Сертификация бизнес-тренеров РАБО: повышая доверие к рынку
В середине 2006 года Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) объявила о старте программы профессиональной сертификации бизнес-тренеров. Сегодня можно говорить о первых результатах этой программы, а также оценить ее значение для развития российского рынка тренинговых услуг.
На сегодняшний день в профессиональном сообществе и среди заказчиков еще нет четких представлений о ценности сертификации. Во многом это обусловлено тем, что профессиональная сертификация у нас в стране только начинает развиваться, а единые стандарты еще не выработаны. Сами специалисты пока тоже не получают очевидных дивидендов от нее. Однако очевидно, что рано или поздно ситуация начнет меняться. Сертификация РАБО, по мнению многих профессионалов, стала первым серьезным шагом в этом направлении.
Так, с точки зрения Юрия Турина, директора по консалтингу и образовательным программам АКФ "Ажур", сертификация бизнес-тренеров РАБО имеет большое значение для всего профессионального сообщества. "Сертификация, определяя квалификационные требования к бизнес-тренеру, организует и структурирует этот сегмент рынка, - замечает он. - Это позволяет сделать рынок более цивилизованным и способствует отсечению непрофессионалов". Похожего мнения придерживается Наталья Володина, HR-директор Silvano Fashion Group. "Профессиональная сертификация влечет за собой как развитие рынка, так и повышение статуса профессии как таковой, - говорит она. - Речь об определении критериев оценки качества работы тренеров идет уже очень давно, и важно то, что первые шаги стали наконец предприниматься". Среди главных целей профессиональной сертификации РАБО можно выделить две. Это повышение доверия к услугам бизнес-тренеров, а также формирование объективного критерия оценки качества их работы. Григорий Серов, старший менеджер по работе с персоналом "Группы e-port", считает, что сертификация бизнес-тренеров, проводимая РАБО, в целом соответствует заявленным целям. "Любая стандартизация вносит упорядоченность, - замечает он. - При этом состав экспертной комиссии, которая проводила сертификацию, выглядел очень впечатляюще, он включал в себя только профессионалов, достойных уважения". По оценкам профессионалов, российское сообщество бизнес-тренеров сегодня стоит на пороге масштабных изменений, необходимых для выхода рынка тренинговых услуг на качественно новый уровень. "Сегодня тренинги как часть бизнес-образования очень востребованы, - объясняет Юрий Гурин. - Этот сегмент будет расти и дальше. Как правило, при возникновении нового сегмента рынка появляется много людей и компаний, которые хотят заработать, но не имеют для этого ни профессиональных знаний, ни опыта. Естественно, что некачественные услуги таких "специалистов" бросаюттень на все сообщество бизнес-тренеров". Поэтому, по словам Юрия Турина, любое профессиональное сообщество в определенный момент понимает, что для своего развития и успешного функционирования оно должно защитить себя от неквалифицированных специалистов. Одним из инструментов такой защиты является профессиональная сертификация.
Как известно, обучение в университете и диплом о высшем образовании не подтверждают практических навыков. При этом некоторые профессии не требуют обязательного лицензирования. Например, любой человек может называть себя бизнес-тренером и работать им. Теоретически, именно сертификация должна подтверждать его профессиональный уровень.
"Главная сложность, с моей точки зрения, заключается в том, чтобы предложенная система сертификации была признана профессиональным сообществом, - говорит Наталья Володина. - Для этого важно вовлечь ведущих представителей профессии в процесс разработки и внедрения критериев оценки и сертификационных процедур". Действительно, на рынке бизнес-тренеров сегодня складывается следующая ситуация. Компаниям-клиентам часто бывает сложно объективно оценить уровень специалиста. Соответственно, возникает потребность в некотором инструменте, который мог бы определять квалификацию тренера.
"Для меня тема сертификации является относительно новой, - рассказывает Григорий Серов. - Возможно, есть альтернативные РАБО стандарты сертификации и организации, которые ими занимаются. Конечно, в этом случае необходимо тщательно сравнивать. Как бы то ни было, плюсы от введения сертификации очевидны для потребителей тренинговых услуг. И проблем с признанием сертификации профессиональным сообществом я не вижу, учитывая, что в качестве экспертов выступают наиболее авторитетные в своей профессии люди. Причем принцип коллегиальности в принятии решений должен исключить возможность необъективных оценок. Так что если члены профессионального сообщества видят, что система логична и объективна, и знают, кто эксперты, - значит, система будет вызывать доверие".
Григорий Серов выражает надежду, что результатом введения сертификации станет постепенное уменьшение до нуля доли непрофессиональных тренеров и низкопробных тренинговых компаний, число которых на рынке сегодня достаточно велико. "Хотя, конечно, этот процесс потребует определенного времени, - говорит он. - Да и в любом случае останутся клиенты, для которых одним из главных критериев выбора тренинга станет его цена, а не качество. Они будут продолжать сотрудничать стренинговыми компаниями невысокого уровня. Аналогичную ситуацию можно наблюдать сегодня, например, с рекрутинговыми агентствами".
Усилия по консолидации профессионального сообщества, предпринятые РАБО, безусловно, должны сыграть свою роль в развитии тренингового рынка. Любая сертификация имеет значение, когда по крайней мере 10-15% участников рынка уже сертифицированы. Пока само понятие сертификации бессмысленно, поскольку практически все называют сами себя "сертифицированными тренерами". Это ведет как к падению престижа всего профессионального сообщества, так и к обесцениванию сертификации. Действительно, в конечном счете ценность профессиональной сертификации зависит от того, удастся ли рынку сформировать здесь сильную стандартизированную систему. Реакция рынка свидетельствует о том, что фраза "сертифицирован РАБО" уже сыграла свою роль, такую сертификацию воспринимают всерьез. Ведь в высоком качестве работы своих коллег заинтересованы прежде всего сами бизнес-тренеры.
Юрий Гурин также считает, что сертификация РАБО поможет рынку сделать шаг в сторону создания общепризнанной шкалы оценки профессионалов. Для этого, по мнению Юрия Турина, РАБО целесообразно провести кооперацию с другими сертифицирующими организациями, представленными в России.
Еще один вопрос, который обсуждается сегодня участниками рынка, заключается в том, должно ли российское профессиональное сообщество бизнес-тренеров разрабатывать собственные стандарты сертификации или ему следует обратиться к уже существующим западным нормативам. Здесь высказываются самые разные точки зрения. Так, по мнению Григория Серова, перенос западных стандартов сертификации в Россию без адаптации и учета наших реалий был бы ошибкой. "Это практически универсальное правило, то же самое можно сказать и о многих других сферах, - говорит он. - Так что, безусловно, надо создавать свои стандарты сертификации, что, конечно, не исключает использование западного опыта". "Что касается заимствования западных стандартов, то считаю, что это не самый удачный вариант, - соглашается Наталья Володина. - Акцент необходимо сделать на разработке такой системы, которая будет отвечать уровню развития российского рынка бизнес-образования. Только тщательная проработка всех аспектов позволит системе сертификации стать востребованной среди участников рынка".
А вот Юрий Гурин считает, что "изобретать велосипед" нет необходимости. "Задача заключается в творческой адаптации имеющегося в мире опыта с учетом собственного опыта российского рынка, - говорит он. - Конечно, нужно учитывать традиции российской системы образования (базирующейся на немецкой системе), наличие у отечественного слушателя навыков активно учиться, исходя из его опыта получения образования с начальной школы, и далее".
К. Мартынов
"Кадровый менеджмент", N 1, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811