В нашем бюджетном учреждении планируется замена морально устаревшей системы пожарной сигнализации, которая не числится в бухгалтерском учете в качестве объекта ОС, следовательно, затраты на ее модернизацию не могут быть отнесены нами на увеличение ее балансовой стоимости. Стоимость здания учреждения по оценке БТИ - 20 млн. руб., стоимость работ - около 10 млн. руб.
По какой статье бюджетных расходов следует оплачивать модернизацию системы и каков порядок отражения данных затрат в бюджетном учете учреждения, если данные работы оплачиваются как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности?
Проведение работ по замене морально устаревшей системы пожарной сигнализации квалифицируется как модернизация, поскольку расширяются возможности применения и улучшаются эксплуатационные характеристики этой системы.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н, расходы на реконструкцию и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР.
Согласно п. 18 Инструкции N 25н*(1) инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое. Следовательно, отсутствие модернизируемых объектов основных средств в бюджетном учете учреждения может быть обусловлено тем, что такой объект является элементом других состоящих на бюджетном учете объектов основных средств (например, зданий), что может быть подтверждено техническими паспортами или поэтажными планами зданий). В указанных случаях затраты на модернизацию элементов здания (независимо от их размера) подлежат отнесению на увеличение балансовой стоимости здания в целом. При этом такое увеличение должно быть оформлено в Бюро технической инвентаризации (БТИ).
Сложности могут возникнуть, если модернизируемые элементы не детализированы в технических паспортах на эти здания. В таком случае целесообразно предварительно уточнить в БТИ наличие этих элементов и внести сведения о них в технический паспорт здания (например, на основании согласованного с БТИ поэтажного плана здания*(2).
Наконец, серьезные трудности возникают при отражении в бюджетном учете учреждения операций по формированию стоимости модернизируемого объекта основных средств при оплате работ по его модернизации за счет разных источников финансирования.
К сожалению, ответа на данный вопрос в действующих нормативных документах не содержится. В связи с тем, что бюджетные и внебюджетные средства отражаются в учете отдельно, а также отражение в учете стоимости нефинансовых активов по частям невозможно, единственный, по мнению автора ответа, выход при оплате нефинансовых активов частично из бюджетных, а частично из коммерческих источников заключается в следующем. Поскольку оплата внебюджетных затрат учреждения за счет бюджетного финансирования является грубым нарушением бюджетного законодательства, следует признать, что если в стоимости основного средства есть хотя бы один рубль "бюджетных" затрат, то весь объект следует отражать в учете как "бюджетное" имущество. При этом произведенные из внебюджетных источников и включенные в стоимость основного средства затраты подлежат отнесению на расходы в бухгалтерском учете по внебюджетной деятельности. В налоговом учете данные суммы не учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль, а в рамках бюджетной деятельности подлежат отнесению на увеличение стоимости основного средства в корреспонденции со счетами учета прочих доходов. Погашать внебюджетные расходы за счет бюджетных средств недопустимо, так как это нецелевое использование, не соответствующее условиям их получения (ст. 289 БК РФ).
Правила перевода нефинансовых активов с одного вида деятельности на другой разъяснены Минфином в Письме от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354. Решение о переводе нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов государственной власти" распространяются данные полномочия.
Учитывая вышеизложенное, операции по модернизации основных средств отражаются в бюджетном учете учреждения в следующем порядке:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Примечания |
Сторонней организацией ока- заны услуги по модернизации (реконструкции) основного средства: |
Поскольку здания, как правило, приобретаются за счет бюджетных средств, НДС, начисляемый на стоимость их модернизации (или их элементов), включается в балансо- вую стоимость. |
||
- за счет бюджетных средств | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | |
- за счет внебюджетных средств |
2 106 01 310 | 2 302 19 730 | |
Списаны (переведены) капи- тальные вложения по модер- низации на бюджетную дея- тельность |
2 401 01 241 | 2 106 01 410 | Данные операции отражаются в бюд- жетном учете учреждения в случаях финансирования модернизации объ- екта основных средств за счет как "бюджетных", так и внебюджетных источников. |
Приняты на учет по бюджет- ной деятельности капиталь- ные вложения по модерниза- ции |
1 106 01 310 | 1 401 01 180 | |
Увеличена первоначальная стоимость основного средст- ва на сумму модернизации |
1 101 хх 310 | 1 106 01 410 | На стоимость модернизации основ- ного средства. |
И. Гарнов,
руководитель отдела аудита и консалтинга
бюджетных учреждений ООО "А.И. Аудит-Сервис"
1 мая 2007 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(2) Если таких элементов нет и в поэтажном плане здания, то существует риск предъявления учреждению претензий по поводу не согласованных с БТИ изменений конструкции таких зданий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"