к системе можно привести следующие вопросы: существует ли необходимость постоянно формировать новые отчеты, как часто в отчеты добавляются автоматические вычисления и другие математические и статистические функции, существуют ли требования к визуализации данных в отчетах, нужны ли опции обновления данных и автоматическая рассылка отчетов, какие методы прогнозирования используются, какой уровень детализации анализа данных необходим и т.д.
После того как сформулированы требования к аналитической системе, следует сформулировать критерии, по которым будет оцениваться программное обеспечение. Выполнение всех функциональных требований недостаточно для выбора системы, необходимо также учесть требования по технической поддержке и локализации, стоимость и сроки внедрения.
Оценку функциональных требований нужно проводить в соответствии с требованиями пользователей. При оценке требований по технической поддержке и локализации следует рассмотреть следующие вопросы:
информация о компании (финансовая стабильность, сотрудники, время работы на российском рынке и т.д.);
партнерство (количество партнеров, опыт проектов выполненных партнерами и самостоятельно);
сопровождение (условия сопровождения, наличие службы поддержки и технической документации и т.д.);
обучение персонала (количество курсов, наличие русскоязычных обучающих материалов и т.д.).
Для сбора более точной информации программное обеспечение должно оцениваться не по открытым источникам, а на основе запросов непосредственно к его производителям.
Ввиду того, что необходимо выбрать конкретную аналитическую систему, анализ собранной информации по указанным критериям представляется недостаточным, чтобы сделать окончательный правильный выбор. В качестве следующего шага следует разработать небольшие макеты аналитических систем.
Перед началом разработки макетов должны быть готовы единые для всех программных платформ требования. Кроме того, необходимо также подготовить данные, на основании которых будет разрабатываться макет. Разработка и сравнительный анализ макетов позволят правильно оценить реализацию функциональных требований пользователей к системе, выбрать наиболее дружелюбный интерфейс.
Ключевую роль в изучении макетов должна сыграть оценка самих пользователей. При демонстрации макета системы им обычно предлагается анкета для заполнения (см. рисунок), в которой особое внимание уделено удобству интерфейса и простоте работы с системой.
N | Критерий оценки | Оценка соответствия критерию (от 1 до 10, 1 - не соответствует, 10 - наилучшее соответствие) |
||
ПО 1 | ... | ПО 2 | ||
Удобный пользовательский интерфейс | ||||
Простота формирования отчетов | ||||
Простота построения графических изображений | ||||
Легкость процесса изменения атрибутов отчета в необходимый формат |
||||
Удобное и понятное пользовательское меню | ||||
Быстродействие обработки запросов | ||||
... | ||||
Комментарии и общие впечатления: |
Немаловажным фактором является и трудоемкость реализации макета (через нее можно примерно оценить трудоемкость всего проекта).
В заключение следует отметить, что применение описанных рекомендаций может быть частичным. Но всегда важно помнить, что правильный выбор платформы позволит в будущем сосредоточиться только на процессах внедрения и максимально исключить работы по устранению ограничений используемого программного обеспечения.
О. Симаков,
руководитель отдела перспективного развития
Российского фонда федерального имущества
А. Ненахова,
руководитель проектов компании "Энвижн Груп"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71