г. Челябинск |
|
16 мая 2011 г. |
Дело N А07-873/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2011 года по делу N А07-873/2011 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
В заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - Рахматуллина Н.Ф. (доверенность от 12.01.2011 N 06-08/00061);
государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" - Салимова Э.Р. (доверенность от 16.03.2011 N 64).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - заявитель, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Советскому району г. Уфы) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налогоплательщик, налоговый агент, ГУП "Башавтотранс") 6 471 357 руб., в том числе 5 805 354 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц и 666 003 руб. штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц.
Суд первой инстанции решением от 18.02.2011 по настоящему делу отказал Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на имеющее, по его мнению, место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, нарушение норм материального права при принятии решения. В частности, Инспекция ФНС России по Советскому району г. Уфы в апелляционной жалобе указывает на то, что у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, исходя из условий п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, в связи с чем, так как филиал ГУП "Башавтотранс" - Уфимское ПАТП N 3 состоит на учете в Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы, данный налоговый орган имеет полное право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм задолженности, при том условии, что доначисленные по филиалу ГУП "Башавтотранс" суммы отражены в карточке расчетов с бюджетом в налоговом органе по месту постановки на учет Уфимского ПАТП N 3 - филиала ГУП "Башавтотранс". Также по мнению налогового органа, судом первой инстанции не учтены нормы ч. ч. 5, 7 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ГУП "Башавтотранс" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ГУП "Башавтотранс" в частности указывает на то, что в данном случае у Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы отсутствует право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогового агента сумм пеней и налоговых санкций, исходя из условий п. 2 ст. 101.3 НК РФ, поскольку выездная налоговая проверка в отношении ГУП "Башавтотранс", в том числе относительно деятельности его филиалов, была проведена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная инспекция), и, именно данным налоговым органом государственному унитарному предприятию "Башавтотранс" Республики Башкортостан было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 5 ст. 69 Кодекса), - в связи с чем, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм задолженности, установленной по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, обладает, лишь Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан.
Определением от 19.04.2011 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 10.05.2011. При этом суд апелляционной инстанции руководствовался заявленным представителем налогового органа ходатайством об отложении судебного разбирательства в целях предоставления возможности представления дополнительных доказательств.
От Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд поступили документы, заявленные в качестве дополнительных доказательств, а именно, - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ГУП "Башавтотранс", устав ГУП "Башавтотранс", изменения в устав ГУП "Башавтотранс", решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении налогоплательщика - заинтересованного лица.
Представление на стадии апелляционного судопроизводства, дополнительных доказательств, налоговый орган мотивировал тем, что арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении спора не предложил Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы представить данные доказательства, необходимые для всестороннего рассмотрения спора.
Представителем налогового агента высказаны возражения против заявленного представителем налогового органа ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, - мотивированные неотносимостью представленных Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Уфы, документов, к предмету спора в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции, при наличии возражений со стороны представителя ГУП "Башавтотранс", ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств удовлетворил, исходя из условий ч. 5 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых, у арбитражного суда имеется обязанность по истребованию в самостоятельном порядке, по своей инициативе, доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - в случае непредставления соответствующих доказательств органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами.
В судебном заседании 10.05.2011 представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан была проведена выездная налоговая проверка государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан; по результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым в числе прочего, заявителю было предложено уплатить налог на доходы физических лиц, - неудержанный и неперечисленный налоговым агентом в бюджет, а также установлено наличие сумм удержанного, но неперечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп, ГУП "Башавтотранс" оспорило указанный выше ненормативный правовой акт, обратившись в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2009 по делу N А07-633/2009, требования, заявленные ГУП "Башавтотранс", удовлетворены: решение от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, было признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан требования ГУП "Башавтотранс" были удовлетворены частично, в том числе, в отношении признания недействительным решения налогового органа, касающегося доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 31 273 421 руб., начисления пеней по НДФЛ - в сумме 4 076 196 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафу 9 576 200 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, в соответствующей части постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
При этом определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2009 по делу N А07-633/2009, в рамках дела N А07-633/2009 арбитражным судом первой инстанции была принята обеспечительная мера в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп до вступления в законную силу решения по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-633/2009, суд апелляционной инстанции разъяснил постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009, указав следующее: "_арбитражный суд апелляционной инстанции разъясняет, что в соответствии с определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2009 о принятии обеспечительных мер действие решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан от 26.12.2008 N11-09/3443 дсп приостановлено до вступления решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу NА07-633/2009 в законную силу. В соответствии с ч. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Поскольку дата отмены обеспечительных мер указана в самом судебном акте - определении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2009 по делу N А07-633/2009 - то вынесение дополнительного определения об отмене обеспечительных мер не требуется_ 1. Датой вступления в законную силу постановления суда апелляционной инстанции считать дату его принятия (изготовления в полном объеме) - 06.11.2009. 2. Дата отмены обеспечительных мер установлена определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2009 по делу NА07-633/2009 и связана со вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2009 по делу NА07-633/2009".
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, государственному унитарному предприятию "Башавтотранс" Республики Башкортостан было выставлено требование N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, - которым Межрайонная инспекция предписывала заинтересованному лицу, уплатить доначисленные по решению от 26.12.2008 N11-09/3443дсп, суммы налогов, пеней и налоговых санкций (с учетом корректировки налоговых обязательств, по вступившему в законную силу постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан).
ГУП "Башавтотранс" оспорило в части (с учетом уточнения заявленных требований), выставленное Межрайонной инспекцией требование N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, обратившись с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2010 по делу N А07-350/2010 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным в части, требования N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, государственному унитарному предприятию "Башавтотранс" Республики Башкортостан, отказано. Суд первой инстанции при этом в резолютивной части решения от 02.06.2010 по делу N А07-3507/2010 указал на то, что обеспечительная мера, принятая определением суда от 03.03.2010 по данному делу в виде приостановления оспариваемого налогоплательщиком требования, отменяется по вступлению решения суда первой инстанции в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2010 по делу N А07-3507/2010 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 04.10.2010 N Ф09-3507/2010 оставил указанные судебные акты без изменения. При этом в постановлении от 04.10.2010 N Ф09-3507/2010 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в числе прочего отметил следующее: "Суды, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 8, 16, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое требование выставлено на основании положений налогового законодательства, соответствует достоверной обязанности налогоплательщика по уплате пени и штрафа по ст. 123 Кодекса, оспариваемое требование содержало распределение сумм в соответствии с бюджетной классификацией. Кроме того, достоверность и объективность содержащихся в требовании сумм подтверждается тем, что оно выставлено во исполнение, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан решения о привлечении к налоговой ответственности от 26.12.2008 N 11-09/3443, принятого на основании акта выездной налоговой проверки от 20.11.2008 N 119, законность которых проверена Арбитражным судом Республики Башкортостан при рассмотрении дела N А07-633/2009. Судом также отмечено, что контррасчет либо возражения относительно расчета налоговых обязательств, выполненных инспекцией, обществом не заявлены, следовательно, доказательств, подтверждающих нарушение прав общества, в материалах дела не имеется".
Суд первой инстанции, отказывая Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у данного налогового органа отсутствует право на обращение в суд с заявлением о взыскании с ГУП "Башавтотранс" пеней и налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц, - сославшись на п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). При этом суд первой инстанции указал на то, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа не выставлялось Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Уфы, государственному унитарному предприятию "Башавтотранс" Республики Башкортостан, а, выставление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан требования N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, не порождает у Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы права на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением, "Следовательно, налоговым органом не выполнены требования законодательства о налогах и сборах, в силу чего ответчик не имеет возможности проверить правильность начисления пеней и штрафов по праву и размеру". Также арбитражный суд первой инстанции указал на то, что правом на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением обладает налоговый орган "по месту постановки на учет головной организации" (то есть, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан), в связи с чем, установление задолженности по пеням и налоговым санкциям по филиалу ГУП "Башавтотранс", расположенному на территории Советского района г. Уфы, и состоящем на учете в Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы не имеет значения.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
В силу условий п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 46 Кодекса установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового орган на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявлением может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу условий п. п. 9, 10 ст. 46 НК РФ, положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также при взыскании сборов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как отмечено выше, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2010 по делу N А07-3507/2010 ГУП "Башавтотранс" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным требования N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, выставленного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан. Данный судебный акт оставлен без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010, следовательно, принятая Арбитражным судом Республики Башкортостан в рамках дела N А07-3507/2010 обеспечительная мера прекратила свое действие 20.07.2010, соответственно, именно с указанной даты следует исчислять срок для вынесения решения о взыскании, предусмотренного ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данное, в свою очередь подтверждено постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.03.2011 N Ф09-1295/11-С3.
Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Уфы не были вынесены решения о взыскании в отношении ГУП "Башавтотранс" (по обязанностям налогового агента, вытекающим из деятельности его филиала - Уфимского ПАТП N 3), в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ срок; в то же время, с соответствующим заявлением налоговый орган обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан 20.01.2011, что подтверждается входящим штампом регистрации Арбитражного суда Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 3), - то есть, в пределах установленного шестимесячного срока для обращения в арбитражный суд согласно п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы ГУП "Башавотранс" о том, что в данной ситуации у Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы отсутствует право на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно приложению N 1 к уставу ГУП "Башавтотранс", а также изменениям в устав ГУП "Башавтотранс", выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ГУП "Башавтотранс", в состав государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан, входит в числе прочих, филиал - Уфимское пассажирское автотранспортное предприятие N 3, расположенный по адресу: 450059, г. Уфа, ул. Б. Гражданская, 22.
Лицами, участвующими в деле, при этом не отрицается, что филиал ГУП "Башавтотранс" - Уфимское пассажирское автотранспортное предприятие N 3, состоит на учете в Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы
Из содержания пп. 8 п. 3.1 резолютивной части решения от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан следует, что ГУП "Башавтотранс" предлагалось уплатить 79 529 529 руб. налога на доходы физических лиц - неудержанного и неперечисленного налоговым агентом, в том числе по филиалу УПАП-3 - 8 483 401 руб.
Согласно пп. 9 п. 3.1 резолютивной части решения от 26.12.2008 N 11-09/3443 ДСП, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан следует, что в ходе проведенной выездной налоговой проверки ГУП "Башавтотранс" установлен факт неперечисления удержанного НДФЛ в общей сумме 53 416 855 руб., в том числе по филиалу УПАП-3 - 21 789 560 руб.
Законность требования N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, выставленного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан при этом, как отмечено выше, уже являлась предметом рассмотрения Арбитражным судом Республики Башкортостан, Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, Федеральным арбитражным судом Уральского округа.
Действительно, в силу условий п. 3 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц отнесен к числу федеральных налогов.
Между тем, тот факт, что налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, сам по себе не означает, что данный налог уплачивается в полном объеме в доход федерального бюджета.
В данном случае следует исходить из того, что налоговые доходы от федеральных налогов (в том числе от налога на доходы физических лиц) подлежат зачислению, как в бюджеты субъектов Российской Федерации, так и в бюджеты поселений (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Данная норма закона сформулирована четко, и исключает возможность ее двоякого толкования.
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Приказом ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ утвержден Перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы, на которые возлагаются полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к которым в числе прочих отнесены, как Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, так и Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы. Перечнем источников доходов бюджетной системы Российской Федерации, полномочия по администрированию которых возлагается на территориальные органы Федеральной налоговой службы (приложение к приказу ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@), определен в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой (код бюджетной классификации 182 1 01 02021 01 0000 110).
Таким образом, из смысла законодательства Российской Федерации о налогах и сборах следует, что действия, направленные на применение мер, связанных с взысканием сумм задолженности с налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), исходя из обязательств последних, вытекающих из деятельности обособленных подразделений, полномочны осуществлять также налоговые органы по месту учета обособленного подразделения налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), - в том числе исходя из ведения соответствующим налоговым органом КРСБ налогоплательщика по обособленному подразделению именно, налоговым органом по месту учета соответствующего обособленного подразделения.
Данное, в свою очередь подтверждено Федеральным арбитражным судом Уральского округа в постановлении от 28.03.2011 N Ф09-1295/11-С3.
Ссылки ГУП "Башавтотранс" на п. 3 ст. 101.3 НК РФ отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данная норма Кодекса регламентирует направление налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как действия, связанные с принятием мер, направленных на принудительное исполнение обязанности по уплате сумм налогов, пеней и штрафов возлагаются в том числе на налоговые органы по месту учета обособленного подразделения налогоплательщика.
Повторного выставления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговым органом по месту учета обособленного подразделения организации-налогоплательщика при этом не требуется, в том числе, исходя из нормы, закрепленной в п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод суда первой инстанции о том, что ненаправление Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Уфы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа лишает ГУП "Башавтотранс" "_возможности проверить правильность начисления пеней и штрафов по праву и размеру", является ошибочным, так как, законность требования N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010 установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-3507/2010.
Каких-либо возражений относительно размера взыскиваемых Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, пеней и налоговых санкций, - сопровождаемых мотивированным контррасчетом налогового агента, государственным унитарным предприятием "Башавтотранс" Республики Башкортостан не представлено, ни при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы налогового органа (с учетом отложения Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, судебного разбирательства), и о наличии соответствующих возражений представителем заинтересованного лица заявлено не было.
В судебном заседании 10.05.2011 представителями лиц, участвующих в деле, было пояснено, что в связи с отказом Инспекции ФНС России по Советскому району г. Уфы в удовлетворении заявленных требований в рамках дела N А07-873/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан была вынуждена обратиться в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ГУП "Башавтотранс" указанных сумм пеней и налоговых санкций, однако, срок для обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд, Межрайонной инспекцией пропущен; в настоящее время итоговый судебный акт по упомянутому заявлению Межрайонной инспекции, Арбитражным судом Республики Башкортостан не принят.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что фактически ГУП "Башавтотранс" предпринимаются действия, направленные на намеренное уклонение от исполнения уплаты сумм задолженности по решению от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп, вынесенному Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, законность которого в части, подтверждена судебными актами в рамках дела N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Налогоплательщик, злоупотребляющий правом, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о взыскании с ГУП "Башавтотранс" задолженности по пеням и штрафам подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением заявленных требований с ГУП "Башавтотранс" в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2011 года по делу N А07-873/2011 отменить.
Требования, заявленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы удовлетворить.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан в доход бюджета 6 471 357 (шесть миллионов четыреста семьдесят одну тысячу триста пятьдесят семь) рублей , в том числе 5 805 354 (пять миллионов восемьсот пять тысяч триста пятьдесят четыре) рубля пеней по налогу на доходы физических лиц и 660 003 (шестьсот шестьдесят тысяч три) рубля штрафа по налогу на доходы физических лиц, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 55 356 руб. 78 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-873/2011
Истец: ИФНС России по Советскому району г. Уфы
Ответчик: ГУП Башавтотранс, ГУП БАШАВТОТРАНС РБ
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13247/11
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13247/11
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4063/11
16.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3418/11