г. Челябинск |
|
18 мая 2011 г. |
Дело N А76-24425/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Ивановой Н.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 марта 2011 г.. по делу N А76-24425/2010 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "ТеплоЭнергоРесурсы" - Мелехин А.В. (доверенность от 03.11.2010),
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 - Мелентьева Л.Н. (доверенность от 30.12.2010 N 35).
Закрытое акционерное общество "ТеплоЭнергоРесурсы" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ТЭР", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - ответчик, фонд) о признании незаконным бездействия по непринятию решения о выделении средств на выплату работнику Захаровой С.Ю. пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. по представленным 12.03.2010 документам, а также обязании фонда принять решение о выделении средств на выплату данному работнику пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - л.д.111).
Решением суда от 09.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в части обязания фонда принять решение о выделении ЗАО "ТЭР" средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом не учтено, что Захарова С.Ю. в расчетном периоде с 01.12.2008 по 30.11.2009 заработка не имела, так как находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, следовательно, при наступлении страхового случая (отпуск по беременности и родам) заработок не утратила, в связи с чем выделение средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. противоречит статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) и подпункту 1 пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- Закон N 255-ФЗ).
В судебном заседании представитель заявителя возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва.
Заявитель считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы ответчика подлежат отклонению, поскольку не основаны на фактических обстоятельствах дела и положениях законодательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, судебный акт пересматривается арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой ответчиком части.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, страхователь обратился в фонд с заявлением от 01.03.2010 о выделении средств на выплату Захаровой С.Ю. пособия по беременности и родам, произведенных обществом (л.д.20) в связи с предъявлением Захаровой С.Ю. листка нетрудоспособности (л.д. 21). Заявление направлено в адрес фонда по почте 12.03.2010, о чем свидетельствуют представленная в материалы дела копия описи вложения в ценное письмо, а также квитанция от 12.03.2010 о направлении почтовой корреспонденции (л.д.23, 32).
Указанное заявление получено фондом согласно оттиску штампа на заявлении о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию 18.03.2010 (л.д.40), однако решение о выделении либо об отказе в выделении средств на выплату работнику пособия по беременности и родам в установленный срок фондом не было принято.
Заявитель, полагая, что бездействие фонда по непринятию решения о выделении средств на выплату работнику пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. нарушает права и законные интересы страхователя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции при исследовании материалов дела не установил законных оснований для невынесения фондом решения о выделении либо об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, равно как и невозмещения задолженности в сумме 23 087 руб. 74 коп. по заявлению страхователя, в том числе при представлении им всех необходимых документов. В качестве способа устранения допущенных прав и законных интересов заявителя суд счел необходимым обязать фонд принять решение о выделении обществу средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп.
Выводы суда в обжалуемой части являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с обжалуемым решением суда в части обязания ответчика выделить обществу средства на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку на дату судебного заседания фондом в материалы дела не было представлено доказательств вынесения решения о выделении либо об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения при отсутствии надлежащих оснований для невынесения такого решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие фонда, выразившееся в непринятии такого решения, является незаконным, не соответствующим нормам Закона N 255-ФЗ.
В данной части решение суда первой инстанции ответчиком не обжалуется.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться наряду с указанием на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Обязание ответчика принять решение о выделении ЗАО "ТЭР" средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. вытекает из основного требования заявителя по делу, является восстановительной мерой, направленной на устранение допущенных фондом нарушений прав и законных интересов заявителя.
В уточненных требованиях от 01.03.2011 заявитель изложил указанное положение в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждено им в отзыве на апелляционную жалобу и пояснением представителя в настоящем судебном заседании. На принятие данной части решения именно в качестве способа устранения допущенных прав и законных интересов заявителя указано в мотивировочной части судебного акта.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение.
Среди основных принципов осуществления социального страхования в Российской Федерации статья 4 Закона N 165-ФЗ закрепляет всеобщий обязательный характер социального страхования и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Пунктом 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (с изменениями), установлено, что среди его основных задач является обеспечение гарантированного государством пособия по беременности и родам.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховым обеспечением) является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 3 Закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона N 165-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам относятся, в том числе пособие по беременности и родам. При этом право на пособие имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию (статья 6 Закона N 81-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Пунктом 5 данной статьи установлено, что для назначения и выплаты пособий в данном случае застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в предусмотренных форме и в порядке.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Захарова С.Ю. работает в ЗАО "ТЭР" с 19.11.2008 на постоянной основе в должности директора. В расчетном периоде, предшествующем страховому случаю (с 01.12.2008 по 30.11.2009), находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам.
В подтверждение заявленного требования выделить средства на выплату Захаровой С.Ю. пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. страхователем представлены: расчет по форме 4-ФСС РФ; расчет пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю. по листку нетрудоспособности ВФ 5733143 за расчетный период с 04.12.2009 по 22.04.2010; заявление от 01.03.2010 о назначении пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю.; заявление от 01.03.2010 о возмещении задолженности на 01.03.2010; больничный лист ВФ 5733143; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 г..; отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2010 г..; индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за полугодие 2010 г.. (л.д.81-110).
Расчет пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю. произведен заявителем исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Общая сумма пособия исчислена с учетом нахождения работника в отпуске по беременности и родам с 04.12.2009 по 22.04.2010.
Из содержания статей 11, 273 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором, как работником, регулируются нормами трудового права. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение статуса работника и работодателя в одном лице.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения, которые возникают в результате избрания или назначения на должность директора общества, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора, а потому в силу статей 255, 256 Трудового кодекса Российской Федерации директор как работник имеет право на выплату рассматриваемого пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.
Фонд не оспаривает работу Захаровой С.Ю. в должности директора общества, не отрицает наступление страхового случая, реальность и сумму понесенных обществом расходов по выплате рассматриваемого пособия. Полноту и достоверность представленного страхователем пакета документов фонд также не опроверг.
По мнению апеллянта, принятие решения о выделении средств ЗАО "ТЭР" на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. противоречит статье 1 Закона N 165-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ, поскольку в связи с наступлением страхового случая Захарова С.Ю. заработок не утратила, следовательно, не будет обеспечиваться такая цель законодательного регулирования выплаты данного вида социального пособия, как компенсация работнику утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая.
Между тем фонд не учитывает следующее.
Согласно статье 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Как определено пунктом 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Данной статьей Закона N 255-ФЗ предусмотрена процедура исчисления названного пособия.
Расчет пособия по беременности и родам Захаровой С.Ю. осуществлен страхователем исходя из минимального размера оплаты труда с учетом того, что Захарова С.Ю. в расчетный период находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в силу пункта 11.1 которого предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения). Застрахованным лицам, которым не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение), за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - исходя из минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
На основании статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Отпуск без сохранения заработной платы, предусмотренный статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно трудовому законодательству освобождением работника от работы не является.
Обществом расчет размера пособия произведен в соответствии с вышеназванными требованиями. В своих доводах фонд не учитывает, в частности, что в приводимой им норме права - подпункте 1 пункта 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ речь идет о компенсации не только утраченного заработка, но и дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. В любом случае позиция фонда не согласуется с указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Факт нахождения застрахованного лица в отпуске без сохранения заработной платы, размер исчисленного страхователем пособия по беременности и родам фондом ранее не оспаривались. Объективных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотребления обществом правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, фондом в материалы настоящего дела не представлено.
С учетом вышеизложенного решение суда в обжалуемой части является правильным. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит, решение суда в обжалуемой им части следует оставить без изменения.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 марта 2011 г.. по делу N А76-24425/2010 в части обязания принять решение о выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 23 087 руб. 74 коп. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24425/2010
Истец: ЗАО "ТеплоЭнергоРесурсы"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Челябинского филиала N 3, ГУ-Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Челябинского филиала N 3
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16949/11
16.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16949/11
01.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5339/2011
18.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4108/11